Современные реалии таковы, что деятельность кредитного бюро касается почти каждого казахстанца.
Кредитное бюро – это специализированная организация, созданная для того, чтобы собирать и хранить информацию о заемщиках и выданных им кредитах. Из накопленной информации с согласия заемщика формируется персональный кредитный отчет для предоставления банкам, микрокредитным и микрофинансовым организациям, лизинговым и страховым компаниям, операторам связи, поставщикам и иным компаниям. Запрос делается в тот момент, когда человек намеревается в очередной раз оформить кредит.
История погашения кредитов — фактически репутация человека в банковском мире, дающая новые возможности. Для потенциального заемщика онлайн-режим сокращает перечень документов, необходимых для подачи заявки на новый кредит, а также время обслуживания.
Любое физическое или юридическое лицо также имеет право ознакомиться с содержанием своей кредитной истории. В соответствии с законом «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» эта информация хранится в течение десяти лет и более.
Обновление информации о субъектах кредитной истории на сайте http://www.1cb.kz/index/pages/i/zakonkb банками второго уровня и финансовыми организациями производится не реже одного раза в пятнадцать рабочих дней.
Среди населения распространены ошибочные суждения о деятельности кредитного бюро. Развеем наиболее популярные.
Миф первый
Кредитное бюро занимается формированием черных списков. Обращений с просьбой удалить из черного списка поступает множество. Но находятся и такие люди, которые обращаются с просьбой внести в черный список своих недобропорядочных родственников, которые берут деньги в долг и не возвращают их.
На самом деле:
Кредитное бюро лишь собирает и хранит сведения обо всех кредитах, выданных банками и иными кредитными организациями, при этом не определяя, хорошая кредитная история у человека или плохая. Тем более не вносит заемщиков в какие-либо списки.
Миф второй
Кредитное бюро может очистить или обнулить негативную информацию о просрочках, которые допускались заемщиком в течение действия кредита и тем самым помочь получить новый кредит.
Люди нередко обращаются в кредитное бюро для того, чтобы рассказать историю своей жизни, объяснить причины, по которым они в свое время допустили просрочки, пытаются уговорить сотрудников бюро пойти им навстречу и очистить кредитную историю. Многие полагают, что в кредитном бюро могут откорректировать данные, чтобы можно было получить кредит в банке.
На самом деле:
Кредитное бюро не вправе корректировать и не корректирует информацию, источником которой является кредитор (банк/кредитная организация), и любые исправления в кредитной истории может вносить только сам кредитор, и исключительно в случаях, если переданная в кредитное бюро информация является действительно некорректной и/или данное доказано в суде и имеется соответствующее решение.
Кредитная история показывает платежную дисциплину заемщика за весь период действия кредита. Корректная информация об имевшихся по кредиту просрочках из кредитной истории не удаляется и не обновляется.
Миф третий
Кредитное бюро отвечает за принятие решения о выдаче кредита. Такое мнение у людей складывается из-за некорректности ответа самого банка. Не всегда банк озвучивает заемщику причину отказа в предоставлении кредита, чаще всего банковский работник просто говорит клиенту, что негативные сведения о нем поступили из кредитного бюро.
Далеко не все понимают, что кредитное бюро не принимает решение по предоставлению кредита, что банк самостоятельно принял отрицательное решение из-за допущенных когда-либо или имеющих место в настоящее время просрочек, отраженных в конкретной кредитной истории, либо превышения коэффициента долговой нагрузки. В итоге получившие отказ обращаются в кредитное бюро с требованием пересмотреть принятое решение.
На самом деле:
Кредитное бюро не участвует в принятии решения о выдаче кредита, а лишь предоставляет информацию для принятия решения самим банком. При этом согласно пункту 11 Правил предоставления банков-ских услуг и рассмотрения банками обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг, банк обязан в срок до трех рабочих дней со дня принятия решения по банковскому займу информировать клиента о выдаче либо об отказе в выдаче банковского займа с указанием причин отказа.
Миф четвертый
Кредитная история после пяти лет обнуляется.
Часто люди обращаются в кредитное бюро с просьбой обнулить их кредитную историю, так как прошло 3-5 лет.
На самом деле:
Возможно, у некоторых банков есть временные критерии надежности заемщика. Если, к примеру, у заемщика были просрочки, но последние три года он аккуратно вносил платежи по займам, то банк это вполне может устроить. Но кредитное бюро обеспечивает хранение кредитных историй в течение десяти лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитной истории.
Миф пятый
Если кредитная история плохая, то кредит больше никогда и нигде не дадут.
На самом деле:
Это не всегда так. Не существует единых критериев оценки кредитных историй, у каждого банка собственная кредитная политика. Если в одном банке любая просрочка будет являться причиной для отказа, то в другом даже при просрочке больше месяца могут одобрить кредит, увеличив ставку вознаграждения.
Если ваша кредитная история не совсем идеальная, вы всегда можете улучшить ее хорошими показателями своей исполнительности последующих займов. При этом мы всегда рекомендуем для начала оформлять небольшие потребительские кредиты, к примеру, на бытовую технику. Продемонстрировав свою платежеспособность и исполнительность, тем самым вы улучшите состояние своей кредитной истории и сможете в будущем рассчитывать на получение более крупных кредитов.
Иногда возникают ситуации, когда в кредитной истории обнаруживаются различные ошибки и неточности. Если вы столкнулись с таким фактом, то вправе требовать ее исправления. Для этого необходимо обратиться в Первое кредитное бюро, где вам будет предоставлена услуга по оспариванию некорректной информации в кредитном отчете. В соответствии с законодательством в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления оно будет рассмотрено и направлено поставщику информации для выяснения ситуации.
Важно знать, что исправление кредитной истории — это процесс изменения информации, не соответствующей действительности, на достоверную. Историческая информация об имевших место фактах просрочки по кредиту не подлежит корректировке или удалению. Услуга по оспариванию информации предоставляется совершено бесплатно.
Для удобства граждан Первое кредитное бюро разработало специальный сервис по контролю кредитной истории «CreditControl». Она схожа с смс-банкингом и позволяет быть всегда в курсе изменений, происходящих в кредитной истории.
ВАЖНО! Помните, что в соответствии с законом любое физическое лицо имеет право один раз в течение календарного года получить персональный кредитный отчет о себе бесплатно. И лишь при каждом повторном обращении в течение одного календарного года взимается оплата в размере 400 тенге.
Информация предоставлена ТОО «Первое кредитное бюро».