Завтра, 18 сентября, в поселке Шубаркудук пройдут мероприятия в честь
200-летия хазрета Досжана Кашакулы. В этот день планируется проведение научно-практической конференции о жизни и деятельности Досжана хаджи Кашакулы. Также будет дан ас и прочтена молитва в память об известном ишане. Будут организованы байга, казак куреси, конноспортивные соревнования. На праздничном концерте выступят исполнители терме и кюев. Ожидаются гости из других регионов нашей страны.
В досоветское время в Западном Казахстане было много личностей, вложивших огромный вклад в распространение ислама. Среди них большим почетом в народе пользовались мангистауский Бекет ата из племени адай (конец XVIII — начало ХІХ вв.) и донгизтауский Досжан ишан из племени табын (1815–1890 гг.).
Досжан ишан поднял распространение ислама в Западном Казахстане на новый, высокий уровень. Он вошел в истории тем, что организовал строительство гостевого дома в Мекке для казахов региона, совершающих хадж, участвовал в составлении «казахского шежире» («Родословной казахов»), требовал у колониальных властей в 80-х годах ХІХ века создания для казахов отдельного муфтията.
Кашак — отец Досжана ишана — был муллой в эмбенских песках, расположенных по соседству с плато Донгизтау и песками Сам. Досжан рано вступил на путь получения знаний. Учился в Хиве, Ургенче, Бухаре. С благословления пира по имени Олдан был назван ишаном Досжаном.
После учебы, в 50-е годы ХІХ века, он построил мечеть в районе Донгизтау Тасастау-Кайнар и стал учить детей. Об этом пишет в своих творениях поэт Абубакир Кердери.
Мечеть, построенная Досжан ишаном в Тасастау-Кайнаре, и мечеть-медресе в Донгизтау сохранились до сих пор. На берега реки Уил Досжан ишан переехал в 1868 году. Это случилось по причине волнений против колониальных властей и восстания казахов Уральской и Тургайской областей, а позже мангистауских адайцев, в 1868-1869 годах в связи с введением «Временного положения». Оно ограничивало права казахов в вопросах хозяйствования, религии, налогов, образования и усиливало колонизацию со стороны царского правительства. Новая административная реформа обрекла народ на многие тяготы. Поэтому казахи воспротивились этому, а религиозно грамотные люди приняли активное участие в восстании.
После восстания ишаны подверглись притеснениям и преследованиям со стороны властей. Царское правительство переселило Досжана ишана в Уральскую область, которая уже была подчинена колониальным властям. Это облегчало контроль за ним. Как пишет Кердери Абубакир, также были переселены и другие религиозные деятели.
Переехав, Досжан ишан построил мечеть на притоке реки Уил-Шиили, где стал учить детей и распространять благочестие. Религиозно-бытовой комплекс, возведенный Досжан ишаном, расположенный в километрах пяти на север от нынешнего Шубаркудука, назывался его именем. Там были мечеть-медресе, комнаты для учащихся, хозяйственные постройки, сады и поля для посевов. Сохранились развалины мечети, других строений и некрополь.
После этого ишан взялся за организацию паломничества в Мекку среди казахов (сам он совершил хадж трижды). Побывал в Мекке, совершая хадж, вместе с хазретом Нурпеке в середине ХІХ века. Затем в 1874 году вместе с группой казахов, возглавляемых отцом поэта Абая Кунанбаем.
Машхур Жусуп Копеев в своем труде «Казах шежиреси» указал три потока казахов, совершивших хадж в ХІХ веке. О третьем хадже казахов он пишет: «Из Среднего жуза были двадцать человек во главе с тобыктинцем Кунанбаем, из Младшего жуза целых сто человек. Среди них, говорят, были Нурпеис хазрет, Досжан халфе. До этого казахи, оказывается, не совершали хадж объединившись. Поскольку сто двадцать человек везде ходили вместе, не отдаляясь друг от друга, плечо к плечу, взявшись за руки и были яркими представителями разных сословий, они поражали тех, кто их видел».
В июльском издании 1876 года газеты «Оренбургский листок» указано время совершения хаджа — лето 1876 года. Там написано: «В Оренбург на днях съехались и разместились 100 человек киргиз для встречи ожидаемых из Константинополя прошлогодних паломников в Мекку и Медину: муллы Досчана ишана с пр. паломников, говорят, до 20 чел. из разных концов степи Оренбургского края; между ними находятся также башкирец дер. Емангуловой Юнус ишан и татарин Сеитовского посада Рахмет-Угла-Абдулкагиров…
Юнис ишан из старых паломников, он не успел возвратиться из Константинополя с киргизами и муллой Нурпеис хазретом, как вторично отправился туда с Досчаном».
С этим паломничеством в Мекку ишана Досжана тесно связана история строительства дома для казахских хаджей. Шакарим Кудайбердиев пишет в своей книге «Шежире тюрков, киргизов, казахов и ханов»: «В 1874 году, купив в Мекке для приема казахов такие (то есть дом), сделал богоугодное дело. Владеет им очень грамотный жигит из Младшего жуза по имени Султан».
Он дал такие сведения: «Я увидел этот дом, когда совершил хадж с 1905 года на 1906. Султан о доме Досжана ишана сказал: «Этот дом сейчас записан на имя Досжана хаджи из Младшего жуза, что стало причиной, не знаю. Покойный хаджи сказал, что хаджи Младшего жуза дали много денег, может, по этой причине, или, когда Досжан хаджи совершил богоугодное дело, оставили ли на его имя, я не смог узнать».
Сведения о строительстве в Мекке дома Кунанбая скудны, научных фактов недостаточно. Однако история строительства дома в Мекке Досжаном ишаном и сведения о связи этого с именем Кунанбая хаджи сохранились в народной памяти (особенно потомков Досжана хаджи). Например, потомок Досжана ишана, проживающий в Кегейлинском районе Каракалпакстана, аксакал Иманбаев, утверждает: «Досжан ишан при совершении первого хаджа, оказывается, испытал на чужой земле немало трудностей. После этого сказал: «И после нас, наверное, немало казахов совершат хадж. Чтобы они не испытывали трудностей, пусть в Мекке у казахов будет свой дом». Он поделился мыслью о строительстве дома с отцом Абая, Кунанбаем, с которым совершал вместе хадж в 1874 году, и они вместе построили дом».
Машхур Жусуп Копеев пишет, что «в эту поездку казахские хаджи поручили записать Досжану халфе сведения о родословной казахов, послав его в Багдад».
Ясно, что история дома, построенного казахами в Мекке, нуждается в дополнительном исследовании. В ХІХ веке в Мекке было четыре дома, возведенных казахами, в начале ХХ века их было шесть, а помимо них, были дома, которыми владели другие.
В 1788 году Екатерина ІІ создала в Уфе религиозно-духовное учреждение, названное позднее «Оренбургское духовное магометанского закона собрание». Казахи были введены под его влияние в 1789 году, и это продолжалось до «Временного положения» 1868 года.
Группа во главе с Досжан ишаном выставила требование устранить ограничение прав казахов и создать для казахов отдельный муфтият.
В так называемом сборнике «Ходатайства и предположения мусульманских обществ, собраний и учреждений о преобразовании существующего порядка управления мусульманами», в IV разделе книги
С. Рыбакова «Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России», написанной в 1917 году для сведения Временного правительства, приводится письмо казахской интеллигенции во главе с Досжан ишаном. Письмо называется «Ходатайства Уральскихъ, Тургайскихъ и Оренбургскихъ киргизовъ о назначенія для нихъ особого муфтія и духовного собранія». В нем приводятся такие сведения: «Именовавшіе себя аксакалами (почетными лицами) Уральскихъ, Тургайскихъ и Оренбургскихъ киргизовъ ишан Досжанъ Кашаковъ, Умыръ Акылбековъ, Ибн Джемагуль Муса-оглу и др. подали въ 1888 г. прошеніе на имя Министра Внутреннихъ Делъ о назначеніи для ихъ доверителей особого муфтія и духовного собранія… ».
Царские чиновники дают на это письмо следующий ответ: «На за-прос Министерства Внутренних Дел Военный Губернатор Уральской области от 4 апреля 1888 года за № 43 уведомил Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданіи, что изложенное ходатайство есть не что иное, как одно из проявленія мусульманской пропаганды и что изъятие из веденія Оренбургского Магометанскаго Духовнаго Собранія духовных делъ киргизов и подчиненіе их общему порядку гражданскаго управленія (параграф 252 Положенія 1868 года) не только не вызывает неудобств, но представляет гарантію как для охраненія личных и имущественных прав киргизскаго населенія, так и для смягченія нравов и обычаев и положенія женщины вследствіе участія администраціи в делах киргизов».
Военный губернатор Тургайской области в свою очередь пишет: «…ходатайство направлено против Временного Положенія 1868 г., имеющего целью изъять киргизскій народ из рук мусульманскаго духовенства и открыть ему почву для сближенія и объединенія с русскимъ народомъ, почему ходайство не заслуживает удовлетворенія»..
Несмотря на эти ответы, Досжан Кашакулы продолжает вести пропаганду в народе, проявляет большую деятельность на пути разъяснения необходимости вхождения казахов снова в Оренбургское духовное собрание или создания для казахов отдельного муфтията.
Этот вопрос поднимался и потом, как бы продолжая дело ишана Досжана. Примером тому написанное интеллигенцией Уральской и Тургайской областей во главе с депутатом Государственной Думы России, юристом Б. Каратаевым обращение к «Каждому министру от ишанов и биев, поехавших в 1905 году в Петербург депутатами от Тургайской и Уральской областей, о религии и земле».
Досжан ишан Кашакулы, несмотря на все опасности, преследования, защищал интересы казахского народа и боролся с колониальными властями. Он покинул сей мир в 1890 году. Останки его похоронены в Шиили рядом с возведенным им самим мечетью «Ишан ата». Потомки его проживают на территории нашей области и Каракалпакстана.
Конысбай РАХБАЕВ,
магистр политологии,
учитель Назарбаев
Интеллектуальной школы