К созданию школы сказителей он шел целых 30 лет. Когда по поручению руководства региона открыли «Ер Едіге» и пригласили его преподавать, сразу не поверил… За неполных три года наш герой воспитал не один десяток учеников – победителей конкурсов разного уровня.
С домброй – в армию
Уроженец Шалкара Адилбек Сарин – самый младший, одиннадцатый ребенок в семье. Его отец Мухидолла играл на домбре, исполнял кюи, чаще всего Казангапа, терме и отрывки из эпосов. Музыкой увлекались и несколько братьев Адилбека, но только он всецело посвятил свою жизнь искусству.
Старшеклассника, хорошо играющего на домбре, заметил работник Дома культуры Сауелхан Демеубаев (ныне покойный) и привел в кружок, где его научили петь и исполнять терме.
Адилбек настолько проникся народным творчеством, что, уезжая на срочную службу в далекую Польшу, взял с собой домбру, там и выучил большинство произведений. После армии поступил в местный пединститут, где открывалась двухгодичная студия жыр-терме. По ее окончании Сарин год проработал в областной филармонии, потом ушел в той-бизнес.
Но искусству остался верен. Одновременно записывал жыры в студийном формате. В первом аудиоальбоме воспел жыр «Ер Едіге» от Наурызбека жырау, в сокращенном варианте это три с половиной часа. Полноценное произведение длится целых семь часов. В 2007 году вышел второй альбом, в который он собрал воедино хиссы (истории) пророков Жусупа и Ибрагима, а также свои терме и жыры.
– С 1992 года я обращался во все инстанции с просьбой открыть школу сказителей, но никому не было до этого дела, – сетует наш герой. – Лишь спустя почти десять лет, в 2021 году, руководство региона инициировало открытие такой школы с одним условием – необходимо сохранить свою, актюбинскую, манеру исполнения.
В этой связи хочу особо отметить и поблагодарить Ляйлю Омарову и Гульнар Сейталину из областного Центра народного творчества, которые стали чуть ли единственными исполнителями идеи. Именно они презентовали в Астане школу сказителей «Ер Едіге».
А когда меня пригласили преподавать, честно говоря, даже не поверил сразу, приняв за очередное обещание. Все это время я занимался домашним хозяйством: содержал скакунов, проводил селекцию племенных лошадей. Когда пришел, меня приняли на полставки, и началось…
Первые победы первых учеников
Услышав о школе сказителей, его ученики, ныне преподаватели музыкального колледжа Женис Елемесов и Абилкасым Нурпеисов, направили туда своих учащихся, чтобы они переняли актюбинскую манеру пения и выучили дастаны (эпосы).
Первыми пришли в «Ер Едіге» Самал Медеубаева и Бакыт Арыстангалиева. Кстати, обе в этом году поступили в консерваторию. За два года они выучили десять дастанов.
– Можете спросить у любого сказителя страны, они не поверят, что за два года можно столько выучить. Это своеобразный рекорд за сто лет. Потому моя благодарность Самал и Бакыт огромна. Если их не видно дней пятнадцать, считай, они выучили еще один эпос. Вот такая любовь к народному преданию у нашей молодежи, – с гордостью заявляет наставник.
В 2021 году он начинал с этими двумя девушками, осенью подтянулись другие учащиеся музыкального колледжа.
Здесь хочется отметить один момент. Основная деятельность преподавателя направлена на обучение ребят в учреждениях дополнительного образования и стенах школ. Если за это Сарин получает зарплату из бюджета, то двадцать учащихся колледжа занимаются у него совершенно бесплатно. За них никто не оплачивает пройденные часы.
– Год назад было всего сорок детей, сейчас уже шестьдесят. Можно было бы взять еще больше, но физически не успеваю, – признается Адилбек. – Приходят к нам, услышав друг от друга о «Ер Едіге». В отличие от классических кружков, мы не заставляем ребенка заучивать тексты с одним преподавателем и только в стенах нашего заведения. Атмосфера в школе творческая, свободная. Считаем, что только в таком микроклимате возможен рост.
Для мотивации дважды в год проводим фотосессии, по воскресеньям, с 12.00 до 15.00, организовываем «жыр сағаты» в библиотеке имени Саги Жиенбаева, ныне там расположился Креативный центр. Эпосы можно послушать и во время жырау шай в этноресторане «Сарқыт» с четверга по субботу, после обеда.
Для популяризации и более широкой пропаганды исконно народного искусства используем все ресурсы и возможности: даем интервью, публикуем статьи, создали канал на YouTube, присутствуем в социальных сетях. Летом намерены выступить с концертами в соседних областях. К изданию готовится книга и научные исследования Борибая Картена.
Заинтересовать людей народными преданиями можно и с помощью конкурсов, концертов. Стараемся их не пропускать, особенно областные, проводимые в районах. Обязательно выезжаем туда. Во время таких поездок еще раз убеждаемся в том, что в сельской местности нет детей, исполняющих жыры, – констатирует наш собеседник. – Не раз из своего кармана, не дождавшись поступления командировочных, оплачивал поездки в аулы. Все это делаю ради учеников. Надо видеть окрыленных детей, когда они возвращаются после выступлений, прочувствовать их особое состояние. Они живо интересуются, когда состоится следующий конкурс, чтобы выучить еще один жыр. Буквально за несколько месяцев меняются на глазах, им уже нипочем любые конкурсы.
Адилбек Сарин убежден: следует проводить конкурсы чаще и желательно отдельно для жыршы, пусть и с небольшими гонорарами, чем многожанровый фестиваль с солидным призовым фондом.
В этом плане постоянно проводятся мероприятия по традиционному пению в Мартукском, Шалкарском, Байганинском и Темирском районах. К примеру, недавно в Шубаркудыке состоялся конкурс для исполнителей терме и жыр. Темирцы смогли послушать «Төрехан» Нурпеиса Байганина, «Қобыланды», «Ер Едіге», «Асау Барақ», «Қыз Жібек» и другие произведения. Их исполняют всего шесть-семь участников, но никто друг друга не повторяет.
– Пользуясь случаем, со страниц вашей газеты хочу выразить признательность акиму Алгинского района Нурболу Ержанову. Несмотря на молодой возраст, он всемерно способствует возрождению утраченного на века искусства. Два года назад он обещал принять региональный конкурс имени Абубакира Кердери и слово сдержал. Мероприятие было организовано на высшем уровне. Премии в размере 50-150 тысяч тенге стали хорошей мотивацией для студентов. Теперь алгинцы планируют провести конкурс на республиканском уровне, – говорит наставник школы сказителей «Ер Едіге».
Прах батыра обязывает
– Непременно должен воспеваться эпос «Қобыланды» в Хобдинском районе, на месте захоронения батыра. Это наша святая обязанность. Прах человека, который сражался с врагами с двенадцати лет, обязывает. Нам должно быть стыдно, если не будут изысканы средства на проведение конкурса в этом районе, – подчеркивает Адилбек Сарин. – Если объявят творческое состязание на лучшее исполнение «Қобыланды батыр», каждый мой воспитанник может исполнять отрывок эпоса минимум в течение 30-40 минут, а то и целого часа.
По его словам, пока никто не сделал аудиозапись ни одного из 29 вариантов эпоса «Қобыланды батыр» полностью. Хотя ОЦНТ подготовил к изданию все варианты.
В прошлом году записали вариант Нурпеиса Байганина из десяти тысяч строк, приступили к варианту Марабая из семи тысяч строк. К слову, обещанный гонорар за такой нелегкий труд до сих пор не выплачен. Тендер выиграла некая фирма из Алматы.
– Пока мы, казахстанцы, не станем повсеместно возрождать и развивать жыр, народ не воспрянет духом, – считает Адилбек Сарин. – Вот почему коммунистическая власть запрещала «Едіге», «Қобыланды» и другие героические эпосы. Всем обществом мы должны поддержать этот вид искусства для поднятия духа молодежи.
Не секрет, что на все это нужны средства, но, если нет духа, деньги уже не помогут. Не раз видел, как при исполнении эпосов люди в порыве патриотизма поднимались с места. Из-за отсутствия духовной составляющей и появляются бессмысленные песни-однодневки, некоторые с употреблением нецензурной лексики.
Не будет жыршы, не будет и духа. Точно так же, как не будет имама, получится безбожье, – продолжает сказитель. – Для казаха жыр и религия – едины. Но особенностью жыра является то, что национальные ценности всегда выше религии. Если жыршы является настоящим мусульманином, значит, ему присущи дух и честь, он не поддастся иному течению или влиянию чуждой религии, будет уважать старших, соблюдать традиции и почитать родителей.
В целом жыршы – это патриот, религиозный (богоугодный) человек, который благодаря своему развитию со временем станет гармоничной личностью. Для этого вовсе не обязательно увеличивать число жыршы, достаточно подготовить слушателя. Без него качественный рост уровня сказителя невозможен.
Мои дети учат наставления-терме Абубакира, Нурпеиса, героические эпосы, хиссы пророков, и я могу заявить, что их интеллект, самосознание по сравнению со сверстниками разнится кардинально, как небо и земля. Это преимущество, если не сказать прерогатива, должно быть характерно не только для Центра народного творчества, учреждений культуры, но и для всех, кто считает себя полноценным, достойным уважения членом современного общества.
Мақам Адилбека Сарина
Присвоение высокого и почетного звания «Человек года-2023» он воспринял как оценку труда всего коллектива школы.
– Честно скажу: выдвигали еще в прошлом году. Узнав об этом заранее, я сам отказался. За неполных два года не считал себя достойным такой чести. В этом году узнал о решении в последнюю очередь, – говорит Сарин.
По его словам, жыр в «Ер Едіге» – это не просто механическое заучивание слов и пение под домбру. Это в первую очередь соблюдение актюбинской манеры исполнения, владение техникой, постановка тональности, дыхания, дикции и многое-многое другое.
– Меня задевает, когда слышу, что на нашей земле нет своей манеры пения, то есть мақам. Доходит до абсурда, некоторые утверждают, что у нас не было сказителей и такого направления искусства.
Если это так, то откуда взялись Нурпеис Байганин, Сарышолак и многие другие акыны, певцы, сказители, откуда мотивы Наурызбека? В конце концов, откуда взялся я? Неужели упал с небес и придумал свой мақам. А сколько молодежи, исполнителей терме: не свалились же они с Луны. Мы есть и достойно продолжаем традиции жыршы старшего поколения, – горячо доказывает «Человек года-2023» Адилбек Сарин.
Абат КАРАТАЕВ
Фото из личного архива Адилбека САРИНА