Человек, прошедший Афганистан, знает цену честному труду и домашнему очагу.
Биографию Василия Анатольевича можно уложить в несколько строк: родился и вырос в Борте, отслужил, женился, всю жизнь работает крановщиком. О нем сообщили ветераны-афганцы: «Нас мало осталось в Актобе, но может, у вас получится поговорить с Василием Зобенко». Признаюсь, еле уговорила.
— Да что во мне такого, чтобы писать в газете? – весело возмутился собеседник.
Село Борте Мартукского района – родина и его отца, Анатолия Степановича Зобенко.
— Моя прабабка приехала сюда по Столыпинской реформе с семью сыновьями и двумя дочками. Не один год ехали с Украины на быках, — рассказывает Василий. – Дед Степан родился в дороге где-то под Саратовом. Дед по матери – Михаил Васильевич Егоров – приехал из Ульяновской области в 1950-е годы поднимать целину. Год пожил и привез в Борте семью. Отец мой всю жизнь работал трактористом в совхозе «Буртинский», мама – дояркой.
Как многие парни, окончив школу, я выучился в ДОСААФ на водителя категории С, весной 1983-го призвался в армию. Прибыл в Аягуз, в автороту. Прошел курс молодого бойца, потом за каждым закрепили КамАЗ-5410. В день присяги, это было 22 мая, мы, как положено, надели на себя парадную форму, построились и… повалил снег! Все бегом в казарму надевать шинели. Конечно, торжественности погодка не разбавила: когда произносишь «Я – гражданин Советского Союза…», сердце колотится от ответственности, тебе вверенной.
В конце 1983 года, во время построения на плацу, комбат попросил выйти из строя всех, у кого в военном билете была указана команда 280. Я был в их числе. Да, он сказал, что это за команда, и кто не хочет ехать в Афганистан, может написать записку и кинуть ее в ящик. Только один солдат отказался, аргументировав тем, что он единственный у матери. Потом мы пережили еще один волнительный момент, когда в аэропорту Алма-Аты к нам обратился командующий Краснознаменным Среднеазиатским военным округом генерал-полковник Дмитрий Язов. Он говорил о том, что мы едем исполнять интернациональный долг – помочь правительству ДРА в противостоянии вооруженной оппозиции.
Что Василий Зобенко делал в Афганистане? Исполнял долг, согласно присяге выполняя приказ командования: с большого склада в Пули-Хумри возил в Кабул товары народного потребления – дрова, уголь, продукты питания. Дорога пролегала через легендарный перевал Саланг, но на долю нашего героя боевых столкновений не выпало.
— Афганистан – экзотика в определенном смысле: дувалы, мазанки, а в горах складывается впечатление, что жилища располагаются в буквальном смысле сакля на сакле. Ты будто путешествуешь во времени, — вспоминает Василий. – Помимо поездок, мы несли караульную службу, обеспечивали ремонт и обслуживание своих КамАЗов, выполняли наряды в столовой. Раз в месяц получали солдатское жалованье (чеками), покупали в близлежащих магазинах печенье, конфеты, сигареты, соки. Когда нашу часть выводили из Кабула, ее сменила часть Одесского военного округа. А по прибытии в Алма-Ату ко мне приехали родители – убедиться, что я дома.
Мобилизовавшись, парень устроился водителем в УМиТ «Элеваторсельстрой». Через полгода ему предложили выучиться на крановщика…
— Ни разу не пожалел о выборе – очень люблю свою профессию, — признался собеседник. — За 10 лет работы участвовал в строительстве райбольницы в Мартуке, нескольких школ в глубинке, в том числе школы-интерната в Ильинке Алгинского района, выпускница которой – моя жена Ольга. Строил элеваторы Ново-Альджанский, Хобдинский, в начале 1989-го восстанавливал Спитак, разрушенный землетрясением. В 1991-м перешел в облгаз и должен сказать огромное спасибо за то, что эта организация выкупила мне квартиру в доме, построенном для афганцев. Здесь родились младшие дети, здесь мы всех вырастили, здесь и живем с Олей по сей день.
— Расскажите, чем привлекателен кран?
— Я построил больше 20 мостов в Актобе и области, а видеть результаты труда всю оставшуюся жизнь очень приятно. Зарплата крановщика чуть больше, чем водителя, а работа не только ответственная, но и интересная, еще и ювелирная: нужно с одного раза приземлить конструкцию в самую точку.
— Есть любимая марка крана?
— Самый лучший кран – новый. Правда, если работаешь аккуратно, он после положенных десяти лет еще долго прослужит. Самый солидный – французский 200-тонник. На нем я работал в каспийском порту Баутино. Сейчас работаю на 28-тонном.
— Что строите сейчас?
— Восьмой год работаю в ТОО «Агрофирма Коквест». Летом строим мосты и дороги, зимой заняты уборкой снега. Во время бурана могут вызвать и среди ночи. Наше направление – батамшинское, где бураны нешутейные. Но коллектив дружный, хоть и разного возраста мужики. Молодежь думающая, целеустремленная, умелая. Доработаю до пенсии и не уверен, что сразу брошу кран.
— Смысл вашей жизни только в работе?
— А еще в любимых жене, детях, внуках. Мы – люди простые, незамысловатые, для нас главное – искренность в отношениях, чтобы близкие были здоровы и счастливы. Выходные редки, поэтому главный их пункт – встречи с внуками. А разве не для них мы живем?
— День вывода советских войск из Афганистана как будете отмечать?
— На работе буду.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА