14 марта в драмтеатре имени Т. Ахтанова ожидается премьера комедии «Смешные деньги», постановкой которой занимается приглашенный режиссер Вячеслав Виттих.
Имя молодого режиссера хорошо знакомо актюбинцам, так как Вячеслав приезжает на постановку не первый раз, да и деятельность его в свое время начиналась тоже в Актобе, о чем собеседник говорит с удовольствием:
— Люблю этот город! Театр имени Тахауи Ахтанова — мой первый профессиональный театр: здесь я начинал актером, потом режиссером. А еще в Актобе родилась моя дочь Алиса.
По словам режиссера, нынешний его приезд чисто спонтанный:
— Я только завершил постановку в Калининграде, образовалось свободное время перед следующей постановкой в Москве. И тут поступило приглашение из Актобе. Здорово! Прочитав пьесу Рэя Куни «Смешные деньги», я понял, что хочу ее поставить, а сделать это за месяц вполне реально. Такая пьеса нужна в репертуаре любого театра: легкая и при этом заставляющая задуматься. В данном случае — над смыслом денег.
Нынешний приезд Вячеслава особенный: вместе с ним над пьесой работает Артем Мальков, выпускник актерского факультета Московского института современного искусства. Что же такого важного знает и умеет Артем, что Вячеслав пригласил его поработать в паре?
— У артиста есть три выразительных средства, — рассказывает Артем. — Это голос, тело и самое сложное — глаза. Все эти три средства создают гармонию. Зритель понимает: когда человек, исполняющий роль, лжет или не лжет голосом и глазами, и на этом обязательно акцентируется режиссер. А вот как не солгать телом — задача сложная. Я это называю психологией тела. Пока, к сожалению, ни один драмтеатр не обращает внимания на пластику актера: есть режиссер и есть хореограф — все!
Именно акцент Артема на пластике движений привлек в свое время внимание Вячеслава к нему в летней театральной школе в Болгарии.
— Тут важно не смешивать пластику тела с хореографией. Хореография и пластика — несколько разные вещи применительно к тому, что осуществляется на сцене. Все движения артистов создают рисунок спектакля. Я помогаю актеру не солгать голосом, сделать картинку, выстроить мизансцену, а Артем — не солгать телом, — эта реплика Вячеслава Виттиха может показаться несколько размытой, но тут вносит пояснение сам Артем:
— Если Вячеслав работает над душой спектакля, то я помогаю актеру одухотворить тело.
Очень любопытной оказалась беседа. Наверное, отталкиваясь от сказанного режиссерами, спектакль сложится на редкость удивительным. Вячеслав эту догадку прокомментировал так:
— Я никогда не ставлю задачу удивить зрителя, потому что каждый человек удивляется по-своему. Есть задача сделать работу качественно. И если моя работа находит в сердцах зрителей отклик, делает людей лучше, значит, задача решена.