18 августа сего года вступил в силу новый закон о защите прав потребителей.
Стихийная проверка готовности продавцов к новому закону показала ее полное отсутствие
Разведка боем
После того, как целый разворот в нашей газете был посвящен беседе о новом законе, мы не могли не пойти в этой теме дальше, чтобы узнать, насколько предприниматели ознакомлены с ним. Мы специально выждали время, чтобы нормы закона как следует уложились в головах. Затем журналист и фотокор «АВ» со взятой для эксперимента в бухгалтерии купюрой явились на Центральный рынок. В качестве консультанта выступила Багила Куатова, председатель общества по защите прав потребителей «Адал». Центральный рынок был выбран потому, что именно его работников в свое время собирали, знакомили с новым законом и даже раздавали журналы, где он был напечатан.
Нашей задачей было использовать новые главы закона по полной: то есть покупать товар, а затем, не вдаваясь в объяснения, возвращать покупку и просить назад деньги. Последнее было особенно важно, так как сумма в пять тысяч тенге была подотчетной.
Для начала Багила Жолмурзаевна, чтобы не иметь в дальнейшем проблем, повела нашу импровизированную комиссию к директору ТОО «Центральный рынок» Талгату Кубашеву: «Надо поставить руководство рынка в известность». Руководство от нашей идеи оказалось не в восторге. «Кто будет помнить об этом новом законе? Это же обычный базар, на нем обычные люди», — развел руками Талгат Жакеевич. Но добро дал.
Итак, мы пошли тратить деньги. Сразу, чтобы оградиться от излишних вопросов и предложений, была придумана легенда: берем не для себя. Покупаем подарок для начальника на деньги организации, нам нужны и чек, и возможность вернуть товар, если он придется не ко двору.
По понятиям
Пока мы с этой байкой шли в сторону крытого павильона с одеждой, Багила Жолмурзаевна по пути присмотрела киоск, торгующий номерами, картами загрузки и сотовыми телефонами. На киоске висело объявление «Товар обмену и возврату не подлежит». С этой-то надписью и решено было повоевать. Как известно, начиная с 18 августа не подлежат обмену и возврату только лекарства, растения и животные, нательное белье, чулки, носки и колготки. Но отнюдь не телефоны.
«А если я вот этот телефон куплю за 15 тысяч, а потом в другом киоске увижу такой же, но дешевле, вы мне вернете мои деньги?» — допытывалась Куатова у молоденькой продавщицы. Девушка отвечала, что нет, не вернет. «А почему?» — настаивала правозащитница.
— Ну, апай, вы же его купили! Он же без брака.
— А вы знаете, что вышел новый закон о защите прав потребителей, и по этому закону можно возвращать любой товар в течение 14 дней?
Нет, такого закона девушка не знала.
Следующий киоск предлагал ювелирные изделия. Багила Жолмурзаевна сказала, что все равно ей надо покупать золотой браслет, вот заодно и приценится. Покрутив выбранную драгоценность в руках, она начала расспрашивать у продавцов, вернут ли ей деньги, если браслет ей все же не подойдет. Произошел недолгий разговор. Потом Багила Жолмурзаевна вернулась и устало пояснила: «И тут мне все по понятиям пытаются доказать. «Вы же купили, вы же носили»… Они даже не знают, что и по старому, и по новому закону золото можно возвращать, только если при продаже была указана проба выше настоящей, и это удалось доказать».
Рукописный чек
Вот, наконец, мы дошли и до одежды. Присмотревшись к симпатичной рубашке в тонкую полоску, я начала рассказывать, что нас послали покупать шефу подарок. Размер шефа мы не знаем, и на всякий случай предупреждаем, что можем прийти обратно. Продавщица поначалу активно помогала подобрать размер, но когда услышала о возврате, как-то посуровела и отказала нам в покупке.
Следующий продавец согласился вернуть деньги. Мы стали просить чек. Мало ли когда мы вернемся, за 14 дней нас могут и забыть. Но чека у продавщицы не оказалось никакого.
«Это все бесполезно! — категорично заявила Куатова, когда мы выбрались из рубашечного ряда. — Никто не согласится отдавать назад деньги, особенно крупную сумму».
Но мне все равно хотелось хоть что-нибудь приобрести. И я пошла туда, где по определению должен быть кассовый аппарат — в магазин на территории рынка. Пока Куатова вздыхала над моей наивностью, я положила глаз на чайный сервиз и придумала новую легенду про то, как мы за три года работы в коллективе свой сервиз поколотили, и вот мне поручили купить новый. Я даже начала всерьез осматривать чашки, ища изъяны. И вот наступил решающий момент. Продавщица упаковала новенький сервиз в коробку, и я попросила чек. «У нас товарного чека нет, но вы возьмите в администрации закупочный акт, он тенге сто стоит. Или давайте я напишу от руки и все там укажу: фамилию, номер лицензии, РНН». Я почти согласилась на рукописный вариант, но тут Багила Жолмурзаевна схватила меня за руку и повлекла вон из магазина: «У нее даже печати на этот чек нет. Как ты потом докажешь?».
Пришлось нам уходить, так и не разменяв пятитысячную купюру. Я принялась вспоминать, как однажды в «Анваре» мне вернули деньги за торт ценой больше тысячи тенге – просто потому, что праздник сорвался, и торт кушать было некому. «Крупным магазинам, таким, как «Дина» и «Анвар», репутация дороже тысячи тенге. А вот на обычном рынке все как было, так и осталось. Словно никакого закона не принимали», — объяснила Куатова.
Багила КУАТОВА, председатель общества по защите прав потребителей «Адал»:
— Мы с вами прошлись по рынку и воочию убедились: закон вступил в силу, но ни предприниматели, ни потребители к нему не готовы. Нам никто не предложил чека, никто сразу не согласился на обмен или возврат товара. Предприниматели не знают своих обязанностей, вешают таблички «Товар обмену и возврату не подлежит». Культуры пока нет ни у той, ни у другой стороны. Вместо того, чтобы решать конфликт в рамках закона, берут глоткой. Как быть? Информировать и еще раз информировать.
Причем к этой работе должны подключаться как общественные организации, так и государственные органы.
Дмитрий ДОВМАТЕНКО, директор Актюбинского филиала Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана:
— Мы — наша ассоциация, городской отдел предпринимательства, ассоциация по защите прав предпринимателей — собирали работников рынка, рассказывали им про новый закон. Но, видимо, люди сидели и думали, как там их товар поживает. Очевидно, в одно ухо влетело, в другое вылетело. А, возможно, они попросту пользуются юридической безграмотностью самих покупателей?! Поэтому винить лишь предпринимателей нельзя. Потребитель тоже должен внести свою лепту в популяризацию этого закона, чтобы не идти на поводу у продавцов.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА