65 миллиардов тенге планируется привлечь на строительство 89 километров трассы Актобе — Атырау — граница РФ на участке от областного центра до Кандыагаша.
По соглашению с Правительством Республики Казахстан и Азиатским банком развития (АБР) 18 сентября одобрена реализация проекта на 89-километровом участке Актобе — Кандыагаш автодороги Актобе — Атырау — граница РФ за счет привлечения негосударственного займа под государственную гарантию.
— Для проведения процедур по привлечению займа разработано технико-экономическое обоснование, которое находится на рассмотрении в РГП «Госэскпертиза». Планируется, что договор с АБР будет подписан в октябре этого года. Параллельно с процедурами согласования займа пройдет конкурсный отбор подрядных организаций по требованиям и условиям банка. Ориентировочно подрядчики определятся до конца текущего года. Полномасштабные строительно-монтажные работы развернутся в начале 2020 года, — рассказал директор областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов.
— Действительно, состояние этого участка дороги неудовлетворительное. Она построена в 70-х годах прошлого века. Дорога ведет к газо- , нефтеносным районам области, поэтому интенсивность движения по ней очень высокая. Из-за плохого ее состояния часто происходят ДТП. При поддержке акима области мы вышли на Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК для того, чтобы ускорить начало дорожно-строительных работ на участке Актобе — Кандыагаш. Проектно-сметная документация готова, экспертизу прошла. Проведены общественные слушания в Актобе, Бестамаке, Алге и Кандыагаше совместно с представителями АБР, — продолжил директор областного филиала «КазАвтоЖол».
— Самый сложный участок — это именно 89 километров от Актобе до Кандыагаша. Он будет I категории с освещением, барьерным ограждением. То есть ее построят по всем международным стандартам. СМР начнутся в 2020 году и закончатся в 2023-м, — отметил Марат Махамбетов.
Как отметил директор филиала, на строительство 89-километрового участка Актобе — Кандыагаш необходимо 65 миллиардов тенге. Придется еще возводить мосты и развязки, например, при обходе Алги. Объем строительных работ будет разбит на два конкурсных лота.
Кстати, сама трасса республиканского значения пройдет по Бестамаку, а дальше в обход Алги и Кандыагаша. Обход Кандыагаша в настоящее время строится. Работу ведет компания «Юнисерв». Полностью дорогу обещают построить до июня 2020 года. Стоит отметить, что данная трасса строится по нормативам II категории с допустимой нагрузкой 10 тонн на одиночную ось.
По словам Махамбетова, сейчас работы ведутся практически на всем протяжении трассы Актобе — Атырау — граница РФ (Астраханская область). От 100 до 160 км трассы дорожные работы ведет компания из Уральска «Юнисерв», от 160 до 220 км и от 275 до 330 км — итальянская стройкомпания «Тодини», от 220 до 236 км — алматинская «Ивета Со» и от 236 до 275 км — азербайджанская «СПИК Аккорд».
В среднем же на строительство дорог II категории необходимо затратить 400-450 миллионов тенге. Чем ниже категория, тем проще технология, а значит, и дешевле стоимость строительно-монтажных работ.
— Многие спрашивают, почему районные дороги не такие, как межобластные или городские. Есть понятие экономической целесообразности. В данном случае она зависит от интенсивности транспортного движения. Если по трассам республиканского значения в сутки проходит свыше 10 тысяч единиц транспорта, то по местным около 500. А между некоторыми населенными пунктами в районах не достигает и 100 единиц в сутки. Поэтому здесь целесообразнее строить дороги III-V категорий. К примеру, строительство дороги III категории методом холодного ресайклирования обойдется в 30-35 миллионов тенге, — в свою очередь подчеркнул и.о. руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуркен Аспенов.
Владимир БУРЬЯНОВ
Фото из архива «АВ»