Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дорога на перспективу

Ход строительства международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» будет контролировать и партия «Нур Отан».

По этому поводу в областном филиале НДП «Нур Отан» прошло заседание под председательством депутата Сената Парламента РК Идельбая Иманкулова. Сенатор возглавляет рабочую группу правящей партии.

— Я должен знать последнюю информацию по строительству этой дороги, — заметил парламентарий, — с меня партия потребует отчет о ходе проводимых работ.

Вместе с тем сенатор посетовал, что на заседание пришли не все первые руководители управлений и департаментов, которые задействованы в мегапроекте.

— Нас, партийцев, принимайте как помощников, — сказал Иманкулов подрядчикам. – Мы не ставим задачу — устраивать тотальный контроль и тем более мешать вам.

Как заверил депутат, партия должна объяснить казахстанцам, какое значение имеет эта дорога. Он считает, что транзитный коридор для страны — прорывной проект 21 века. И если его задействуют в полную мощь вовремя, то Актюбинская область получит дополнительный импульс в развитии экономики.

— В этом мы уверены, — заявил Идельбай Иманкулов. — Вдоль этой трассы будет активно развиваться малый и средний бизнес. Согласно стратегическому плану к 2020 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны должна составлять не менее 40 процентов.

Директор департамента автодорог Баглан Баймагамбетов обратился к сенатору с просьбой помочь решить проблему финансирования строительства кольцевой дороги вокруг Актобе в рамках мегапроекта «Западная Европа – Западный Китай».

— Если не будет объездной дороги, то мы застрянем «в мешке» возле завода ферросплавов, — обосновал свою просьбу заказчик строительства автобана. – На этом месте и сейчас образовываются пробки.

Идельбай Иманкулов обещал, что партия возьмет этот вопрос на контроль.

Напомним: так называемый Северный обход протяженностью более 40 километров и проектной стоимостью около 16 миллиардов тенге планируется вывести от трассы Актобе – Орск в направлении поселка Курайли. Кроме этого, готова проектно-сметная документация Южного обхода Актобе стоимостью 8 миллиардов тенге. Строительство дороги протяженностью 37 километров, которая начинается от загородной больницы через Новоальджанский мелькомбинат по Курсантскому шоссе с выходом на поселок Заречный. Эти объекты требуют выделения дополнительных средств.

Буранный Ульке

На заседании депутат Сената поднимал и вопрос о надежности уже построенного участка трассы  Актобе – Хромтау.

— Зимой во время буранов, бывало, недели на две обрывалось автомобильное движение из-за заносов возле Ульке и Акжар, — сетовал сенатор.

— Из-за недостатка средств пришлось экономить на установке заборов для снегозадержания, но в этом году планируется вдоль этой трассы посадить деревья, — ответил Баглан Баймагамбетов.

Кстати, данный участок, сданный 5 лет назад, относится к третьей технической категории и его ширина составляет 8 метров.

— Когда строили дорогу в костанайском направлении, не было проекта транзитного коридора и не был учтен международный стандарт, — пояснил Баглан Баймагамбетов. — Тогда казалось, что она является более приемлемой после долгих лет бездорожья. И пока нет возможности расширять уже построенную трассу.

Пятиступенчатый контроль

На следующий день рабочая группа выехала на место строительства дороги Карабутак – граница Кызыл-ординской области. Протяженность ее  составляет 215 километров. Дорогу строят две подрядные организации – ТОО «Иврус» из Актобе и  ТОО «Дена КЗ» из Акмолинской области.  Стоимость этого участка оценена в 21,1 миллиарда тенге.

— Из 215 километров дороги нынешним летом не будет завершено только 19 км. Остальное постараемся закончить, — заверил директор департамента автодорог.

На строительстве трассы в данный момент задействованы более 700 человек, летом количество работающих дойдет до тысячи. Из них 220 —  жители близлежащих населенных пунктов. Есть специалисты из областного центра и из южных регионов, которые работали с подрядчиком на других объектах. Редкие специалисты, такие как трактористы асфальтоукладчика, машинисты и операторы дробилок, асфальтобетонного завода, приедут из Ирана и Турции.

К примеру, актюбинская компания ТОО «Иврус» работает на турецком оборудовании. Их дробилка выпускает все виды фракций, вплоть до кубовидного щебня. За ходом строительства международной трассы установлен пятиступенчатый контроль. Сначала качество дороги и используемого материала будет проверять собственная лаборатория подрядчика. После них — инженерная служба «Жол сапа» из Астаны. Также по линии Министерства транспорта и коммуникации будут задействованы независимые эксперты государственного учреждения «Актобежоллаборатория». На следующем этапе за качеством будут следить  сами заказчики в лице департамента автодорог и автор проекта — «Костанайдорпроект».

Главный инженер службы «Жол сапа» Бисембай Баймагамбетов говорит, что у «Иврус» все налажено. Специалисты этой    компании имеют опыт работы в Италии и Иране. ТОО «Дена КЗ» известно дорожникам как строитель автобана Астана – Боровое.

— Бывают и несоответствия, и приходится писать предписания. Это же работа, — признается эксперт. —  После устранения неполадок мы проверяем их заново, но дефекты встречаются редко.

Справка «АВ»

Средняя стоимость 1 километра дороги международного значения колеблется от 80 до 100 миллионов тенге в зависимости от грунта и мостовых переходов. Ширина дороги 9 метров и рассчитана на транспорт с грузоподъемностью 13 тонн на ось.

Абат  КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"