Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе создано как постоянно действующий форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер по уменьшению военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Предпосылкой для перевода проблемы европейской безопасности в новый формат отношений стала «политика разрядки», которую, в свою очередь, можно рассматривать как следствие установления военно-стратегического паритета к середине 1960 годов в отношениях между двумя враждующими блоками: странами Варшавского договора и Организацией Североатлантического альянса.
Историческое совещание по безопасности в Европе прошло с 30 июля по 1 августа 1975 года, когда главы упомянутых государств подписали в столице Финляндии Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, более известный как Хельсинкские соглашения.
Фактически Хельсинкский акт – это документ, который сформировал основы функционирования системы общеевропейской безопасности до момента окончания «холодной войны» и содержал окончательные договоренности по всем пунктам актуальной повестки дня международных отношений.
Заключительный акт отражал взвешенный баланс интересов всех государств-участников, а все зафиксированные в нем договоренности должны были выполняться в полном объеме. Если рассматривать раздел документа, относящийся к вопросам безопасности, то можно заметить, что в нем закреплены десять принципов, которые сохраняют свою актуальность до настоящего момента, определяя нормы и правила взаимоотношений и сотрудничества государств-участников системы общеевропейской безопасности.
Первый – уважение и соблюдение прав государств на суверенитет, затем принцип второй – неприменение силы или угрозы силы. Третий принцип – это нерушимость границ. Четвертый – сохранение территориальной целостности государств. Пятый – урегулирование споров на мирной основе. Затем невмешательство во внутренние дела. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести и вероисповедания и убеждений. Право народов распоряжаться своей судьбой. Сотрудничество между государствами. И, наконец, десятый – добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Начало превращения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе из политического форума в полноценную международную организацию положено с принятием документа «Вызов времени перемен», подписанного во время Хельсинкской встречи на высшем уровне в 1992 году.
Сформулировав свои цели как поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества на огромной территории от Ванкувера до Владивостока, страны-члены Совещания обозначили наиболее эффективные механизмы и инструменты, направленные на предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий конфликтов как локальных, так и региональных.
При этом основные меры обеспечения и сохранения безопасности в Европе вписаны в контекст трех измерений деятельности Организации, так называемых трех корзин.
Казахстан после распада СССР начал построение собственной государственности, формирование контуров внутренней и внешней политики. Молодое государство сделало ставку на налаживание сбалансированных отношений с внешним миром, что нашло отражение во многовекторном внешнеполитическом курсе, выборе рыночной модели экономики, отказе страны от ядерного оружия.
Такой подход полностью оправдал себя, и Казахстан смог наладить эффективные и взаимовыгодные отношения с ведущими странами мира, крупнейшими международными организациями, в том числе ОБСЕ.
Вступление в Организацию было продиктовано стремлением РК активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 года и других документах ОБСЕ. Республика вошла в состав Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 30 января 1992 года.
На протяжении того же года Казахстан подписал основополагающие документы Организации: Хельсинкский заключительный акт СБСЕ и Парижскую хартию для новой Европы. Обретя статус полноправного члена Организации, Казахстан принял активное участие в дальнейшем развитии форума, эволюции общеевропейского совещания в полноценную международную организацию.
Президент Нурсултан Назарбаев является постоянным участником встреч ОБСЕ. На ежегодных заседаниях Совета министров ОБСЕ Казахстан был представлен главой внешнеполитического ведомства. Казахстанские парламентарии, в свою очередь, активно участвовали в работе Парламентской ассамблеи Организации.
Факт избрания Казахстана страной-председателем ОБСЕ свидетельствует, с одной стороны, о возросшем международном авторитете РК, а с другой может рассматриваться как сигнал о готовности представителей «старой Европы» строить эффективный и равноправный диалог с развивающимися государствами постсоветского пространства.
Казахстан получил коллективный мандат на председательство в ОБСЕ от всех 12 стран СНГ, более того, заявка государства поддержана всеми членами общеевропейского форума.
То обстоятельство, что вступление Казахстана на пост председателя было в целом позитивно оценено международным сообществом, связано и с рядом причин объективного свойства. Основные цели председательства Казахстана в ОБСЕ сформулированы несколько лет назад Нурсултаном Назарбаевым: способствовать обеспечению подлинной и долгосрочной стабильности как на региональном уровне, так и в общемировом контексте, укреплять соединительные линии между Востоком и Западом через диалог цивилизаций, последовательным сторонником которого является РК. Другая задача – выход на более высокий уровень политической и экономической модернизации для самого Казахстана через проведение реформ и внедрение демократических и либеральных ценностей при активном сотрудничестве ОБСЕ. Еще один приоритет – достижение более высокого уровня внутреннего единства самой Организации через сближение позиций между Востоком и Западом.
По мнению Президента Нурсултана Назарбаева, ОБСЕ стоит сейчас перед дилеммой – превратиться в структуру, признающую «разнообразие мира в XXI веке», или же остаться организацией, разделенной на блоки, когда Запад не хочет понимать процессы, происходящие на Востоке.
В период председательства Казахстана в ОБСЕ сформирован «Дух Астаны» как символ нового этапа «разрядки» в сложных отношениях между странами не только общеевропейского пространства, но и всего Евразийского континента. «Дух Астаны» – это особый подход, который демонстрирует Казахстан в своей практической деятельности на международной арене. Речь идет о выработке новых стандартов по всем направлениям деятельности этой авторитетной международной организации, которые, с одной стороны, должны быть основаны на прагматичном подходе и глубоком понимании реалий международных отношений.
Но, с другой стороны, эти принципы должны включать философию доверия, взаимного уважения, сотрудничества, без которых любые «правила игры» неспособны обеспечить устойчивую безопасность и стабильный мир.
«Дух Астаны» базируется на корневых началах казахстанской внешней политики, которая, в свою очередь, является результатом реализации не только внешнеполитических, но и внутриполитических стратегий. Ведь доверие и толерантность – это прежде всего системообразующие принципы отношения казахского этноса к тем многочисленным народам, которые приходили в Великую степь и становились соседями и друзьями казахов. Фундаментальность принципа доверия, таким образом, происходит из генетических черт казахстанского народа. В этом смысле сама история объясняет мотивы и суть тех подходов, которые демонстрирует Казахстан в период своего председательства в ОБСЕ.
Наблюдатели надеются, что «Дух Хельсинки» в международных делах будет трансформирован в «Дух Астаны» – открытый разговор о необходимости создания единого и неделимого пространства безопасности, свободного от разделительных линий и зон с различными уровнями безопасности – евро-атлантического и евразийского сообщества безопасности.
Слоган «от «Духа Хельсинки» к «Духу Астаны» должен найти подтверждение в конкретных решениях и делах. Есть надежда на то, что эти ожидания не окажутся завышенными, а реализованными во внешнеполитической практике Евразии.
Юлия ЯКУШЕВА, руководитель аналитического департамента
ИАЦ МГУ им. М. Ломоносова
Ответ на вызовы современности
Саммит ОБСЕ в Астане – поистине историческое событие и закономерный результат казахстанского председательства в этой Организации. А самое главное – форум стал свидетельством признания всем мировым сообществом международного авторитета и глобальных инициатив Главы государства Нурсултана Назарбаева.
Казахстан еще раз подтвердил свой статус не только регионального лидера, но и государства, которое вносит большой вклад в дело укрепления коллективной безопасности. Сегодня в зоне особого внимания стоят острые проблемы, с которыми сталкивается мир: это наращивание ядерного потенциала, локальные конфликты, религиозная нетерпимость. Найти пути разрешения этих проблем, провести анализ причин и факторов их усугубления в будущем – в этом и заключается работа крупных международных структур, в том числе ОБСЕ. Не случайно одной из ключевых тем на повестке Саммита стали вопросы глобальной безопасности и укрепления религиозной толерантности. Своевременно и очень актуально прозвучала инициатива Президента Нурсултана Назарбаева о необходимости принятия Всеобщей декларации безъядерного мира. Именно Казахстан в свое время сделал значимый вклад в укрепление международной безопасности, отказавшись от ядерного оружия.
Главным достижением Саммита можно считать принципиально новое качество политического диалога на евро-атлантическом и евразийском пространстве. Как сказал в свое время Уинстон Черчилль, «говорить всегда лучше, чем воевать». Радует нацеленность участников форума на то, что любая из проблем, существующих в зоне ответственности ОБСЕ, может и должна быть решена. Поэтому Астанинский Саммит как встреча на высшем уровне лидеров 56 государств может послужить неким «пусковым механизмом», который предоставит политическому руководству ОБСЕ возможность довести миротворческие процессы до конца.
Важной темой в диалоге первых лиц государств Европы, Азии и Америки, на мой взгляд, должно стать обсуждение финансово-экономической безопасности. Ведь, как известно, неустойчивый характер мировой экономики требует изменения механизмов в сфере управления финансовыми рынками, от которых зависит стабильность большинства государств. В этом плане мне, как ученому-экономисту, особенно понравилось заявление нашего Лидера о необходимости создания мировой резервной валюты. Эти и другие предложения Казахстана по созданию принципов согласованной валютной политики, экономического сотрудничества и интеграции могут послужить своеобразными «кирпичиками» в построении новой мировой финансовой системы, о чем, кстати, все чаще говорят международные эксперты.
Таким образом, оценивая итоги прошедшего Саммита, можно сказать прежде всего о возрождении функциональных задач и ответственности ОБСЕ перед мировым сообществом. Полагаю, что Главе нашего государства удалось придать Организации новый импульс развития, наполнив ее работу творческим содержанием и осмыслением наиболее актуальных задач.
Нет сомнений, что в международном политическом календаре Саммит ОБСЕ в Астане стал исключительным событием, а его результаты внесут значительный вклад в решение проблем и вызовов современности.
Оразалы САБДЕН, директор Института экономики МОН РК,
академик Национальной инженерной академии