Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Домбрист и дирижер

В филармонии имени Газизы Жубановой состоялся необычный концерт: художественный руководитель и главный дирижер оркестра казахских народных инструментов имени Даулеткерея (г. Уральск) Еркин Нурымбетов дирижировал Актюбинским оркестром казахских народных инструментов имени Ахмета Жубанова.

Опыт дирижирования чужим коллективом в творческой копилке Еркина не первый: он уже давал подобные концерты с оркестрами Монголии, областных центров Казахстана. Благодаря этому репертуар музыканта из Уральска обогатился специфическими произведениями разных регионов. Так, музыка казахов Западного Казахстана необыкновенно динамична, Центрального Казахстана (вспомним песни Абая) — лирична, у казахов Восточного Казахстана синтез героики и лирики. Кстати, последняя очень схожа с той монгольской мелодией, которую актюбинцы слышали на концерте…

Беседуешь с Еркином Шаяхметовичем о творческом пути, планах и понимаешь, что секрет этого человека — в привычке к труду. Сами посудите. В родной Кызылорде он с отличием окончил детскую музыкальную школу по классу домбры и музыкальное училище. Потом было Алматинское музыкальное училище имени Чайковского, а в консерватории имени Курмангазы учился сразу по двум специальностям: домбра и этномузыковедение.

— Я не знаю, откуда тяга к музыке. Мама — банковский работник, отец — железнодорожник, но весьма одаренный в разговорном жанре: тех пословиц, которые он знает, нет ни в одном сборнике. А мама, выйдя на пенсию, стала писать стихи. Еще был дед, учитель русского языка и литературы. Будучи убежденным коммунистом, он читал намаз как положено: строго вовремя и на арабском языке. Поднимая народное образование в Казалинске еще до войны, учил в школе Розу Багланову. Во времена моего студенчества Роза Тажибаевна вспомнила деда!.. — рассказывает о себе Еркин.

Со студенческой скамьи Еркин знал, что без музыки жить не сможет, и уже тогда работал в оркестре имени Курмангазы домбристом и дирижером. И госэкзамен по дирижированию сдавал с этим коллективом. Кстати, педагогом Еркина по классу дирижерского мастерства был сам Толепберген Абдрашев, а по классу домбры — не менее знаменитый Айткали Жайымов.

О семье говорит мало. Дети — не музыканты, а жена — тема особая.

— Мы с ней на работе 24 часа в сутки. Так как она тоже музыкант, концертмейстер группы кобызистов оркестра имени Даулеткерея, разговоры и дома только о музыке, — улыбаясь, рассказывает Еркин Шаяхметович.

После окончания консерватории молодой домбрист и дирижер Нурымбетов продолжил работу в оркестре имени Курмангазы. Но в 2001 году музыканту вдруг поступили предложения сразу из четырех областей возглавить оркестры. Об этом он вспоминает с удовольствием:

— Не знаю почему, но выбрал Уральск. Сейчас для меня это один из лучших городов на свете, даже написал несколько песен о нем. А «Оралым, асыл калам» считается неофициальным гимном города.

Имеются у Еркина Нурымбетова и собственные сборники. Вот сборник домбровых кюев Алшекея — дипломная работа; «Қиыл кырғыны» — кюи Махамбета, переложенные для оркестра; сборник песен и два детских пособия, потому что Еркин Шаяхметович работает педагогом оркестра в детской музыкальной школе.

— Где находите кюи, если Алшекей и Махамбет нотной грамотой не владели? — спрашиваю у собеседника.

— Никто из народных композиторов нот не знал. Кюи сохранились благодаря памяти исполнителей: слуховой, зрительной. И каждый исполнитель привносит в музыку свое, вот поэтому в классической музыке есть только один вариант звучания мелодии, а в народной — несколько. И каждый из вариантов лишь обогащает оригинал, — считает дирижер.

И не только с народной музыкой так. С классической тоже. Надо слышать, как звучит каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» в сопровождении оркестра имени Ахмета Жубанова!.. И это тоже привычный для музыканта опыт.

— Готовясь к гастролям в той или иной стране, я включаю в репертуар и их музыку. Это безусловно нравится зрителям. Очень интересный случай был в Германии. Обнаружив сходство тем тамошней детской песенки и одного из казахских кюев, я саранжировал так: играем куплет песенки и фрагмент кюя. Так вперемешку и сыграли всю песню и весь кюй. Шквал аплодисментов и абсолютный восторг со стороны немецкой публики! — вспоминает Еркин.

Обязательно надо сказать о вокалистах Западно-Казахстанской филармонии имени Курмангалиева, выступавших на концерте с Актюбинским оркестром. Это молодой певец Айбар Каирханов, выпускник ЗКГУ имени Махамбета, потрясающе исполнивший каватину Фигаро, и известный не только в Казахстане Катимолла Бердигалиев. Катимолла исполнил арию Естая в манере терме (из оперы Мукана Тулебаева «Биржан и Сара») и песню Нурымбетова «Балдызым» в традиционной манере. Поистине, неисчерпаемы таланты земли казахстанской!..

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"