Реабилитированную еще в 2005 году Хромтаускую трассу готовят к реконструкции.
Ее будут строить по новым стандартам. Правда, ряд жителей села Богетсай против того, чтобы международная магистраль первой категории «А» объезжала их аул.
На сегодня интенсивность движения от Актобе до Улгайсына составляет 5,5 тысячи машин в сутки, ближе к Актобе – 6-6,5 тысячи. После реконструкции ожидается, что грузопоток дойдет до показателя в 36 тысяч.
Отклонение от маршрута
Дорога от Актобе до Улгайсына, а это 763-1 025 км трассы Самара – Шымкент, будет первой категории «А», в 4 полосы – по две в каждом направлении.
Строить участок начнут от путепровода, ведущего на Северный обход, так как отрезок до него передан на баланс коммунальных служб города Актобе. На сегодня идет проектно-исследовательская работа (ПИР) к реконструкции автодороги, на это из республиканского бюджета выделено 1,1 млрд тенге. Как рассказали в Актюбинском филиале НК «Казавтожол», исследования проводятся по семи участкам. Первые три деления (763-791, 791-819 и 819-847 км) – каждое по 28 км – завершаются выездом из Хромтау. Данный участок исследует Алматыдорпроект. Далее еще три участка (847-889, 889-927 и 927-965 км) – Каздорпроект и последний отрезок (965-1025) – Казпромтранспроект. Все компании из Алматы.
Дорожники не исключают, что при строительно-монтажных работах дорога может быть поделена еще на несколько участков.
По словам заместителя директора филиала Нацкомпании Асылбека Муханбеткалиева, ближе к городу обновленная дорога категории «А» будет совмещена. От границы Хромтауского района начинаются раздельные пути, в зависимости от лесополосы расстояние между двумя направлениями может быть от 80 до 140 метров. Затем, недалеко от села Акжар, дорога снова совмещается до станции Жазык. Кстати, здесь построят путепровод над железной дорогой, и после этого полосы снова разделятся.
– Возле Акжара недостаточно земли, из-за этого предстоит сделать обход дугой слева от аула, – пояснил Асылбек Муханбеткалиев. – Существующую дорогу тоже отремонтируем и передадим местным властям, после чего она будет считаться внутрипоселковой. Жители сел должны свободно пользоваться магистралью. Помимо этого, непременно оставим сельхозпроезд, скотопрогоны, подземные пешеходные проходы, предусмотрим освещение и другие удобства. К примеру, в Акжаре есть кафе «У девчат», мы объезжаем его, но сделаем съезд для точки общепита, владелец не против такого решения. Во время второго слушания акжарцы просили оставить им два скотопрогона, так как живность может не вместиться в один проем. Мы учли и это пожелание сельчан.
После сдачи в эксплуатацию международная магистраль пройдет тестовый режим, а затем станет платной. Для местных жителей будет предусмотрена абонентская плата.
После Жазыка, по его словам, дорога вновь разделяется. С правой стороны Хромтау для заездов будет одна транспортная развязка, другую построят при выезде возле кемпинга «Аманат».
– Здесь расположены посевные площади, поэтому нет возможности строить раздельные земполотна, – отмечают дорожники.
Дорогу по старой схеме будут прокладывать после села Богетсай. В Карабутаке кемпинги стоят далеко друг от друга, потому нет особых проблем для расширения расстояния между противоположными направлениями. Чтобы транспортный поток двигался без препятствий, возле Карабутака будет построена развязка, одна в направлении Костанайской, другая – в сторону Кызылординской области. Далее дорогу снова совместят, так как разделить два направления не позволяет лесополоса.
Как сообщили в местном филиале АО «КазАвтоЖол», возможен и вариант выкупа государством земель – посевных площадей или пастбищных угодий у крестьян.
Исследование двух участков от Актобе начали осенью 2021 года, в апреле-мае намерены подать документы на государственную экспертизу. Срок рассмотрения – 45 дней. ПИР до 927 км по графику рассчитан до 25 декабря. 927-965 км исследуют в следующем году.
– Первые участки должны завершить во втором квартале этого года, при благополучном исходе начнем разыгрывать тендер. Делаем все возможное, чтобы строительно-монтажные работы начались как можно быстрее, – говорят в Национальной компании.
Асылбек Муханбеткалиев отметил, что будут прокладывать автобан так же, как в направлении Кандыагаша. Вначале построят две полосы, после их завершения откроют движение и приступят ко второй половине. Кстати, могут быть объездные пути при возведении водопропускных сооружений. Такие локальные участки будут не из щебневой насыпи, а капитальным строением. Хотя, конечно, конструкция будет более облегченной.
1,1 миллиарда тенге выделено на проектно-исследовательские работы
Спорный пятый вариант
Проектировщики организовывают общественные слушания с жителями населенных пунктов вдоль трассы, знакомят их с новым проектом и заслушивают мнения. На некоторых присутствовал и корреспондент «АВ».
Особенность реконструкции трассы возле села Богетсай Хром-тауского района в том, что новая дорога должна объехать аул. Хотя было предложено пять вариантов, в том числе расширение существующего полотна. Однако, согласно строительным нормам и правилам (СНиП), а также безопасности при интенсивности движения, он был отклонен. Были еще варианты объезда Богетсая с левой стороны, но там не разрешили строить из-за лесного насаждения. Самым оптимальным оказался пятый вариант, на котором остановился и технический совет АО «НК «Казавтожол». Согласно этому, дорогу проложат в 800 метрах справа от аула, а при въезде в Богетсай построят транспортную развязку для въезда-выезда из села. Также отдельно оставят проезд для сельхозтехники, предусмотрены и скотопрогоны.
При этом богетсайцы – два-три десятка жителей, пришедших на общественные слушания – были против того, что международная магистраль объедет аул. По их мнению, обновленная дорога будет строиться далеко от села, и в результате многие останутся без работы, так как сельчане зарабатывают на кемпингах и в придорожных магазинах. Взамен они предлагают взяться за первый вариант: расширить существующую дорогу.
Как говорит владелец кемпинга «Бахор» Серик Адилов, жители зарабатывают на дороге, а магистраль оставит их без источника существования. Помимо этого, не все смогут добраться до автобана, тем более зимой, а если у перевозчиков сломается транспорт, то и с трассы пешком далеко идти.
– Посередине села не можем строить дорогу. Согласно строительным нормам и правилам, следует объезжать населенные пункты. Из-за четырех полос интенсивность движения вырастет в разы, встанет вопрос безопасности пешеходов. Помимо этого, трасса настолько расширится (30 метров вместо 12), что пройдет впритык к некоторым домам. Да и по реке нам не дадут проложить дорогу экологи, – парировали авторы проекта.
– Вы слышали, что СНиП не позволяет реализовать первый вариант. Дорога строится на перспективу, и если сейчас в сутки здесь проезжает 5,5-6 тысяч машин, то через 20 лет интенсивность движения достигнет 36 тысяч машин в сутки. Во-вторых, будущая четырехполосная трасса с барьерным ограждением посередине позволяет развивать скорость до 110 километров в час. Из-за этого появится шум, да и невозможно будет перейти с одной стороны аула на другую, – дополнил представитель Нацкомпании Асылбек Муханбеткалиев. – Хотели строить ближе, но нам не разрешит лесное хозяйство. Если даже мы возьмемся за предложенный вами вариант, ни один уполномоченный орган – административная полиция или экологи – не пропустит его на госэкспертизе.
По его словам, старую дорогу капитально отремонтируют и передадут местным органам ЖКХ. Действующим кемпингам заменят асфальт на площадке отдыха, а также оставят подъездные пути, установят надлежащие знаки на магистрали.
– Мы не уверены, что потом дорожники будут обслуживать местный участок. Экономический подъем нашего села возможен, только если дорога будет строиться по первому варианту. Могли бы в виде исключения ограничить скоростной режим в населенном пункте, – не унимался предприниматель.
В качестве примера богетсайцы привели уступки в селе Бестамак Алгинского района, где разрешили строить республиканскую дорогу посередине аула. В ответ представители АО «КазАвтоЖол» сказали, что сейчас там люди, наоборот, жалуются, просят, чтобы трассу первой категории вывели из села. Помимо этого, сделать объезд требуют и жители поселка Кобда.
Но никакие доводы проектировщиков и дорожников не убедили собравшихся. Жители намерены обратиться в вышестоящие инстанции, чтобы магистраль прошла через их аул.
Аким Богетсайского сельского округа Махамбет Суиналин назвал статистику: население аула составляет 1,5 тысячи человек, вдоль трассы действуют два кемпинга, одна столовая и три магазина.
Пожелания сельчан
В ауле Белкопа Айтекебийского района жители просят внести в проект строительства трассы дополнительный скотопрогон.
Многие на общественных слушаниях интересовались, где дорожники намерены брать техническую воду. Белкопинцы сами испытывают дефицит воды, так как лет десять прошло с той поры, как обмелел ближайший природный водоем. Проектировщики заверили, что воду будут брать только с разрешения бассейновой инспекции, которая исследует сначала запасы водоемов, просчитают потребность и только после этого дадут добро.
Прозвучала еще одна просьба: чтобы дорожники не поднимали пыль в черте населенного пункта, убирали за собой мусор по окончании работ, так как при строительстве будут выбросы вредных веществ. По словам представителей Нацкомпании, у подрядной организации есть вахтовый городок, предусмотрена площадка для сбора строительных материалов и установки асфальтобетонных заводов.
– Сейчас законы суровые, принят новый Экологический кодекс, который не позволит никому самовольничать. Экологические требования учтены в первую очередь, – пояснили специалисты.
Как дополнили проектировщики, строительно-монтажные работы предусмотрены на 2024-2026 годы. Будут использованы битумные котлы, дизельная электростанция, снятие верхнего слоя земли, электро- и газосварка, металлообрабатывающие станки, состоятся разведочные работы, а также покрытие асфальта, выравнивание дороги и многое другое. В результате образуются строительные отходы, которые временно складируют, после сдадут в спецорганизации.
Очередное пожелание, прозвучавшее от белкопинцев: заранее предусмотреть побольше мест-площадок для будущих объектов придорожного сервиса: кемпингов, заправок, а также пункты для обслуживания дороги.
– Это решило бы основные проблемы села – отток молодежи и безработицу. Для стабилизации миграции необходимо создавать рабочие места, – выступил аксакал.
Представители Национальной компании, в свою очередь, призвали обучить выпускников школ в автодорожном колледже Актобе за счет государства с предоставлением общежития и выплатой стипендии, где преподают опытные педагоги и специалисты.
– По окончании учебы они работали бы на строительстве дороги, которая проходит возле их дома, а затем обслуживали бы ее. Ведь для обслуживания магистрали дополнительно откроют ДЭП и ДЭУ, – отметил Асылбек Муканбеткалиев.
Противоослепляющие экраны на автомобильных дорогах
Дополнительные опции магистрали
Чтобы машины в противоположном движении не сталкивались и не ослепляли водителей фарами, расстояние между двумя направлениями будет от 80 до 140 метров. При совмещении дорожное полотно расширится до 30 метров. Сейчас его ширина составляет 12 метров. Грузоподъемность трассы от 8 тонн на ось повысится до 13 тонн. Помимо этого, от Актобе до Улгайсына трассу полностью огородят сеткой для защиты скота.
Устройство сетчатого ограждения для предотвращения выхода домашнего скота на проезжую часть
Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ,
Хромтауский, Айтекебийский районы
Фото автора