Причина, по которой народные избранники и члены общественного совета области засыпали вопросами градоначальника Ильяса Испанова и руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аязбая Усмангалиева, объяснима: разговор шел о наболевшем — состоянии актюбинских автодорог.
Это было на расширенном заседании постоянной комиссии областного маслихата по вопросам строительства, транспорта, торговли и жилищно-коммунального хозяйства с участием секретаря облмаслихата Сании Калдыгуловой. Первым с информацией о состоянии и мерах по ремонту и содержанию автодорог, водостоков и ливневой канализации областного центра выступил аким города Ильяс Испанов. Стало известно, что в прошлом году было выделено 3,8 миллиарда тенге на реализацию 18 проектов по строительству, капитальному и среднему ремонту дорог. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 27,6 км, построены мосты и надземные пешеходные переходы.
В 2019 году на эти цели направят 4,2 млрд тенге. Средства пойдут на завершение 6 прошлогодних проектов: ремонт улиц Байганина, Кулымбетова, Утемисова, Эмбенская, Маметовой (от пр. 312 Стрелковой дивизии до пр. Абилкайыр хана) и трассы Акжар — Родниковка. Также капитально отремонтируют дорогу от Орлеу до Кирпичного, центральную улицу в Беккул баба и улицу Мира в Ясном. Продолжат строить дороги в микрорайонах Батыс-2 и Нур Актобе. Помимо этого, завершат строительство двух надземных пешеходных переходов по пр. А. Молдагуловой. Как пояснил градоначальник, к надземке в районе магазина «Балдырган» осталось смонтировать лифт, объект на ДСК сдан, необходимо доплатить подрядной организации. Кстати, к переходящим объектам также относятся мост через реку Сазда в районе «Керуенсити», дорога по Тургенева до Г. Жубановой и путепровод по Арынова. Реконструкция сельмашевского моста финансируется из республиканского бюджета. В прошлом году на нее выделено 500 миллионов тенге, в этом — 1 миллиард тенге, а на расширение улицы Арынова средства не предусмотрены.
— Ежегодно в городе появляется 30-35 новых улиц. На повестке дня стоят вопросы содержания, ремонта существующих улиц, а также строительство развязок и путепроводов. Из 651 км дорог 300 км имеет твердое покрытие, — отметил аким города.
Говорилось и об устранении недоделок ряда объектов по решению суда. В их числе мосты в селах Каргалинское, Сазды, реконструкция проспекта Санкибай батыра и другие.
— Согласно закону мы в первую очередь даем уведомление об устранении недоделок, в противном случае обращаемся в судебные органы, — пояснил Ильяс Испанов. — На сегодня подрядным организациям направлены уведомления по 10 улицам. По двум улицам и трем мостам есть решение суда, вступившее в законную силу.
В ходе обсуждения депутаты и члены общественного совета высказали замечания и озвучили жалобы избирателей по состоянию автодорог.
Они потребовали улучшить качество разрабатываемых проектов, усилить контроль за целевым и свое-
временным использованием выделенных средств на развитие транспортной инфраструктуры, в надлежащий срок провести ямочный ремонт, а также конкурсы и тендеры по определению подрядчиков.
— Тема дорог злободневная и нескончаемая, и, по-моему, она будет подниматься всегда. Но меня интересует другое. Вы говорите, что подаете в суд на недобросовестные подрядные организации, а в чем тогда заключается функция технического надзора?! Какие санкции применяются в их отношении? — высказала недоумение депутат Таттыгуль Талаева.
Депутат Аскар Садыков призвал при проведении тендера изучать состоятельность подрядчика.
— Нельзя ли нам работу подрядчика по капитальному и среднему ремонту дорог оплачивать по годам? К примеру, межремонтный срок указан 3 года, и в течение этого времени фирма будет отвечать за качество и содержание дорог, — предложил депутат Марат Итегулов.
— Из-за недостаточного финансирования у нас нет возможности выполнять многие работы. На ремонт автодорог республиканский бюджет средства не выделяет, все проекты реализуются за счет местного бюджета — городского и областного. Были б деньги, и работы выполнялись бы качественно, — ответил аким города.
Правда, такой ответ градоначальника депутатов не удовлетворил.
О состоянии автодорог районного и областного значений сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аязбай Усмангалиев. По его данным, хорошими признано 56 процентов дорог республиканского значения, по области — 63 процента, по районным дорогам — всего 22 процента. В этом году последние два показателя повысятся на 2 процента. В этом плане хочется отметить, что некоторые народные избранники и члены общественного совета усомнились в целесообразности ремонта трассы Кобда — Мартук. По их мнению, есть более важные маршруты для населения, как, например, Шалкар — Бозой.
По итогам заседания комиссия приняла соответствующее постановление.
Абат КАРАТАЕВ
Фото Аслана МУСЕНОВА