За годы независимости в Казахстане построено железных дорог больше, чем во всех странах бывшего Советского Союза вместе взятых, включая и Россию.
Всего за 20 с лишним лет в стране введены в строй 1 100 км железнодорожных дорог. Не менее внушительные цифры и показатели в сфере автомобильных дорог, авиасообщений.
Мегапроектами, реализованными в Актюбинской области, которые в народе окрестили «Дорогой Независимости», «Дорогой жизни и надежды», стали железнодорожная линия «Хромтау — Алтынсарино», «Шалкар — Бейнеу», транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай» и другие.
Под стук
вагонных колес
«Хромтау — Алтынсарино». 2004 год в Западном Казахстане отмечен множеством знаковых событий. В первую очередь следует назвать сдачу в эксплуатацию вновь построенной железной дороги Хромтау — Алтынсарино, связавшей Актюбинскую и Костанайскую области, Западный Казахстан с Северным.
Глава государства на официальном открытии 30 ноября 2004 года оценил ее значение так: «Эта дорога сократила связь севера и востока с западными регионами страны на 2 тысячи, а для пассажиров — на 1,5 тысячи километров, или на 15 часов пути».
Строительство участка Хромтау — Алтынсарино было начато в июне 2001 года и завершено 18 октября 2003 года. Протяженность магистральных путей составляет 402,5 км, станционных путей — 40,22 км. На ней расположены 13 станций и разъездов, 11 мостов, 151 водопропускная труба. Стоимость нового участка составила 29,75 млрд. тенге. Финансирование строительства осуществлялось из двух источников: 25,85 миллиарда тенге из республиканского бюджета и 4,16 миллиарда тенге составили средства АО «НК «Қазақстан темір жолы».
Стратегически важной железная дорога Хромтау — Алтынсарино была названа прежде всего потому, что, напрямую соединив север и запад Казахстана, она удешевила транспортировку пшеницы из зерносеющих регионов на международные рынки.
Помимо перевозки зерна, новая магистраль позволила сократить затраты на перевозку руды и полезных ископаемых из северных и центральных регионов Казахстана в порт Актау, а также осуществлять прямые поставки в западные области республики, не пересекая границы страны.
Спустя ровно 10 дней после официального открытия железнодорожной магистрали из столицы отправился в первый рейс скорый поезд № 57 сообщением Астана-Актобе. На следующий день, 11 декабря, он прибыл на станцию назначения. Поездную бригаду и пассажиров на перроне ожидала торжественная встреча. В пути состав находился 25 часов.
По данным Актюбинского филиала АО «НК «Қазақстан темір жолы», за период эксплуатации производительность линии «Хромтау — Алтынсарино» составила порядка 30 миллиардов тонно-километров, перевезено более 160 тысяч тонн грузов, что позволило окупить затраты по проекту в первые же годы.
Завтра, 14 декабря, по данной линии по маршруту Актобе-Астана начнет курсировать новый скоростной пассажирский поезд «Тулпар Тальго». Скорость движения поезда — до 140 километров в час. В итоге вместо прежних 28 часов на дорогу будет уходить 16 часов. Маршрут следования поезда пролегает по территориям Алгинского, Мугалжарского, Хромтауского и Айтекебийского районов.
«Жанажол — Жем». В 2006 году завершились трехлетние работы по строительству важнейшего транспортного маршрута — железной дороги «Жанажол — Эмба» протяженностью 83 км.
Железная дорога, построенная АО «СНПС-Актобемунайгаз», имеет стратегическое значение для компании, учитывая постоянный рост добычи нефти и строительство третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода. Таким образом, появилась возможность транспортировки нефти и других нефтепродуктов непосредственно с месторождения Жанажол по железной дороге с выходом на другие магистрали, была облегчена перевозка рабочих.
Основную работу по строительству верхнего строения пути, а также реанимацию существующих путей железнодорожного парка станции Жем выполнил генподрядчик — АО «Ремпуть», входящее в Европейскую промышленную ассоциацию.
Как заявили на церемонии открытия представители власти, с ее вводом появляется возможность удвоения объемов добычи нефти, которые уже в этом году достигнут отметки в восемь миллионов тонн. Увеличатся грузо- и пассажирские перевозки.
Помимо разрешения вопроса транспортировки грузов с месторождения Жанажол, создания новых рабочих мест, дорога рассчитана и на то, чтобы способствовать развитию предпринимательской деятельности в прилегающих селах. На строительство объекта инвесторами (АО «СНПС-Актобемунайгаз») было направлено около семи миллиардов тенге. Это вторая магистраль в области, инвестируемая иностранными компаниями. Проектная мощность объекта составляет свыше двух миллионов грузов в год и около шести тысяч пассажиров в месяц.
«Шалкар — Бейнеу». Летом этого года стартовало строительство железнодорожной линии «Жезказган — Бейнеу».
Строительство началось на шести участках будущей ветки одновременно, в том числе и в Шалкарском районе Актюбинской области.
Согласно технико-экономическому обоснованию проекта оптимальным вариантом для данной железнодорожной магистрали является строительство двух участков «Жезказган — Саксаульская» и «Шалкар — Бейнеу».
Стоимость строительства участка «Шалкар — Бейнеу» — 260 миллиардов тенге. Протяженность данного участка составляет 471 километр.
— Строительство линии позволит оптимизировать перевозки, сократить сроки доставки грузов, уменьшить порожний пробег, а главное — увеличить транзитный потенциал региона, что, в свою очередь, создаст благоприятные экономические условия в регионе, — сообщил замдиректора Актюбинского филиала АО «НК «ҚТЖ» Владимир Петров.
Линия «Шалкар — Бейнеу» будет пролегать через Шалкарский и Байганинский районы Актюбинской области и Бейнеуский район Мангыстауской области. На территории области появятся разъезды Сарыжиде, Аккайтым, Байкадам, Бегимбет, Домбар, Жанак, Компала, станции Шукыр, Тассай.
Генподрядчик, определенный по итогам проведенного компанией тендера, — АО «Теміржол жөндеу».
До конца нынешнего года он обещает завершить отсыпку земляного полотна и укладку рельсошпальной решетки по 50 километров от станций Шалкар и Бейнеу.
Президент национальной компании Аскар Мамин отметил: благодаря строительству железной дороги Жезказган — Бейнеу, которая должна стать частью транзитного коридора граница Китая — порт Актау — Баку — Грузия — Турция — страны Европы, транспортировка китайских грузов до европейских портов сократится с 40 до 12 дней.
Автобаны свободы
«Западная Европа — Западный Китай». Протяженность транспортного коридора по Казахстану составит
2 787 километров. Глава государства Нурсултан Назарбаев объявил этот проект всенародной стройкой.
Дорога пройдет по пяти регионам, в том числе по Актюбинской области. Здесь будет реконструирован 621 километр дороги со строительством новой автотрассы в объезд Актобе, которая соединит Казахстан с главной автомагистралью Оренбурга.
На отдельных участках мегапроекта в Актюбинской области уже завершена реконструкция 215-километрового участка Актобе — Карабутак и участка Карабутак — Иргиз.
Международный транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай» позволит существенно сократить время доставки товаров на мировые рынки. Первый участок транспортного мегакоридора (215 км дороги Карабутак — Иргиз — граница Костанайской области) уже введен в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию мегапроекта значительно ускорит экономическое развитие регионов за счет расширения межгосударственных связей, повышения эффективности перевозок, создания придорожной инфраструктуры и новых рабочих мест.
«Актобе — граница Костанайской области». В 2005 году был сдан самый крупный проект, связанный с реабилитацией 444 километров дороги «Актобе — Карабутак — Комсомольское — граница Костанайской области».
Стоимость среднего ремонта участка составила
204 955 570 тенге.
Работы выполнило совместное российско-турецкое предприятие «Трансстрой — «Алсим-Аларко».
Если прежде из Актобе в село Комсомольское можно было доехать за семь часов, то после реконструкции участка дороги «Актобе — Карабутак — Комсомольское — граница Костанайской области» этот процесс занимает не более трех часов.
«Кобда — Уил». В 2008 году в Уилском районе сдали в эксплуатацию автодорогу Кобда — Уил вместе с мостом через реку Уил.
Строительство автодороги началось три года назад в рамках региональной программы развития местной сети автомобильных дорог. Общая стоимость проекта превысила 4 миллиарда тенге. Проектом было предусмотрено строительство 142 километров дороги и моста через реку Уил протяженностью 173 метра.
Ввод автодороги Кобда — Уил не только качественно улучшил сеть грузопассажирских перевозок, но и в целом положительно отразился на экономическом состоянии региона.
К тому же вместо прежних шести часов, которые требовались на дорогу до областного центра, у жителей Уилского района теперь уходит 2-3 часа.
Взлет разрешаю!
Международный аэропорт Актобе является одним из самых крупных в стране. После реконструкции и модернизации он может принимать практически все современные типы воздушных судов.
Наличие новой современной техники и оборудования позволило аэропорту Актобе поднять пропускную способность аэровокзала от 200 до 500 пассажиров в час, расширить пропускную способность аэропорта по приему и выпуску воздушных судов до 50 бортов в сутки.
Как рассказал первый заместитель председателя правления АО «Международный аэропорт Актобе» Владимир Безродный, за годы независимости актюбинский аэропорт наладил авиасообщения с Астаной, Алматы, Атырау, Актау, Москвой, Антальей, ОАЭ.
— Ежегодный прирост пассажиропотока, грузовых рейсов составляет 26 процентов. Так, сейчас мы совершаем 17 рейсов в неделю в Алматы, 10 — в Астану. Частота вылетов растет. Я связываю это с ростом благосостояния населения. В прошлом году убыток компании составил 3,5 миллиона тенге, в нынешнем году выходим на прибыль, — сообщил Безродный.
Над страницей работала Баян САРИЕВА