Со времени появления первой железнодорожной линии этот вид транспорта и сегодня остается самым комфортным и доступным средством передвижения большинства. В преддверии профессионального праздника расскажем о железнодорожниках, которые ни разу не пожалели о своем юношеском выборе.
[box type=»shadow» ]2 августа — День работников транспорта РК[/box]
Я б в пробоотборщики пошел…
Оксана Данилевская родилась в семье железнодорожников. Ее отец Анатолий Шварев на машиниста выучился в Актюбинском СПТУ № 1. Во время службы в армии друг и тезка солдата показал фото своих тетушки и сестры и сказал, что они с недавней поры тоже проживают в Актюбинске. Демобилизовавшись, парень поспешил к понравившейся на фото девушке Зое, чтобы передать привет от брата из Украины.
— В Международный день защиты детей и день 100-летия Актюбинска (в 1969 году его отмечали 1 июня) папа познакомился с мамой, ровно через месяц они подали заявление в ЗАГС, а 15 августа того же года поженились, — рассказывает Оксана Анатольевна. — Мама до самой пенсии работала в билетной кассе. Папа умер, когда мне было восемь лет.
Особого выбора профессии перед собеседницей не стояло: девушка пошла по стопам отца, выбрав после школы отделение тепловозного хозяйства Актюбинского техникума железнодорожного транспорта. Специальность, которую она осваивала, называлась «техник-механик подвижного состава». Впрочем, сокурсники знали, что они будут помощниками машинистов, а сокурсницы — лаборантами в депо.
Трудовой путь Оксаны Данилевской начался в 1990 году с преддипломной практики в депо в качестве обтирщицы, это когда моют тепловозы. По прошествии 30 лет в трудовой книжке уже ветерана КТЖ одна запись о приеме на работу, меняется только должность. Некогда обтирщица сегодня заведует лабораторией, куда попала благодаря прилежности.
— В эпоху плановой экономики трудоустройство не было проблемой, — вспоминает женщина. — Единственное, хотелось трудоустроиться дома, на станции Актюбинск. Едва закончилась практика, в химико-технологической лаборатории освободилось место пробоотборщицы, и меня приняли на это место.
В функциональные обязанности работников ХТЛ входит забор проб и анализ качества дизельного масла, топлива, электролита, компрессорного масла и так далее — всего, что может влиять на работу тепловоза. Все ГСМ тестируются сразу после поступления. От квалификации лаборантов зависит исправность локомотивов. Работая пробоотборщицей, Оксана параллельно осваивала специфику работы лаборанта. И когда в 90-е встал вопрос о сокращении, девушку оставили в ХТЛ в силу ее подготовки.
— Азы профессии давали в процессе учебы в техникуме?
— Скорее, теорию. А практическую часть — уже в депо.
— У тебя были наставницы?
— Конечно. Галина Абузярова, Валентина Эринг, Светлана Кашуба. Когда Галина Александровна вышла на пенсию в октябре 2019-го, меня вместо нее назначили завлабораторией ТОО Актобе «KаmkorService», и сегодня я по-прежнему обращаюсь к наставнице за помощью по части бумажной отчетности.
— Оксана, у тебя были курьезы или критические случаи?
— Вторых нет, а курьез, наверное, пережила каждая пробоотборщица как посвящение в профессию. Для анализа нужно было отобрать дизельное масло из щелевых фильтров, что делается при работающем локомотиве. Кран был слабым, а мой задор молодецким: маслом из крана обдало с головы до ног! Такую фигуру, пожалуй, только в злых комедиях можно увидеть.
Фото Хайредена РАУШАНОВА[divider]
По стопам крестного
Машинист I класса Андрей Горелов поступил на работу в депо станции Актюбинск в 1989 году по окончании СПТУ № 1. Из депо уходил
в армию, вернулся, до 2000 года был помощником машиниста. Своими наставниками Андрей называет Александра Алексеевича Антамонова, Сергея Ивановича Бизяева.
— Железнодорожное училище выбрал по совету крестного, ныне покойного Николая Павловича Горячкина, — рассказывает машинист. — За 30 с лишним лет я объездил весь Казахстан, трудно сказать, где не был: от западных границ до южных мне хорошо знакомы все линии. Работа хоть и тяжелая, но любимая, иначе бы не задержался.
— Как складывается неделя машиниста?
— Приехал-отдохнул-уехал, — смеется Андрей. — Приехав на станцию, мы отдыхаем пять-восемь часов и снова в локомотив. Отдых дома — не более полутора суток, отсутствие дома — не менее полутора суток. Сейчас я машинист пассажирского поезда, и мой график относительно упорядочен. А у грузового движения график стихийный. Бывает, и через 16 часов могут вызвать на линию. Правда, есть положение: если человек две ночи на работе, то в третью его не вызывают. Но это не означает, что работа тех или других машинистов легче/тяжелее — ответственность у всех одинаковая.
— …и связана с тем, что железная дорога — стратегический объект?
— Безусловно. Мы работаем при любых обстоятельствах, погодных условиях и любой политической ситуации. И в первую очередь думаем о безопасности движения.
— Что еще умеет машинист, кроме вождения пассажирского или грузового состава?
— Все! Например, осуществляет маневренное движение. Кстати, я в 1991-1993 годах успел на паровозе поработать, том самом, который сейчас поставлен у депо как памятник.
— Точно в семье нет больше железнодорожников?
— Жену Светлану я считаю железнодорожницей, потому что, встречая и провожая меня на протяжении почти 30 лет, она знает расписание всех товарных и пассажирских поездов.
— Курьезные или критические случаи у тебя бывали?
— Не припомню, а веселые — почти в каждой поездке.
— О чем в поездке думает машинист?
— О благополучном возвращении домой.
— Реально ли при таком графике работы обзавестись хобби?
— Дачу люблю, машину — подолгу вожусь с ней в гараже. Но мое главное хобби — кухня, очень люблю готовить. Какие блюда любимые? Да любые! Борщ, плов, тушеная картошка, бесбармак, шашлык…
— Андрей, тебя в профессии наставляли, значит, и у тебя есть ученики?
— Их много, и почти все остались в профессии. Особо отмечу Юрия Дегтярева, Асылбека Кужаниязова, Алмата Кульмагамбетова. Последний был помощником машиниста, потом машинистом, мастером, окончил АлИИТ и сейчас работает в управленческом аппарате республиканского госпредприятия «Қазақстан темiр жолы».
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА
Р.S. Оксана Данилевская и Андрей Горелов — ровесники, а их трудовой стаж — почти ровесник независимости страны. Более того, родились коллеги в один день, подружились в депо и дружат по сегодня. Дача и кухня — хобби обоих, у обоих взрослые сыновья, одна профессия, у каждого в трудовой книжке одна запись о приеме на работу. Успехов вам, дорогие железнодорожники!