Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Две вещи по цене трех!

Третья – в подарок!

produkty_reswm_1

Скидки, акции, распродажи и другие ухищрения продавцов — сети, расставляемые для ловли потенциальных покупателей.

Почти задаром
Скоро новогодние праздники. То самое время, когда люди делают подарки своим близким. Но сначала такой подарок нужно купить. В принципе, речь не обязательно идет лишь о подарках для кого-то. Можно и себе любимому что-нибудь прикупить. К чему я клоню, собственно?
Предпраздничная суматоха – это время для продавцов делать неплохую выручку. Наступает период акций, скидок и других заманух, чтобы скопленные за год деньги покупатели несли в магазины и на рынки, приобретая все подряд, начиная от банальных открыток и заканчивая супермодными гаджетами и бытовой техникой.
К Новому году многие граждане получают премии, 13-ю зарплату или откупоривают кубышки с накоплениями. Эх, гулять так гулять! Это с точки зрения обывателя, который является одновременно и потребителем.
А что с другой стороны? С целью увеличения продаж любая торговая точка или объект проводит различные акции со скидками на товары. Вы только посмотрите на постеры, растяжки и другую наглядную и заманчивую рекламу. Она-то умеет убедить вас, что товар отдается почти даром. Но так ли это на самом деле?
Нельзя однозначно утверждать, что любая реклама – это чистейшей воды «развод». Хотя во многих случаях так и бывает. Но стоит отметить, что, к сожалению, зачастую используется принцип: не до конца сказанная правда не есть ложь. Методов обмана в торговле ой как много!

Заходи — не бойся,
выходи — не плачь!         
Иногда складывается ощущение, что работа некоторых крупных магазинов, особенно по продаже бытовой техники, построена именно на этом принципе. Собственно, это и подвигло к написанию данного материала.
Мы с женой решили приобрести масляный электронагреватель. Ну так, на всякий случай. Зима, климат резко континентальный, знаете ли. Пригодится. У многих крупных торговых сетей есть свои сайты, где размещена информация о товарах, их стоимости и, что немаловажно, о наличии их в продаже.
На прошлой неделе посидели мы в интернете и выбрали в одной из сетей по продаже бытовой техники не очень дорогой обогреватель, учитывая золотое соотношение цена-качество. И по деньгам все устроило, и по техническим характеристикам. А тут еще завлекалки в виде бонусов и скидок на второй и третий товары. Естественно, первая вещь должная стоить дороже второй, вторая дороже третьей. Но скидки-то какие, зацените: 25% и 50%, соответственно! Вот оно, почти задаром!
Конечно же, к обогревателю тут же добавилась фильдеперсовая гриль-сковорода и новогодняя елка. В общем, 15 000 плюс 12 000 плюс 8 000. Округляю, конечно. Около 35 тысяч тенге. Но если учесть скидки – минус 3 тысячи тенге (25%) и минус 4 тысячи тенге. Итого чистая выгода – 7 000 тенге, или в совокупности 20% от всего приобретенного товара. Едем в магазин!
Поехали в ближайший, расположенный на территории рынка «Шыгыс».
Когда мы зашли в магазин, к нам сразу бросилась стайка менеджеров, предлагая свои услуги. Ну, думаем, сервис. Однако потом выяснилось, что это сотрудники различных банков, и предлагали нам они услуги по оформлению кредита. А вот менеджеров торгового зала пришлось ждать очень долго.

Пессимист:
«Хуже уже
не будет».
Оптимист:
«Будет, будет!!!».
Нашли мы «наш» обогреватель, а дальше пришлось ощутить все прелести отечественного сервиса. Первый менеджер подошел только спустя 15 минут после нашего настойчивого требования. Реально непонятно: торговой точке деньги не нужны, что ли? О характеристиках товара ничего понятного не сказал. По поводу скидок объяснил следующее: «При покупке второго товара скидка составит 25 процентов на всю покупку, при покупке третьего – 50 процентов на все». Вау! Эдак мы вообще в накладе не останемся. Хотя вот это и насторожило. Первый менеджер куда-то отлучился – больше мы его не видели. Наверное, вопросы глупые задавали.
Примерно через четверть часа подошел второй менеджер, объяснения которого напомнили телевизионную сказку «Золотой ключик». Когда трактирщик объяснял арифметику Буратино: «Один сольдо плюс один сольдо – это пять сольдо. А пять сольдо плюс пять сольдо – это сто сольдо».
Смысл был таков, что мы не совсем правильно поняли политику скидок. Вот что следовало из объяснения продавца. Например, если покупаем три товара, то не обязательно, что 25% будет скидка именно на второй товар, а 50% на третий. Просто на первый товар скидка может быть в этом случае 5%, на второй 20%, а на третий 25%. Что в сумме должно получиться 50%. Это как? Кто-нибудь что-нибудь понял? Как можно воедино складывать проценты, применяемые к разным показателям? То есть, мы убрали 30% пшеницы, 30% ячменя и 40% подсолнечника при этом получили – 100% собранный урожай?
Кстати, менеджер пояснил, что вчера подобные умники скандал по этому поводу устроили. А затем и вовсе выяснилось, что наш первый товар продается по акции и никакие бонусы нам не светят. Хотя ни на ценнике, ни на сайте такой информации нет. Зато указаны скидки!

Утром деньги –
вечером стулья…
Дальше — больше. Пропал и этот менеджер. Еще минут через 15 пришел третий продавец. Наконец-таки мы его убедили пробить выбранные нами товары по базе данных. Кстати, елки, выбранной в каталоге по интернету, в наличии не оказалось. Выбрали другую. И что бы вы думали? Скидка из трех товаров была только на сковороду стоимостью 12 000, и то всего 2 000 тенге и несколько тенге за елку стоимостью 8 000. Овчинка выделки не стоила. Решили мы взять только обогреватель – не нужна нам сковорода по акции почти за свою стоимость.
Маркетологи своего добились. Хотя, думается, нечестным путем: мы промариновались в магазине почти час и сделали покупку без всяких скидок.
Да не тут-то было. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал непонятный и неприятный эпизод, когда мы попросили менеджера принести выбранные обогреватель и елку.
Через 15-20 минут со склада наконец-таки товар нам вынесли. Однако, когда продавца попросили показать елку и проверить обогреватель, он отказался это делать, пока мы не получим одобрение банка на кредит (в кредит мы решили оформить покупки).
А вот теперь интересный гипотетический, а может быть, даже и вполне реальный случай. Представьте себе, коль мы уже делаем заявку на получение кредита и ее нам одобряют, остается два выхода.
Первый – мы подписываем все необходимые документы и становимся заемщиком банка, оформив покупку в кредит. В этом случае, хочешь – не хочешь, а номинально покупка уже совершена. Но в качестве товара мы не удостоверились. Где гарантия того, что он в надлежащей кондиции и рабочем состоянии? Тут же следует контраргумент – на складе еще есть. А вот с елкой-то косорезик вышел. Что нам делать? Брать на сумму кредита другой товар, который предложит продавец?
Или же второй вариант – отказаться от предоставленного кредита (честно говоря, даже не знаю, как работает этот механизм) и заработать себе минус в кредитной истории. То есть как минимум в течение трех месяцев в этом банке кредита не ждать.
В общем, развернулись мы, так ничего и не купив, потеряв при этом вместе с дорогой около двух часов.

Откуда берутся
скидки?
Естественно, никакой бизнесмен не будет работать без прибыли, ведь нужно с чего-то платить зарплату работникам, оплачивать аренду помещения и налоги. Да и чем больше он завлечет покупателей, тем больше барышей ему достанется. Вот три основных вида уловок под названием «скидки»:
1. Вывеска «скидки» вовсе не означает, что это так и есть. Цена, как правило, остается той же, и продавец надеется на невнимательного покупателя, который не заметит обмана. Этот случай мы и рассмотрели только что в магазине бытовой техники.
2. Меняется ценник, в котором стоит двойная цена, то есть более высокая перечеркнутая цена и так называемая новая (реальная) цена. Вот так и получается, что вещь как бы подешевела. Хотя, сами понимаете, что скидки 50-70, а то и все 80% – нереальны. Любой маркетолог вам скажет, реальные скидки, которые предоставляются производителем или оптовиком, – от 5 до 10% в зависимости от объема приобретаемой продукции. Ну максимум 15%, если уж очень крупная партия или долгосрочный контракт. Остальное – хитрый ход продавца, который надеется на простодушного покупателя, верящего только своим глазам, не включая при этом здравый смысл. Смысл очень прост – поднимаем цены в 2,5 раза, пишем это на ценнике, зачеркиваем, рядом ставим цену в два раза ниже и пишем скидку в 50%. Пример: продавцу товар вместе с накладными и другими расходами обошелся в 200 тенге. 200х2,5=500. Эта цена указывается на ценнике как старая и зачеркивается. Рядом бодро выводится «скидка 50%» и новая цена 250 тенге, которая получилась согласно простому арифметическому действию — 500:2.
3. Чаще всего скидки объявляются в конце сезона, и мало кто задумывается, что в начале сезона на вещь просто также выставляется заоблачная цена, которая становится реальной именно в конце сезонных распродаж и скидок (см. выше). Это объясняется повышенным спросом на некоторые виды товаров, то есть актуальность покупки, например, сапог, выше в ноябре, а не в марте, хотя именно в марте те же самые сапоги будут стоить дешевле в 3-4 раза.
— Мне на сотовый телефон пришло СМС, что в одном из обувных магазинов Актобе распродажа летней обуви. Там я еще в мае присмотрела босоножки, которые хотела купить именно на сезонной распродаже. Я пришла в магазин, а это было уже в сентябре, и увидела вожделенные босоножки, на которых стоял ценник с указанием цены со скидкой…
В мае я их не купила за 23 900 тенге – цена показалась высокой. А сейчас на ценнике значились цифры: 34 800 тенге (зачеркнуто) – старая цена и 24 800 – со скидкой. На мой вопрос, а в чем же дело, продавщица лишь пожала плечами: «Завоз другой», — рассказывает жительница Актобе Татьяна.

Покупатель,
будь бдителен!
Очень часто в больших супермаркетах используют трюк с двойной ценой. Это когда на полке возле товара цена на ценнике одна, а на кассе почему-то пробивается уже другая, большая цена. Кассир же с невинным взглядом сообщает, что ценник еще не успели заменить. Наши сети супермаркетов – не исключение.
Но на самом деле это проблема магазина и покупателя не касается, поэтому вы можете осуществить покупку по цене, указанной на ценнике, и даже Закон о правах потребителя будет на стороне покупателя. Кстати, в новой редакции Закона «О защите прав потребителя» вы имеете полное право сделать фотофиксацию ценника.
Еще одна фишка продавцов, о которой покупателю нужно знать и внимательнее отнестись к ценникам. Наверное, многие с таким встречались. Это когда на один вид из определенной группы товара цена немного снижена. Например, все рулеты или йогурты с разной начинкой (наполнителем) имеют одну цену, и только лишь на изделии с одной конкретной начинкой идет уценка. Чаще всего именно на тот вид и пишется большой красочный ценник, а остальные изделия с большей ценой имеют маленький неприметный ценник где-нибудь сбоку. Как правило, покупатель не вникает в такие тонкости цены и только на кассе замечает увеличение цены по сравнению с ценником на прилавке. Но здесь уже маркетологи хлопают в ладоши – мол, сами виноваты и читать надо внимательнее.
— Есть еще и такие акции ритейлера, направленные на сбыт залежавшегося продукта. Очень часто продавец (я имею в виду магазины) для продажи залежавшегося товара, у которого, например, подошел срок годности, запускает акцию «скрутка». Суть – покупаешь три по цене двух. Плюс для продавца – вернул себестоимость и часто даже подзаработал, а покупатель накупил товар, количество которого не съест/выпьет до истечения срока годности, — поясняет маркетолог Эльмира.
Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"