22 июня 1941 года начался отсчет времени нечеловеческих усилий, в течение которого будущее каждого из нас висело практически на волоске.
Великая Отечественная война была народной. В ней участвовали не только профессиональные солдаты, на защиту Родины встал весь народ, от мала до велика. Великую Отечественную войну часто характеризуют с позиции героизма и стойкости. Что бы ни творилось на территории СССР, какими бы жестокими ни были тирания и репрессии, война уравняла всех.
Изменения отношений, произошедшие внутри общества, можно понять на примере знаменитого обращения Сталина 3 июля 1941 года, которое начиналось со слов: «Братья и сестры!». Больше не было граждан, не было высоких чинов и товарищей, это была огромная семья, состоящая из всех народов и национальностей страны. Семья требовала спасения и поддержки.
Разработанная лучшими умами гитлеровского генерального штаба молниеносная война, построенная на быстрых прорывах танковых соединений с последующим окружением крупных частей противника, больше не работала подобно механизму часов. Попадая в окружение, советские части с боем прорывались, а не складывали оружие. Героизм солдат и командиров сорвал планы немецкого наступления и стал переломным моментом войны.
Конечно, в руководстве военными действиями были и перегибы. Надо признать, что командование Красной Армии не было готово к войне. Доктрина СССР предполагала победоносную войну на территории врага, но не на собственной земле. И в техническом отношении советские войска серьезно уступали немцам. Вот и шли воины в кавалерийские атаки на танки.
Великая Отечественная война — одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю советского народа. Ее тяжесть и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В период, когда наша страна обрела независимость, когда народ стал осмысливать происходящее с новой точки зрения, когда один век сменился другим, на стыке времен произошла переоценка ценностей. Возрождение одних исторических личностей и погружение в Лету других — явление закономерное. Но одно непоколебимо — это память о подвигах героев. Эта память поднимает дух народа и возвеличивает его.
На рассвете 9 Мая 1945 года на Центральном аэродроме им.
М.В. Фрунзе приземлился самолет Ми-2 с экипажем А.И. Семенова. Он доставил в Москву акт о капитуляции гитлеровской Германии. В 6 часов утра Юрий Левитан сообщил советскому народу о победе в Великой Отечественной войне. Правительство объявило 9 Мая днем всенародного торжества, Праздником Победы. Но в последующие годы руководство страны меняло свое отношение к этому празднику. Уже в 1948 году 9 Мая был рабочим днем. Правительство объяснило такие перемены тем, что нужно восстанавливать разрушенное народное хозяйство. Вместе с праздником на 20 лет власти забыли о ветеранах, которые ценой своей жизни приближали Победу. Истинная же причина «политики забвения» заключалась в том, что верховная власть таким образом пыталась ослабить потоки гражданского сознания, направленные на глубокое осмысление противоречивой военной проблематики.
Особенно это касалось вопросов компетентности всей государственной системы во время войны. Особое опасение государственно-партийной элиты и ее номенклатуры вызывало фронтовое братство — питательная среда оппозиционных построений. Ситуация изменилась спустя 20 лет, когда система несколько модернизировалась и оказалась в состоянии использовать в государственных интересах и для активизации патриотического воспитания молодежи «фактор памяти».
В 1965 году 20-летие Победы отпраздновали пышно, 9 Мая снова объявили нерабочим днем. В настоящее время День Великой Победы является народным праздником почти на всем постсоветском пространстве.
Во многих семьях сохранились истории о войне, которые передаются из поколения в поколение. Наша семья не исключение. На войну ушел старший брат моего дедушки — Утепберген Туралин, 1909 года рождения. Красноармеец 307-ой стрелковой дивизии с войны не вернулся, пропал без вести. Поиски продолжались много лет. Нужную мне информацию я нашла на сайте «Мемориал» в 2008 году. Там опубликованы именные списки безвозвратных потерь начальствующего, младшего и рядового состава подразделений 307 стрелковой дивизии с 24.07 по 5.08.1942 г. В них и был 191 человек.
Я нашла деда в списке погибших. Он захоронен 27 июля 1942 года в братской могиле у деревни Росстани Ливенского района Орловской области РФ. Хочу обратить внимание на то, что вместе с дедом в этой могиле захоронены также уроженцы Челкарского района из 13-го и 15-го аулов, красноармейцы — Имамбаев Бахридин /1904 г.р./ и Джалмуратов Исабай /1904 г.р./ Возможно, что родные этих героев также находятся в неведении и будут рады такой информации.
Никакая сила не способна уничтожить нацию, заставить ее исчезнуть, если это не сделает она сама. Один из столпов самосохранения нации, придающий силу противостоять времени, способному превратить камень в песок, а цветущие края в пустыню, это память нации, ее историческое сознание. Именно такая память и такое сознание образуют свершения, воплощенные в деяния личностей, оставивших неиз-гладимый след в истории и сознании народа. Из исторических глубин до нас не дошли ни прекрасные города, ни солнечные столицы саков и тюрков. Их нет, но сохранились имена великих мудрецов от Анахарсиса до аль-Фараби, владычицы саков Тумарханым (Томирис), великой праматери нашей Домалак Ана, красивейших Баян Сулу и Кыз Жибек, мифического героя Ер Тостика из казахской сказки. Их светлые образы формировали и закаляли дух нации. Читая и рассказывая истории подвигов батыров, исследуя труды казахских мудрецов, великих деятелей, поэтов и людей искусства, ученых и новаторов, мы очищаем наши сердца от мелочности и трусости. Мы очищаем наши души и становимся сильнее.
Жанар ТОлепбергени,
кандидат исторических наук, преподаватель
Казахско-Русского
Международного
Университета