Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дорога жизни: от Хоргоса до Актобе

Строительство транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган продолжается. Чтобы показать, как это происходит в Казахстане, Министерством транспорта и коммуникаций РК был организован пресс-тур для республиканских и региональных средств массовой информации.
За семь дней – с 19 по 25 июня – представительная делегация из сотрудников теле- и радиоканалов, печатных изданий проследовала от Астаны через Шу, Тараз, Шымкент, Туркестан, Кызылорду, Аральск до Иргиза; протяженность своеобразного автопробега составила 2 100 километров. Журналисты собственными глазами смогли убедиться, что наиболее важная составляющая крупнейшего международного транспортного коридора строится соответственно плану. Они познакомились с объектом сервиса на участке автодороги Астана – Щучинск, с ходом работ на участках дороги, закрепленных за ТОО «Казахдорстрой», КСС «Жамбыл Жолкурылыс», ТОО «Сине Мизас-
Строй», АО «Тодини», ТОО «УАД» и др.
24 июня делегация пересекла границу Актюбинской области и проследовала по еще не апробированному участку автомагистрали до перекрестка трассы со строящейся автодорогой Шалкар – Иргиз. Здесь, в пойме реки Иргиз, где в это время постоянны песочные вьюги, состоялась встреча представителей прессы с министром транспорта и коммуникаций РК Абельгази Кусаиновым и акимом Актюбинской области Елеусином Сагиндиковым.
— Обычно мне задают вопросы, — пошутил министр, — а, давайте, я у вас возьму интервью. Вот скажите мне откровенно: хорошая дорога? Как она вам?
И журналисты ответили: «Да, хорошая». А кто-то даже воскликнул: «Супер!».
Министр, повеселев, продолжил:
— Дорога действительно великолепная. Она – детище нашего Лидера нации – нашего Президента. Вы видите, какой большой объем работ по строительству транспортного коридора идет на территории Казахстана. Этот участок дороги актюбинцы называют долиной смерти. После того, как 215 километров трассы, возведенные на бюджетные средства, будут построены, их назовут, я думаю, дорогой жизни.
Этот проект, гордость нашей страны, выполняется в столь трудное время. Большое внимание, отмечу, уделяется качеству, ибо все должно соответствовать международным стандартам.  В каждой области есть лаборатория по проверке качества, производится контроль на пяти уровнях: авторского, заказчика, земельного департамента и т.д.
Используемые материалы — камень, цемент, битум — проверяются в лабораториях и применяются только после получения сертификата. Эти же требования мы должны предъявлять и к местным дорогам. Такой мега-проект бывает не в каждой стране. Пусть времена нынче нелегкие, но мы взялись за это строительство. Ведь это Великий Шелковый путь наших предков. Завершить проект хотим за три года, хотя раньше на это потребовалось бы десять лет.
Абельгази Кусаинову был задан ряд вопросов, касающихся подробностей строительства автотрассы, а затем слово взял аким области Елеусин Сагиндиков.
— Через Актюбинскую область будет проходить 621 километр европейско-китайской дороги, — сразу ввел журналистов в курс дел глава региона.  — 434 километра из них уже построено. Иргизский район — самый обширный район нашей области. Осталось всего 23 километра, чтобы соединить Актобе с Иргизом.
Елеусин Наурызбаевич отметил, что подъем культуры и быта сельской местности зависит от дорог. Население отдаленного района с воодушевлением восприняло весть о  строительстве дороги. На нем работают 14 строительных учреждений, около  2 тысяч человек. Есть и дополнительная отдача: в бюджет поступают налоги. На строительство дороги выделено 9,5 миллиарда тенге.
— Мы являемся регионом-донором, — подчеркнул аким области. — Около 4 тысяч миллиардов тенге поступает в общий бюджет государства. Часть этих денег остается у нас. Надеемся, что иргизская земля станет процветающим краем. Отрадно, что товары из Китая в Европу будут перевозиться через территорию области. А поскольку появится дорога, то откроются придорожные службы. Уже сейчас актюбинцы и бизнесмены из других областей просят землю под гостиницы, рестораны и пункты ремонта и обслуживания автотранспорта. Думаю, что все это является гарантией того, что процесс развития идет в нужном темпе.
Мы вышли из кризиса. По сравнению с 2008 годом не уменьшились производство продукции, инвестиции, налоги. Во всех отраслях экономики мы идем с опережением. Политика Президента претворяется в жизнь. Уже в этом году будет реализовано 43 индустриально-инновационных проекта, откроется около 20 тысяч рабочих мест.
После краткого перерыва Абельгази Кусаинов и Елеусин Сагиндиков, а  следом за ними и журналисты проследовали в Актобе. И все это время, несмотря на несусветную жару и пыль, работа по строительству коридора шла полным ходом.
Георгий ОСАДЧИЙ

СПРАВКА «АВ»
Протяженность автокоридора по маршруту «Санкт-Петербург – Ляньюньган» составляет 8 445 км, в том числе по территории России – 2 233 км, Казахстана – 2 787 км, Китая – 3 425 км.
По Казахстану автотрасса проходит по территории 5 областей. Реконструкции подлежат 2 452 км дороги (Актюбинская – 358 км, Кызылординская — 817, ЮКО – 458, Жамбылская – 480, Алматинская – 339).
Стоимость проекта составляет 825,1 млрд. тенге.
На весь период реализации проекта необходимо: щебня – 17 млн. кубометров, битума – 539 тысяч тонн, цемента – около 3 млн. тонн, железобетонных изделий — около 500 тыс. кубометров, ПГС – свыше 14 млн. кубометров.
Полное завершение строительных работ планируется к 2013 году.

Колонка "Взгляд"