«Аутизм победим» – проект с таким названием презентовали актюбинским педагогам специалисты добровольного общества «Милосердие».
Общественный фонд «ДОМ» (Добровольное общество «Милосердие», г. Алматы) объединяет волонтеров, педагогов инклюзивного образования, родителей детей с диагнозом «аутизм». Именно они первые помощники своих особенных деток. Если ранее для многих аутизм звучал как приговор, то проект «Аутизм победим!» вселил в родителей надежду.
В ходе двухдневного семинара-практикума, посвященного целостному подходу к работе с детьми с ментальными нарушениями, дефектологи, психологи, логопеды и родители обменивались опытом. Мероприятие проходило на базе СШ № 19, в которой действуют инклюзивные ресурсные кабинеты, как и в других учебных заведениях области.
В 2011 году проект инициировали родители особенных детей на собственные средства. Они объединились для решения общей проблемы так как информации о специфике протекания заболевания, способах его лечения почти не было. Спустя два года инициативу поддержал фонд «Самрук-Қазына». Так, при ОФ «ДОМ» появился центр помощи детям с аутизмом.
В первый день для участников семинара прочитали лекцию о расстройстве. Специалисты рассказали, насколько важно учитывать все аспекты в развитии ребенка для оказания максимально эффективной помощи. Логопеды и дефектологи показали методы и приемы работы над речью ребенка с подобными нарушениями, причем это не всегда касается аутизма. Родители и педагоги инклюзивного обучения увидели реальные кейсы взаимодействия с особенными ребятами.
Был показан видеоролик про мальчика Али. Ребенок пришел в центр с тяжелой степенью проявления аутизма – он громко плакал, впадал в истерику, не принимал общепринятый режим для школьников восьми лет, не желал одеваться, принимать пищу, не говоря уже об элементарной гигиене. Уговоры мамы не имели должного воздействия. Только езда с отцом на машине по городу помогала успокоить ребенка. Так прокомментировала ролик одна из педагогов центра.
Затем были продемонстрированы сюжеты по постепенной реабилитации Али и то, как работают с ним специалисты. Сейчас ребенок социален, коммуникабелен, продолжает обучение в центре.
После каждого блока участники делились мнениями, обсуждали кейсы. Координатор проекта, одна из его инициаторов, психолог Сайяра Михрамова приехала вместе с сыном, которому в пятилетнем возрасте диагностировали аутизм. После того как он прошел курс обучения, его сняли с учета.
Сайяра рассказала о комплексной методике программы, построенной на трех равноценных компонентах: психолого-педагогической коррекции и работе с профильными специалистами, физическом и творческом развитии (рукоделие, вокал, танцы, африканские барабаны, театр и многое другое). Дети школьного возраста проходят обучение в «Образовательном проекте».
Психолог напомнила о признаках, при проявлении которых у детей нужно обращаться к специалистам:
– Это отсутствие визуального контакта у малыша в первый год жизни, например, он не откликается на свое имя. Такие сигналы становятся поводом для обращения к врачам. Главное, не поддаваться панике. Работа с родителями – отдельная тема. Наша группа ежегодно выезжает в регионы, чтобы поделиться эффективными методами и доказать, что аутизм может быть побежден, что это не окончательный приговор.
Подросшие воспитанники центра тоже приехали в составе команды единомышленников в качестве ассистентов наставников.
Психолог на примере личного опыта отметила важность компетентности врачей, к которым обращаются мамы. Часто признаки аутизма путают с девиантным поведением, избалованностью, тем самым упуская время лечения.
Аналогичной историей малыша поделилась и мама, педагог-психолог Жайсан Ибадулаева. Она поблагодарила участников семинара, подчеркнула продуктивность и эффективный подход коллег в работе с особенными детьми. Диагноз ее сыну поставили в раннем возрасте, тогда все списывали на избалованность первенца и чрезмерную опеку родителей. Паника, стресс, слезы – такие эмоции испытал каждый родитель перед осознанием и принятием диагноза. Поиск врачей, консультации, обучение в центре «Асыл Мирас» дали хороший результат. Сегодня ее четырехлетний сын посещает коррекционный детский сад, продолжает лечение у массажистов, остеопатов и обучение у педагогов-психологов.
Фото предоставлено общественным фондом «ДОМ»
Нургуль АРИНОВА