Гульдану Жолымбетову казахстанские почитатели джазовой музыки называют не иначе как Джаз апа. Имя почетного профессора Казахской академии музыки приходит на память, когда речь заходит о казахстанско-американских музыкальных связях. Уже три года Гульдана Базылхановна проживает в городке близ Лос-Анджелеса и по-прежнему ведет активный образ жизни.
Вы чьих будете?
Родилась Гульдана Базылхановна в творческой семье: мама — танцовщица, отец — музыкант. Базылхан Жолымбетов в 1955 году открывал в Караганде первую детскую музыкальную школу.
— В Караганде было много репрессированных. В поисках профессиональных музыкантов папа ездил по тюрьмам и уговаривал начальство отпустить их, ввиду острой необходимости, в город. Так в Караганде появился Александр Варламов, сокурсник Арама Хачатуряна по училищу Гнесиных, пианист, один из основоположников советского джаза. Тот самый, который позже стал прототипом главного героя фильма «Мы из джаза», сыгранного Игорем Скляром, — рассказывает гостья. — Я и сейчас живо представляю дядю Сашу в нашем доме. И иногда мне его просто остро не хватает.
Окончив среднюю школу с отличием, Гульдана Жолымбетова поступила в консерваторию имени Курмангазы, где стала ученицей легендарной Евы Бенедиктовны Коган. Потом — аспирантура и стажировка в Московской консерватории:
— В свое время я стала первой казашкой, лауреатом международного конкурса пианистов, играла в Болгарии, Эстонии. Одажды, учась в аспирантуре, в музыкальном магазине увидела ноты «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, купила их… И тут же на улице наткнулась на афишу концерта, где играли эту рапсодию. С того дня, это был 1973 год, с джазом не расстаюсь.
Профессия
Гульдана Базылхановна — пианистка.
— Фортепиано — инструмент универсальный, им можно выразить что угодно, даже голос, — считает она. — Это король инструментов.
И вот при помощи этого короля инструментов гостья недавно провела в Актюбинском музыкальном колледже имени А. Жубанова часовой сеанс музыкальной терапии. Это когда на проекторе ты наблюдаешь видеоряд, а со сцены звучит рояль, и музыкальные темы есть продолжение тем, представленных на слайдах и в роликах.
— Живя сейчас в Калифорнии, я часто провожу подобную терапию: там она очень востребована. Народ открытый, ищущий, им это нравится принимать, мне нравится делиться. Так почему же не делиться? — считает гостья. — У вас я попробую сыграть на старенькой «Эстонии»: чем больше играют на инструменте, тем он душевнее становится.
Сыграть на старенькой «Эстонии» у нее получилось. Да еще как! И дело тут не в ее мастерстве (оно вообще обсуждению не подлежит!), а в том, что актюбин-ская публика это новшество восприняла с превеликой благодарностью. Безусловно, основную массу зала составляли учащиеся колледжа и их наставники, и это замечательно, потому как все получили своего рода мастер-класс по новой форме воздействия музыкой.
Посланцы Казахстана
Уже много лет, будучи членом Международной джазовой ассоциации, Гульдана Жолымбетова помогает студентам казахстанских специальных учебных заведений, творческим коллективам побывать на родине джаза, чтобы молодежь эту науку получила из первых рук. Или себя показала.
— Я курирую три проекта: «Джаз-мастер ПРО», международный детский конкурс «Колибри» и «Казахстан — перекресток Европы и Азии», — рассказывает о своей сегодняшней деятельности Гульдана Базылхановна. — В рамках этих проектов из Казахстана, в том числе из Актобе, на различных музыкальных форумах побывало огромное количество исполнителей. Знаете, как были удивлены американцы, услышав домбру в выступлении павлодарских музыкантов: «Ну как можно сыграть джаз на двух струнах?!»
Опыт выступления актюбинцев в США — тоже заслуга Гульданы Жолымбетовой. Наталья Фоменко призналась:
— Когда «Инжу» в 2008 году победила на джазовом фестивале в Астане, Гульдана выхлопотала поездку девушек в Голливуд и последующие их выступления в Штатах.
В музыкальном колледже имени А. Жубанова отделением специального фортепиано заведует Диляра Фаизова, ученица Гульданы Жолымбетовой по консерватории:
— Изначально я поступила на факультет музыкального воспитания в Алматинский пединститут имени Абая, где Гульдана Базылхановна вела курс специального фортепиано. К концу первого курса она сказала, что в пединституте мне делать нечего и надо переводиться в консерваторию. В январе 1999, на пятом курсе консерватории, по программе обмена студентами мы поехали на джазовую конференцию в Анахайм (пригород Лос-Анджелеса). На концерте играли вместе, не забывая подчеркивать, что мы — из Казахстана. Потом Гульдана Базылхановна повезла меня в Бостон, в Беркли-колледж, специализирующийся на джазовой музыке и готовящий джазовых музыкантов. На прослушивании я получила высокий балл и была приглашена к ним на учебу, но тогда это было не по силам моим родителям. Хорошо помню концерт в гостях у президента колледжа: он был глубоко тронут моим мастерством, подарил роскошный подарок… Но не это главное. Главное то, что Гульдана Базылхановна привила мне любовь к джазу, и теперь я делаю то же самое для своих учеников. И если сегодня они получают только азы джазовой манеры, то завтра наверняка станут виртуозами, ведь джаз — это музыка свободной, ничем не обремененной души. За это открытие я бесконечно благодарна своей преподавательнице.
Взгляд из-за океана
— Я двадцать лет ездила в США как представитель казахстанской музыки, возила артистов, студентов. Потом получила вид на жительство, — призналась Гульдана Базылхановна. — В Штатах возраст ничему не помеха: никто не косится на бабушку за рулем или на человека, самостоятельно разъезжающего по миру в инвалидной коляске.
— Кто решил, что, если ты инвалид, твой удел — четыре стены? — продолжает Джаз апа. – Но, прежде чем наступит преломление в сознании граждан, решительные шаги должно сделать государство, его социальная политика, ведь так много талантов среди людей с ограниченными возможностями! Возможно, программа «Разные — равные!» — начало преломления.
— Гульдана Базылхановна, у вас есть любимый композитор?
— Петр Ильич Чайковский. А совсем недавно добавился современный японский композитор Дзе Хисаиси. Кстати, хочу сказать, что Актюбинский камерный оркестр, сыграв на детском джазовом фестивале Гершвина и Хисаиси, практически сделал невозможное. За это отдельное спасибо Али Ермекбаеву.
— Что для вас главное в жизни ?
— Надо помнить о том, что жизнь — это подарок; нужно ценить и проблемы, они нас шлифуют, оттачивают. Ничего случайного не бывает. Например, мне как-то взгрустнулось по поводу: а где ж сейчас найти записи Александра Варламова? И вдруг (это было в Алматы) на кафедру заходит бабулька и просит принять от нее ящик грампластинок. Открываю ящик: сверху — Александр Варламов!
— В музыке что считаете главным?
— Хорошо, когда музыкант знает родной язык композитора, музыку которого исполняет. Ведь музыка есть проявление и выражение национального начала: тема полна образов, образы имеют названия, у названий бывают смысловые оттенки — все упирается в язык. Душа композитора не только в музыке, но и в языке.
— Джаз, классика…
— Слушать один джаз все время нельзя: постоянный драйв — это неправильно. Но чтобы его полюбить, надо слушать классику, ведь все познается в сравнении.
— Как получилось, что вас стали называть Джаз апа?
— Студенты стали меня так называть, и я считаю его самым достойным моим званием.
В свое время Гульдану Жолымбетову, зная ее как специалиста по джазу, пригласили в Казахский Национальный университет искусств, где в 2003 году, получив ее согласие, специально открыли кафедру искусства эстрады.
Бесконечная любовь к фортепиано, джазу, вечная готовность заниматься ими – это все Гульдана Базылхановна, доцент и почетный профессор. «Я замужем за музыкой», — говорит о себе Джаз апа. И, несмотря на предельную загруженность, она всегда там, где хотят послушать профессионального исполнителя. И обязательно в окружении начинающих музыкантов.
Татьяна ВИНОГРАДОВА