Традиционный календарь казахов, 12-летний животный цикл, по-казахски называемый мүшел, — явление известное. Действует он не только у казахов, но и на огромной территории Центральной и Юго-Восточной Азии.
Некоторые исследователи считают, что идея создания календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята народами Восточной Азии от кочевников Центральной Азии, которые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30 градусов и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали
12-летний календарный цикл.
В разных странах Азии названия животных цикла изменяются. Вот казахские названия, а в скобках варианты других народов: тышқан (мышь, крыса); сиыр (корова, бык, вол); барыс (барс, тигр); қоян (заяц, кот, кролик); ұлу (улитка, дракон, крокодил); жылан (змея); жылқы (лошадь); қой (овца, коза); мешiн, маймыл (обезьяна); тауық (курица, петух); ит (собака); доңыз (кабан, свинья).
Этому древнейшему календарю уже несколько тысяч лет. Помимо движения Солнца, Луны, Земли, он учитывает движение Юпитера — гигантской планеты, совершающей за 12 лет один оборот вокруг Солнца. В зависимости от соотношения с Солнцем Юпитер сильно влияет на Землю, вызывая изменения климата, которые с разными вариантами повторяются каждые 12 лет.
Циклы из 5 мушелей образуют 60-летний круг, который бесконечно повторяется. И как повторяется само Время, так повторяются и его события, несчастные и счастливые годы, джуты и изобилие, войны и праздники. Но в этом круговороте нет места концу времени, а значит и концу мира, непременному в некоторых религиозных системах. Время мушеля, давая, — забирает и, забирая, — возвращает, ибо основным его принципом является циклический повтор. Люди рождаются и умирают, и про умерших говорят «қайтыс болды» — «вернулись», и знают, что с новым кругом времени они снова вернутся, но уже из того мира в этот. Поэтому, когда умирал человек, много сделавший для народа, проживший особенную жизнь, на похоронах к нему обращались: «Если сможешь, родись снова среди нас». Такая повторяемость в сочетании с вариантностью превращает круги времени календаря кочевников в эволюционную спираль, несущую вместе с повтором и развитие.
Циклический календарь объединяет единым ритмом жизнь Космоса, жизнь Природы, жизнь Человека с его хозяйственной деятельностью, выявляя их сущностную взаимосвязь. Этот календарь сформировал особое жизненное поведение кочевника, его высокую нравственность, культуру личностных взаимоотношений. Зло, нанесенное людям, природе и аруахам (духам предков), страшно тем, что циклическое Время, возвращаясь, возвращает и его. Зло, совершенное однажды, имеет не только прямую цепь дурных последствий, но, что гораздо более опасно, несет в себе последствия другого уровня — в виде обязательных циклических самоповторов. Это знание сформировало особую ответственность наших предков, выдержку и мудрую неторопливость, когда действиям предпочитают обдумывание, а скорости выполнения — выжидание момента, когда осуществлению задуманного поможет само время. По тем же законам живет и Добро. Однажды совершенное, оно вернется по кругам времен. Поэтому гостеприимство, доброта, взаимопомощь — святые принципы наших предков. И этот календарь является не просто инструментом для измерения времени, а философией, этикой и эстетикой кочевой культуры, несет сведения о природе человека, объединяя единым временем течение хозяйственных, жизненных, космических циклов, характеризуя их взаимодействие.
Человеческая жизнь мыслится как цепочка 12-летних мушелей, каждый из которых включает определенную возрастную ступень. Первый мушель (1-12 лет) — детство; второй (13-24 года) — молодость; третий и четвертый (25-36 лет, 37-48 лет) — зрелость; пятый (49-63 года) — старость.
В понимании пятого мушеля отразились мусульманские представления о «должном» сроке жизни, канонизировавшие срок жизни Пророка Мухаммеда, прожившего 63 года. Каждый мушель — это определенное качественное состояние человеческого организма. Переход от одного мушеля к другому мыслится как резкая смена, опасный момент жизни, когда человек особенно беззащитен перед болезнями и всякого рода опасностями.
Переходные годы (13-й, 25-й, 37-й, 49-й и т. д.) называют мүшел жас — годом мушеля. Они совпадают с известными в современной медицине периодами перестройки гормональной системы человеческого организма. 13 лет — начало периода полового созревания; 25 лет — прекращение выработки гормона роста, 48 лет — выключение функции воспроизводства. Вступление в новый мушель сопровождалось охранительными акциями, помогающими человеку благополучно совершить опасный переход. Переходы мифологически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в новом. С подобным пониманием жизни как цикла относительно замкнутых мушелей связаны многие стороны традиционной культуры. Возраст, мушель, определял ценностный статус человека, его социальную роль, стиль поведения, характер общения со старшими, младшими и равными, обязанности по отношению к разным возрастным группам.
Основные нормы взаимоотношений возрастных групп таковы. Младшие беспрекословно подчиняются старшим, оказывают уважение и почтение. Это уравновешивается заботой, ответственностью старших по отношению к младшим. Система «старший-младший» имеет ярко выраженную ценностную ориентацию. Старший — это социально более ценный и пользующийся большими правами и привилегиями. Оценка личности основывается, прежде всего, на возрастных критериях, и они составляют основу взаимоотношений. Неуважение к конкретному старшему не должно проявляться в формах, уничтожающих саму идею уважения к старшим. Личное отношение должно проявляться в формах, не затрагивающих общего.
Каждая возрастная группа характеризуется определенным местом в социальной структуре, своим образом жизни, поведением, своим отношением к миру материальных и духовных ценностей, своими правами на их получение, ограничениями и обязанностями.
Детство — период, когда человек еще не является полноправным членом общества; он растет в мире веселых игр и забав, но уже в кругу семьи получает первые навыки социализированного поведения, ребенку активно прививается уважение к старшим и любовь к родственникам. В силу особенностей жизни кочевой родовой общины ребенок видит и слышит все, что происходит в мире взрослых, но его участие во взрослой жизни непозволительно.
Молодость — время свободного общения со сверстниками, время забав и развлечений, уже имеющих социально оформленный, обрядовый статус. Дальнейшая социализация регламентирует не только отношение молодежи к старшим. «Вольное» поведение имеет свои формы, границы и пределы, и заданность, в основе которой ритуальное противоборство групп юношей и девушек. Молодежь, осваивающая более сложные трудовые навыки, уже активно участвует в жизни рода, во всевозможных состязаниях, обслуживает старших во время празднеств и обрядов. В этом возрасте происходит важнейшее событие в жизни человека: он вступает в брак, который для девушек означает окончание молодости и переход не только в следующую возрастную группу, но и в новый род. Прощаясь во время свадьбы со своим родом, она прощалась с молодостью, тогда как для джигитов это время наступало позже, по окончании мушеля молодости, в 25 лет.
Зрелость включает в себя период двух мушелей, но граница между ними — 37 лет — все равно остается возрастом потенциально опасным. Возраст карасакалов — время наибольшей социальной активности человека. Мужчины зрелого возраста являются полноценными участниками общественной жизни всего народа. В этом возрасте особенно явственна ориентация на мужскую половину общества, поскольку жизнь женщины традиционно ограничена сферой семьи, домашнего хозяйства, воспитания детей. Зрелость — это возраст создания материальной и духовной культуры общества, участия во всевозможных акциях всенародного характера от имени своего рода — свадьбы, похороны, поминки, суды, различные состязания, военные действия и т. д.
Пятый мушель и старше — особое время жизни человека. Окруженный заботой и вниманием детей и родственников, аксакал, старец, с высоты своего жизненного опыта по-особому видит и оценивает жизнь. Мудрость, обретенная в жизненных невзгодах, делает его идеальным советчиком, и такова его социальная роль. Советчик, руководитель, помощник, видящий больше других не только из-за пройденного большого пути, но и в силу близости к миру предков, святость которых осеняет и его. Поведение старца степенно, суетность и излишняя социальная активность не подобают тому, кто скоро отойдет в мир обожествляемых предков. В поведении старцев подчеркивается их отстраненность от житейской суеты. Они — жители этого мира, но и живые представители мира аруахов на земле. Все остальные члены общества должны относиться к ним с подчеркнутым почтением, не должны пересекать дорогу, трогать без особой нужды их личные вещи, садиться на их постель и т. д.
Детство-молодость-зрелость-старость. Грандиозный жизненный цикл, ставший регулятором социальной жизни казахского общества. Прохождение по ступеням жизни сопровождается все расширяющейся социализацией индивида, участием в освоении все более широких горизонтов традиционной жизни.
По законам казахского календаря все возвращается. Вернется в полном объеме народная память, вернется и знание, которое согласно эволюционному восхождению циклического времени придет в неузнаваемо обновленном, обогащенном виде и будет развиваться дальше в бесконечном круговращении циклов мушеля.
www.Tarih.kz