Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Древние монеты каганов, тегинов и тудунов

На территории современного Казахстана в разные эпохи имели хождение разные деньги — ақша, бақыр, теңге, динар, дирхем, фулс, пұл, жамбы, тайтұяқ, қойтұяқ, алтын, күміс тиын, ділда, сом и другие.

У казахов есть такие интересные национальные игры, как «жамбы ату» («сбить серебряный жамбы») или «теңге ілу» («подхватить тенге»), в названиях которых присутствуют слова, обозначающие деньги. Кроме того, сохранились пословицы, также связанные с деньгами, к примеру: «Тенге вырастает из тиына, конь — из жеребенка». Все это является историческим доказательством того, что в казахской степи издавна чеканились деньги. В разные исторические времена они назывались по-разному. Древнетюркская эпоха богата, например, такими металлическими монетами, как ақша, бақыр. В средневековье появились теңге, динар, дирхем, фулс, пұл; в последующие времена — тиын, пұл, жамбы, тайтұяқ, қойтұяқ, алтын, күміс тиын, ділда, сом.

В нынешнем году исполняется 20 лет со дня рождения национальной валюты суверенного Казахстана — тенге. В честь этой знаменательной даты объектом сегодняшнего разговора станут старинные деньги, которые сыграли свою, весьма значительную роль в развитии казахской государственности.

Коллекции старинных денег складываются, как правило, в результате археологических исследований или случайных находок. В последние годы в Казахстане, в частности, в таких древних городах, как Отырар, Туркестан, Сайрам, Сауран, Сарайшык, Алматы, Тараз, в ходе археологических раскопок ученые обнаружили много нумизматического материала. На территориях нынешнего Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана ученые находят много стоянок и городищ древних тюрков, а именно племен западного крыла Тюркского государства — тюргешей, огузов, он оки, карлугов, кипчаков, согды и других. Они основали города Тараз, Суяб, Отырар, Шаш, Кунгут, Мерке, Исфиджаб (нынешний Шымкент), Тарбан (позднее названный Отырар), Атлак, Кулан, Кайалык, Барсхан и другие, располагавшиеся на перекрестках Великого шелкового пути. Таким образом, будущие казахские земли находились во владении Евразийской империи — Страны тюрков, а точнее, Западно-тюркского каганата, столицей которого считался город Суяб.

Китайские письменные источники изобилуют сведениями о городах Суяб, Согдиана, Мынбулак, Талас, Сяогу, Аксу, Кунгу, Шаш, Фергана. В одной старинной рукописи говорится, что «…в 500 ли (1 ли равен 0,5 км — Авт.) в северо-западном направлении от Туныкколя (Иссык-Куль) вдоль реки есть город Суяб, его радиус составляет 6–7 ли. Здесь сосуществуют торговцы различных стран и ху (согдийцы — Авт.). Природа этих земель располагает к выращиванию проса, пшеницы и винограда. Леса и рощи — большая редкость. Климат суровый и буранный, жители одеваются в теплые одежды, сшитые из кошмы. К западу от Суяба расположены десятки независимых друг от друга городов. У каждого есть свой правитель. Хотя они не зависят друг от друга, но все подчиняются тюркам». А вот другая запись: «Половина жителей Согдианы занимается земледелием, а другая занята торговлей… Мынбулак в 40 ли от Суяба. Тюркский каган ежегодно приезжает сюда на летовку. Здесь бегают стада оленей, наряженных в бубенчики. Они настолько приручены, что не пугаются людей. Тюркский каган так холит и лелеет этих оленей, что запретил подданным охоту на них. И если кто убьет оленя, то указом кагана будет жестоко наказан. Таким образом, оленьи стада взяты под охрану и живут до тех пор, пока их не настигнет естественная смерть».

Изучая эти сведения, можно увидеть, что западные границы Страны тюрков простирались до «Железных ворот» (предполагается, что это был город Дербент или другой город вблизи Каспийского моря), включая местности Кену тарман, Кара тургеш, Согды, Берчекер, Букарак улус, Курудын. В 588–589 годах тюрки дошли до Герата, завоевав Бактрию, Тохаристан, Кундуз, Балх. Известно, что в 580–590 годах каган Тарду (правил в 576–603 годах) направил своего тегина (наследника) Эль Арслана управлять от его имени Бухарскими краями, другого сына — господствовать в Тохаристан. Другие каганы Шегуй (правил в 611–618 годах) и Тун Йабгу (правил в 618–630 годах) отправляли своих наследников в города Шаш, Фергана, Бухара. Сведения об их правлении хранят древние монеты.

Сегодня в богатейших фондах музеев Казахстана хранятся тысячи золотых, серебряных и медных монет из разных эпох. Коллекции, в которых представлены все периоды от античности до монет Казахского ханства и современных купюр суверенного Казахстана, наглядно показывают, что деньги в казахской степи имеют глубокую историю. Старинные рукописи также свидетельствуют, что тюрки в VI-X веках имели прочные торговые отношения с родственными индо-иранскими народами и китайским государством. Древние тексты частенько описывают, как кочевники, обменивая своих лошадей на шелка, взимали с китайских торговцев налоги. А это значит, что в древнетюркскую эпоху монеты были широко распространены. В связи с этим считаю уместным привести несколько названий металлических денег.

Первый из них — aqиaақша. Корень этого слова — aq- // agi- ақ // ағы — означал «дорогая вещь, драгоценные изделия» или «дорогие тканевые изделия, окаймленные шелковой тканью, золотыми и серебряными нитями». На знаменитом Орхонском памятнике — древней каменной стеле, воздвигнутой в честь тюркского кагана Кюльтегина, написано, что в 731 году (в год смерти Кюльтегина — Авт.) на его поминки «посол китайского царя Исие Ликен привез один тумен шелка (девять тысяч рулонов — Авт.) и очень много золота и серебра». Далее говорится: «Tabgach:budun:

sabi:suchig: aгisi: jimshaq:

ermish:» — «Слова китайца теплы и, словно шелк, нежны». Здесь шелк назван словом «aq», которое является корнем «ақша» (в современном казахском языке это слово означает «деньги»). Любопытно, что сравнение слов гостя, полных двусмысленности, со скользящим шелком стало впоследствии пословицей.

Еще одним доказательством того, что древние тюрки называли деньги «ақша», служит текст на старинной китайской медной монете, обнаруженной еще в ХIХ веке на берегу Енисея. Это одна из монет, называемых «Кай юань Тун-бао», эпохи Тан и относится примерно к 713-742 годам. В ее центре — квадратной формы отверстие, на лицевой стороне видны четыре китайских иероглифа, на оборотной — текст из 9 тюркских символов-букв. Сегодня существуют разные их транскрипции и переводы. Так, одна из них, согласно данным известного тюрколога Василия Радлова (1895 г.), гласит: «Ben chayan bir aqcha- Beng-tschajang, eine Munze» — «Бенг-Чайан, одна деньга». А другой российский ученый Александр Щербак в 1960 году утверждал, что этот текст надо переводить иначе: «Бің чығым ақча — 1 000 расходных денежных единиц», «Бір чығым ақча — Одна расходная денежная единица». Согласно исследованиям российских специалистов (Игорь Кызласов, 1994 г.), древнетюркский текст на «енисейской» монете — «Bin chі urum aqcha» — указывает, что это чеканные (кованые) деньги. По предположению другого исследователя, Игоря Добродомова (1980 г.), тюркскую письменность «Bin chі urum aqcha» следует читать как «Тысяча чикилей (чигилей — монета)».

Таким образом, находка на берегу Енисея подтверждает, что термин «ақша» берет начало еще с древнетюркской эпохи, то есть более 1 300 лет назад. Интересно, что монеты, изготовленные из меди, древние тюрки еще называли «бакыр».

В 1961 году в Восточной Монголии в ходе археологических раскопок под руководством монгольского археолога Сэр-Оджава ученые обнаружили другую любопытную китайскую монету из меди. На ее лицевой стороне (аверсе) выписаны два китайских иероглифа; на реверсе острым предметом нанесен древнетюркский текст из 21 символа-буквы. Хранилась находка в Институте археологии Монголии, откуда впоследствии загадочным образом исчезла. В 1972 году советский ученый Сергей Кляшторный выдвинул предположение, что монета относится к китайским «ушуцянь», которые выпускались 700 лет тому назад. Он считал, что монета «говорит»: «Да будет благословен Кумаш-бакши — Qumash baqsy qutlug bolzun».

На древнетюркских землях археологи довольно редко находят китайские деньги. Думаю, это свидетельствует о том, что китайские монеты, о которых шла речь выше, тюрки не использовали широко, а только при внешней торговле с китайцами. Такая картина сложилась, даже несмотря на то, что китайские императоры ежегодно посылали тюркским каганам в подарок или в качестве дани тысячи рулонов шелка. К примеру, каган Бильге ежегодно получал в подарок от китайского императора Сюань-цзун 100 тысяч рулонов шелка. В те времена стоимость лошади приравнивалась к двум рулонам шелка. Исходя из сегодняшней стоимости рулона китайского шелка (наивысшего качества, ведь ткань шла в подарок самому кагану!), можно узнать примерную стоимость древнетюркской лошади.

Эти сведения я привел для того, чтобы напомнить, что в древнетюркском языке есть еще другое, не менее интересное слово qutuy (құтұй), означавшее «ткань» или «деньги». К примеру, надпись на одном из древних каменных балбалах свидетельствует: «Аltun kumush isigti qutuy bunsuz ancha berur — Дает бесчисленные золотые, серебряные изделия, ткани». Некоторые исследователи переводят кутуй (qutuy) как як, дикий бык. Но речь, уверен, все-таки идет о шелковой ткани.

А вот монеты, выпущенные от имени каганов, их тегинов (наследников трона) и тудунов (в военно-политической иерархии это были личности с воинскими званиями, которых каганы назначали правителями родов и племен), судя по всему, имели широкое хождение. Иначе сегодня мы не смогли бы находить их в больших количествах на территориях таких древних городов, как Канка, Кулактепе, Актепе, Ханабада, Кавардана, Киндиктепе (Чачского (Ташкентского) оазиса на территории современного Узбекистана и Южного Казахстана).

 

Напил БАЗЫЛХАН,

ведущий научный

сотрудник Института востоковедения

им. Р. Б. Сулейменова КН МОН РК,

«Казахстанская правда»

Колонка "Взгляд"