Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дорога до Улгайсына: строительство по новым правилам

Подрядные организации, выигравшие тендер, будут сами проектировать работы, а также обязуются содержать участок в течение семи лет. Об этом стало известно во время рабочей поездки в нашу область вице-министра транспорта Сатжана Аблалиева.

Новые требования к подрядчикам

Столичный гость встретился с жителями региона и ответил на вопросы по автодорожному строительству, транспорту и логистике, гражданской авиации и другим.
В первую очередь Сатжан Аблалиев отметил масштабные планы по развитию дорожной инфраструктуры. По его данным, состояние 94% республиканских дорог нашей области считается удовлетворительным, местных дорог — 80%. Всего в нынешнем сезоне по области отремонтируют 832 км дорог. Среди них особое внимание уделяется реконструкции маршрута Актобе — Улгайсын. Вице-министр не стал скрывать, что эта трасса не выдерживает никакой критики:
— Настолько было тяжело в прошлом сезоне, что зимой из-за бурана пришлось дней на десять закрыть дорогу, а летом выделить дополнительные средства на текущий ремонт.
По его словам, к реконструкции привлечены внешние займы Азиатского банка развития и других. Напомним, работа на первых 28 км уже начата в 2024 году за счет республиканского бюджета, по остальным участкам проводятся тендерные процедуры. Полностью работы завершатся к 2029 году. Автодорога будет четырехполосной, но, в отличие от других, встречные направления не будут пересекаться и расстояние между ними составит не менее 40-50 метров.
— Старую не будем трогать, пока не достроим другую половину. И только после этого приступим к реконструкции прежней дороги, — пояснил вице-министр транспорта. – Здесь мы применяем новые правила, как и при строительстве объездного пути Сарыагаша в Туркестанской области. Подрядная организация сама проектирует свои работы, а после сдачи объекта обязуется содержать ее в течение семи лет. Новый механизм позволит повысить качество и ускорить сроки. Думаем, это эффективный метод.

Дорожная и околодорожные эпопеи

Актюбинцев интересовали вопросы, связанные с ремонтом дороги Кандыагаш – Шалкар. Как сказал Сатжан Аблалиев, участок намерены завершить в 2026 году, средний ремонт продолжится далее до Иргиза. Нурлан Сейиткамалов из Мугалжарского района поднял сразу три проблемы. В том числе он просит изыскать средства на восстановление моста через реку Жем при въезде в Эмбу, разрушенного в прошлом году во время паводка.
— На месте моста сделали временный объездной путь. ПСД разработана, источник финансирования есть. Работы начнутся, как пройдет тендер, и в следующем сезоне новый мост должен быть сдан, — ответил вице-министр.


Эмбе поможет «Развитие регионов»

Жители Эмбы просят содействия профильного ведомства в строительстве путепровода над железной дорогой, которая делит город на две части. По их словам, железнодорожный переезд так часто и надолго закрывают, что в нужные минуты не могут проехать даже машины экстренных служб. Подготовлен проект на 5,8 млрд тенге, однако местный бюджет может не осилить такую сумму. Из-за того что территория не относится к железной дороге, представитель минтранспорта для решения проблемы посоветовал воспользоваться механизмом программы «Развитие регионов» по линии Министерства национальной экономики.


— Дорога до Шалкара не выдерживает никакой критики. Раньше был один щебеночный завод, благодаря которому как-то содержали дорогу. Сейчас заводов стало больше, но дорогу разрушают карьерные самосвалы, — затронул больную тему Нурлан Сейиткамалов.
— Это проблема всей страны. Одна из причин — возрастающий грузопоток, чаще всего по этим дорогам ездят самосвалы общим весом до 115 тонн. Эту нагрузку трассы не выдерживают. Инспекция транспортного контроля физически не успевает отслеживать ситуацию.
В этой связи мы начали устанавливать автоматизированные весы на дорогах. По стране установят 220 электронных весов, в том числе за счет республиканского бюджета, намерены охватить и дороги местного значения. В процессе могут участвовать местные власти и активисты, которые должны показать, где целесообразнее их установить, — разъяснил суть Сатжан Аблалиев.
Третий вопрос касался проектирования строительства объездного пути Кандыагаша с выездом в Шалкар. Райцентр настолько разросся, что трасса республиканского значения теперь проходит внутри городка. Вице-министр не стал лукавить, а сказал, что придется повременить, пока не будут реализованы крупные проекты, ведь до сих пор не можем завершить объездной путь города Актобе.
Кстати, который год кобдинцы поднимают вопрос строительства объездной дороги райцентра. На этот раз проблему озвучил экс-аким Кобдинского района, ветеран труда Серик Ботагарин. Он рассказал, что буквально недавно ребенок чуть не попал под колеса. Поэтому ради безопасности людей необходимо ускорить строительство.
Для прокладки нового пути протяженностью 15 км, а также на возведение моста через реку Кобда потребуется 20-25 млрд тенге. Как пояснил спикер, трасса Актобе – границы ЗКО – одна из первых, которые ремонтировались на заре независимости со сменой нескольких подрядчиков.
— В наших планах взяться за данный участок после 2030 года, причем сделать его четырехполосным на перспективу. Пока ограничимся текущим и средним ремонтом. Но, исходя из ситуации, попытаемся изыскать средства и начать строить объездной путь раньше времени, – заверил вице-министр.

Вместо битума цемент и бетон

Предприниматель, занимающийся поставкой стройматериалов для дорожников, интересовался, когда закроют на ремонт пограничный пост Алимбет. Он подчеркнул, что ощущается дефицит битума. У его фирмы есть договоренность с Орским НПЗ (РФ) по поставке, поэтому попросил пропускать авто с битумом во время ремонта.
— Года три назад был острый дефицит. Сейчас Актауский битумный завод выпускает 500 тысяч тонн, после модернизации его мощность увеличится до 700 тысяч тонн. Плюс к этому заводы в Шымкенте и Павлодаре, в итоге будет производиться около одного миллиона тонн битума при потребности 1,3 миллиона тонн, — проинформировал вице-министр. — Оставшийся объем докупаем в России. Для того чтобы уменьшить битумную составляющую, рассматриваем возможность строительства цементно-бетонных дорог. Дорожникам же советуем заранее, зимой, им запасаться, когда снижаются спрос и цены, стабильно работают заводы. От крупных подрядчиков требуем обзавестись собственным хранилищем битума.
Что касается вашей просьбы, уже определены подрядные организации по ремонту трассы Актобе – Орск, в том числе погранично-пропускного пункта. Возможно, пункт «Алимбет» закроют на пару дней, но постараемся не останавливать движение, тем более несколько компаний намерены построить объездные пути.
К слову, выделены средства и на ремонт автодороги Карабутак – Костанай, на очереди трасса Актобе – Оренбург.
В ходе встречи прозвучали предложения о посадке деревьев вдоль трасс — щита для удержания снега, об установке большего количества водопропускных сооружений, увеличении их размеров в разы, а во время строительства коридора Центр – Запад учесть миграционные пути сайгаков и других диких животных.
Жалобу горожан на ремонт дорог в жилых массивах «Юго-Запад» и «Өрлеу» Сатжан Аблалиев взял на личный контроль.

Вагоны отечественного производства

По данным спикера, объем железнодорожных перевозок в стране вырос на 7%. В прошлом году поезд другим видам транспорта предпочли 20 миллионов пассажиров, из них 1 миллион приходится на долю жителей и гостей нашей области.
— Немало нареканий от граждан по поводу дефицита билетов, поэтому в летнее время увеличиваем количество вагонов с 13-15 (зимний период) до 19-21 (летний), — сказал Сатжан Аблалиев.
По его данным, 42% вагонов изношены, срок их службы превышает 30-40 лет. Необходимо обновить 2 600 вагонов, процесс идет поэтапно. К примеру, в 2024 году приобретено 143 новых пассажирских вагона, в текущем их число увеличится до 226.
Обновление подвижного состава коснется и поездов, проходящих через Актобе, включая маршрут Алматы – Саратов, где будут использоваться вагоны отечественного производства. Со следующего года обновятся составы Актобе – Алматы и Актобе – Атырау. До 2030 года число новых вагонов увеличится до 80%.
После встречи с населением Сатжан Аблалиев провел личный прием граждан. Всем обратившимся даны исчерпывающие ответы, разъяснения и рекомендации.
Абат КАРАТАЕВ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"