Раз за разом новости об очередной жуткой аварии потрясают страну. Не только в нашей области, но и в других регионах дорожные происшествия уносят жизни и калечат здоровье жителей. И, как показывает статистика, растет тяжесть ДТП и число жертв.
В текущем году в суде рассмотрено 50 уголовных дел по статье 345 УК РК «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами»:
– 12 дел по ч. 1 – причинение среднего вреда здоровью;
– 4 дела по ч. 2 – причинение тяжкого вреда здоровью;
– 27 дел по ч. 3 – повлекшее по неосторожности смерть человека;
– 7 дел по ч. 4 – повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
По 22 делам назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы.
10 дел прекращено в связи со смертью подсудимого, 1 дело – в связи с истечением срока давности.
К лишению свободы условно осуждены четверо, один – к ограничению свободы. Шестеро привлечены к общественным работам, по пяти делам назначены штрафы. Один подсудимый был оправдан.
Ситуация по республике
По данным Министерства внутренних дел, с начала года в стране произошло более восьми тысяч аварий. Одной из причин происшествий в полиции называют плохие дороги, нарушения правил маневрирования, выезд на встречную полосу и превышение скорости.
– По статистике, на населенные пункты приходится 84 процента дорожно-транспортных происшествий. При этом четверть человеческих потерь – это сбитые пешеходы, – констатировал председатель Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев на брифинге в СЦК.
Он отметил, что в последние годы в Казахстане активно оснащаются современные магистрали. На дорогах установлено около 24 тысяч автоматических камер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения. Однако этого недостаточно, судя по показателям аварийности.
Как заявляют в Комитете по защите прав детей, 7% от общего числа ДТП в стране – наезд на детей рядом со школами. Для предотвращения подобных случаев Министерство просвещения совместно с Министерством внутренних дел разработало приказ «Об утверждении Плана действий по обеспечению безопасности дорожной инфраструктуры, прилегающей к организациям образования на 2023-2025 годы».
Печальная статистика
По итогам семи месяцев на территории области отмечается рост ДТП на 45,2% (с 263 до 382 фактов), погибших – на 60% (с 50 до 80 человек) и по раненым – на 54,2% (с 347 до 535 человек). Только вдумайтесь в эти цифры.
– На количество погибших повлияли четыре ДТП, зарегистрированные на трассах международного и республиканского значения, в которых погибло 25 человек, – рассказал старший инспектор по особым поручениям управления местной полицейской службы департамента полиции Асылхан Бекбосынов.
Напомним, 13 января на автодороге Актобе – Астрахань водитель автомашины Mitsubishi Space Wagon, не учитывая дорожные и погодные условия, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с ГАЗ-330210. В результате погибло 5 человек.
6 марта на другом участке той же дороги водитель Лады-Ларгус, несмотря на туман, выехал на встречку и врезался в Toyota Hilux. От столкновения произошло возгорание автомашины Лада-Ларгус: погибло 8 человек.
3 апреля на трассе Самара – Шымкент водитель грузовой автомашины Volvo FH 12 потерял контроль над транспортным средством из-за лопнувшей шины и выехал на встречную полосу. Восемь человек, ехавших в Тoyota Alphard, скончались.
5 июня на трассе Актобе – Орск водитель Тoyota Alphard при объезде ямы на проезжей части дороги, на которой шел ремонт, не справившись с рулевым управлением, допустил опрокидывание автомашины. Погибли четверо.
Основное количество погибших – 54 человека – приходится на дороги республиканского и международного значения, где зарегистрировано 74 ДТП, в которых пострадало 156 человек.
Для снижения количества ДТП и тяжести их последствий по причине превышения скорости используются мобильные комплексы «Автоураганы». С их помощью выявлено более 44 тысяч правонарушений. В борьбе с любителями выезжать на полосу встречного движения полиция использует дроны.
– Для исключения случаев, когда водитель засыпает за рулем, департамент полиции совместно с медицинскими работниками проводит рейды. Если видим, что он устал, предлагаем отдохнуть. В ночное время практикуем акции «Кофе-Тайм», где автолюбителям бесплатно раздают кофе, – добавил старший инспектор Асылхан Бекбосынов.
224 из 382 ДТП произошло в облцентре: 23 человека погибли, 249 получили телесные повреждения. После наездов авто на переходах скончалось 11 пешеходов, 53 были травмированы.
– Во многом это связано с недостатком тротуаров, пешеходных переходов, освещения и т. д. Вопрос дорожной безопасности неоднократно рассматривался на заседании комиссии при акиме области. В Актобе установлено 86 светофоров, в том числе 56 с кнопкой вызова. На сегодня функционирует 90 процентов из 86 светофоров, подключение остальных (10%) планируется до окончания третьего квартала, – заключил спикер.
По мнению министра внутренних дел Ержана Саденова, в стране срочно требуется построить более 6 тысяч км дорог с четырьмя и более полосами движения. В их числе трассы между областными центрами: Атырау – Актобе – Уральск, Усть – Каменогорск – Семей, Караганда – Жезказган – Кызылорда, Караганда – Павлодар и другие.
На текущий момент двухполосные дороги не обеспечивают безопасность, поэтому происходят частые лобовые столкновения и опрокидывания.
В целом по стране требуется оборудовать светофорами порядка 600 переходов и установить свыше 100 тысяч метров пешеходных ограждений. Также необходимо обеспечить 15 тысяч км освещения и 60 тысяч км тротуаров.
Меры профилактики
Для сокращения числа аварий и профилактики нарушений правил дорожного движения власти ужесточают наказание для водителей-нарушителей, устанавливают камеры и системы фиксации превышения скорости, задействуют другие технические инструменты.
Тем не менее сказать, что ситуация изменилась к лучшему, пока сложно. И дело тут в небезопасной дорожной инфраструктуре, утверждают в МВД.
По сведениям профильного ведомства, на сегодня лишь 3% республиканских дорог соответствуют требованиям безопасности. Наибольшую опасность представляют международные трассы, где ДТП с тяжелыми последствиями происходят из-за неудовлетворительного состояния дорог.
Акиматам, дорожным службам, Министерству транспорта выдаются предписания. К примеру, за семь месяцев по республике выдано более 24 тысяч таких предписаний, наказано 3,5 тысячи должностных лиц. За невыполнение обязанностей ежегодно расследуется порядка 15 уголовных дел. Однако это не снижает уровень аварийности на дорогах.
На 66 участках не более 60 км в час
С 16 августа на 66 участках в областном центре заработали камеры фиксации скоростного режима. Они настроены на ограничение в 60 км в час. Помимо превышения, устройства фиксируют авто, находящиеся в розыске, с подложными номерами и с большим количеством нарушений. За шесть дней работы зафиксировано более 20 тысяч нарушений ПДД.
– В этом году на всех выездах и въездах по международной трассе Самара – Шымкент планируется установить стационарные камеры. Всего их будет 12, – проинформировал старший инспектор управления административной полиции департамента полиции Алем Коптлеуов.
Для профилактики дорожных происшествий и нарушений ПДД в регионе проводятся оперативно-профилактические мероприятия (ОПМ) «Автобус», «Безопасная дорога», «Внимание: дети!», «Мотоцикл», «Перевозчик», «Приемная на дороге» и другие.
В ходе этих ОПМ с начала года пресечено свыше 123 000 нарушений ПДД РК.
В том числе более 47 000 превышений скоростного режима, 680 фактов выезда на встречную полосу движения, 785 – управления транспортным средством в состоянии опьянения, 2 484 – непредоставления преимущества в движении пешеходам.
8 974 пешехода привлечены к административной ответственности за переход в неположенном месте.
Баян САРИЕВА
Фото из архива «АВ»