На трассе Актобе – Орск двенадцать паводкоопасных участков. Не менее сложный отрезок Карабутак – Т. Жургенов, где девять мест рискуют стать проблемными. Сотрудники ТОО «Казахавтодор», отвечающего за бесперебойное движение на республиканских и международных дорогах, круглосуточно разгребают сугробы и очищают водопропускные кольца.
Барьеры для снега
Всего по области 33 участка находится под особым контролем дорожной службы. Это 10 мостов, 24 водопропускные трубы и 5 отрезков на трассах.
Если паводок перекроет лишь одну дорогу между регионами или странами, нарушится цепочка поставок жизненно важных товаров, в плену стихии окажутся водители и пассажиры авто. Поэтому перед таянием снега работники ТОО, впрочем, как и остальные уполномоченные органы, организовывают круглосуточное дежурство в проблемных местах.
Новые трассы, а именно в направлении Мартука, Кобды, Хромтау, уложены таким образом, чтобы избежать подтоплений. Несмотря на это, на снегозаносимых участках роют специальные рвы и ставят снегозаградительные барьеры, чтобы во время половодья удержать потоки.
За всю новейшую историю Актюбинской области республиканские трассы затапливало считанное количество раз. Несколько лет назад вода залила участки дороги Карабутак – Т. Жургенов и Актобе – Астрахань.
На территории области насчитывается:
108 мостов (30 – на участках реконструкции);
1 049 водопропускных труб (202 – на участках реконструкции).
Водопропускные кольца
По стандартам все трассы, особенно новые, должны оборудоваться переходами для животных, мостами и водопропускными кольцами в местах стихийного течения талых вод.
По словам представителя ТОО «Казахавтодор» Айдара Алдаекенова, кольца или трубы перед паводком нуждаются в очистке от скопившегося мусора и грязи.
– Захламляют такое сооружение самые разные вещи. Мы не раз вытаскивали бутылки, подгузники, пакеты, всевозможные палки, железки. Особую опасность представляет расколовшийся лед. Большие льдины перемешиваются с мусором, создавая серьезный заслон на пути движения воды. Поэтому в таких местах нужно серьезно следить за обстановкой, – говорит начальник отдела безопасности дорожного движения ТОО.
Вместе с ним мы выехали на 22-й километр трассы Актобе – Орск. Бригада Казахавтодора очищала водопропускную трубу – бетонное сооружение большого диаметра, там спокойно во весь рост пройдет человек. На наших глазах рабочие вытащили огромный стебель травы перекати-поле. Высохшее растение способно аккумулировать вокруг себя много ненужных предметов и стать причиной плотного засора.
– Часть колец мы уже очистили, – поясняет один из работников Айдос Жылкаманов. – Пройдем до 57-го километра трассы. Снега навалило очень много, но мы движемся по графику.
На одном кольце трудилось шесть человек – по три на обе стороны дороги. Высота снежного покрова от основания трубы не менее полутора метров, поэтому очистка занимает до нескольких часов. Внутри кольца в целом чистые, как пояснили дорожники. С правой стороны трассы спецтехникой будет проложена траншея для отвода вод, идущих с холмов прямо в кольцо.
При возведении автодорог обязательно учитывается прохождение русел рек, над ними строят мосты.
Наготове
Отдельно стоит упомянуть о запасах инертных материалов в филиале ТОО «Казахавтодор». Ежегодно это подрядное учреждение заранее подготавливает все необходимое к паводку. В сезоне-2023 это 100 кубометров бутового камня, 300 кубов щебня, 450 кубов песка, 5 000 единиц мешкотары и 50 тонн ГСМ.
– По участкам реконструкции в пределах 11-330-го километра трассы Актобе – Атырау – граница России работу по подготовке к весне проводят подрядные организации, – поясняет Айдар Алдаекенов.
Согласно отчетам об исследовании мостов аккредитованным учреждением, 3 автодорожных моста на 5-м, 25-м и 27-м километрах автотрассы Карабутак – Т. Жургенов – Денисовка – Рудный – Костанай нуждаются в капитальном ремонте. Пока неисправные опоры временно забетонировали и закрепили инертными материалами.
Лучше снег, чем дождь
Директор филиала РГП «Казгидромет» по Актюбинской области Айгуль Саймова рассказала, что осадки ожидаются до 10 марта.
– Ночные температуры весь месяц, по нашим прогнозам, будут низкими, поэтому риск резкого таяния снега невелик. Половодье в нашем регионе по большей части проходит в апреле, не в марте, – констатировала главный метеоролог области.
Кроме того, по данным филиала Казгидромета, в прошлом году в паводковый период по всей территории края прошло два миллиарда кубометров воды. В этом году водосток ожидается не более одного миллиарда, то есть в два раза меньше.
Она пояснила, что снегопады в эти дни практически не влияют на масштабы паводка, так как эта влага, даже в случае резкого таяния, уйдет в почву. Другое дело – весенний дождь. Вот он способен создать наибольшие проблемы.
– Если будут идти дожди, да еще при плюсовой температуре, то вода может растечься, а лед образовывать заторы. Тогда сложится неблагоприятная ситуация. Но, начиная с 10 марта, по ночам должны быть низкие температуры, – объяснила Айгуль Саймова.
Она добавила, что сложности могут возникнуть в отдельных населенных пунктах, но тут все зависит от расторопности коммунальщиков в организации мероприятий по вывозу снега.
Асхат КАЛЖАНОВ
Фото Куандыка Тулемисова