Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Джелем, джелем»

Так называется цыганский гимн. Переводится как «Едем, едем». Культура этой красивой нации в ярких нарядах во все времена привлекала взоры общества.

Ехали цыгане

Единственная в Казахстане цыганская диаспора официально зарегистрирована при Ассамблее народа Казахстана Актюбинской области. Председатель этнокультурного объединения – Елена Дмитриева. С ее сыном и невесткой Алексеем и Татьяной Дадусенко состоялся разговор о русска рома.
Община нашей области насчитывает около 300 человек. Почти все они – горожане. Кроме одной семьи из Ульке, состоящей из дедушки и восьми внуков. Они держат скотину, чем и живут.
Называют себя наши земляки русска рома – русские цыгане, потому что адаптированы к русской культуре и тяготеют к ней. Они же довели до совершенства такой жанр вокального искусства, как русский романс.
Раньше для кочевого народа наша область была транзитной, они приезжали сюда временно. Коренные горожане помнят колоритных цыганок и шатры, разбитые в парке железнодорожников в 1970-е годы. Позже шатры были заменены на компактные польские палатки. Но все же это были кочевые цыгане из разных этносов. Двадцать лет назад на рынках и вокзалах стояли женщины из люли и мугат – цыганских общин Средней Азии. Занимались традиционным попрошайничеством. Сейчас их нет. В область транзитом наезжают молдавские цыгане. Они тоже православные, но с русска рома имеют разные диалекты. Настолько разные, что понять друг друга представители одного народа не могут. Есть похожие слова и только. Кроме этих двух групп, в области есть цыгане плащуны, или бакинцы. Исповедуют православие. Самый известный в области плащун – солист областной филармонии Беджо Калмыков.


Фильм «Табор уходит в небо» собрал 65 миллионов зрителей и стал лидером советского проката в 1976 году. Он вошел в рейтинг самых кассовых кинолент за всю историю киноиндустрии СССР. Копии фильма были проданы в 120 стран мира.
Бразильская мелодрама о цыганке «Есения» стала абсолютным рекордсменом годового проката за всю историю СССР. В 1975 году ее посмотрел 91 миллион зрителей, она опередила такие картины, как «Москва слезам не верит» и «Пираты XX века».


Трудоустройство и стереотипы

Русска рома области занимается машинами и золотом, стоит на базарах, продает вещи – у многих свои бутики, кто-то гадает, кто-то делает ювелирку. Все чинно и традиционно. Но в последнее время обозначились иные тенденции. Цыганская молодежь пошла в общепит. Одни работают поварами, другие открывают свое кафе. Некоторые ребята хорошо управляются с мясом – такие нарасхват. Раньше при устройстве на работу многие цыгане старались не обнародовать национальность, писали любую другую. Потому что стереотипы живучи. Но, как показывает практика, работодатели, устроившие цыган, потом не жалели.
Помощник руководителя цыганской общины области Татьяна Дадусенко рассказывает:
– Когда возникает вопрос об оформлении пенсий, мы смотрим трудовые книжки и видим, что 60-70 процентов наших людей работали на заводах, фабриках, то есть были трудоустроены.
Традиционное цыганское занятие – работа с железом. Мужская половина этноса Котляре, или Котляры, всегда работала кузнецами, лудильщиками.
На излете советского времени цыгане стали приходить в технические вузы. Это не было массовым явлением. Но все же. Например, в одном из вузов Томска учился Миша Шанцев, до этого воевал в Афганистане. У русска рома есть еще одно название – халадыдко рома. То есть цыгане-солдаты, оттого что многие представители этноса воевали, участвовали в Великой Отечественной войне. Большинство воевавших цыган – представители русской ромы.


Актер театра «Ромэн» Виктор Беляков в годы войны был снайпером, его личный счет достиг 206 подтвержденных целей. Летчик Павел Федрови получил в 1943 году звание генерал-майора. Поля Морозевская ходила по обочинам смоленских дорог с ребенком на руках – кому придет в голову проверить, чем занимается цыганка? А данные о передвижении немецких войск поступали в штабы Красной Армии.


Актюбинские корни

– Наша диаспора была создана в 2010 году, сейчас в ней около 80 человек, – говорит Татьяна. – В Казахстане мы единственная цыганская община, которая официально зарегистрирована при Ассамблее народа Казахстана. Создавались другие объединения цыган в разных областях, но они не проходили аккредитацию, чтобы войти в АНК.
В 2011 году председателя нашего объединения Елену Дмитриеву приглашали на встречу ОБСЕ в Тбилиси. Она представляла Казахстан. Там собирались делегаты от разных цыганских групп, она была официальным представителем ромов Казахстана на этой встрече.

Сохранить традиции, обычаи, язык

Наши собеседники рассказали интересные обычаи, традиции своего народа. Например, цыганка не имела права выходить на улицу с непокрытой головой, до недавнего времени не могла покрасить волосы по своему усмотрению. Это сохранилось сейчас только у одного этноса – влахов. У них женщины на втором этаже не живут, не поднимаются выше первого, иначе дом считается оскверненным. Женщина не может стоять выше головы мужчины. Раньше так было и у русских цыган. Но сейчас люди живут в многоэтажных домах, и придерживаться этого правила трудно. Влахи до сих пор не селятся в городской застройке.
– У русска рома остались такие традиции: женщины не должны переступать через мужскую обувь.
Нельзя ставить кастрюли на пол. Цыганки не могут касаться юбкой ничего, что может быть употреблено в пищу или что касается мужчины, – продолжает Татьяна. – Большое количество юбок – тоже отсюда. У нас даже в кабинете два шкафа: в одном мужские рубашки, в другом – женские. Нельзя, чтобы мужская и женская одежда соприкасалась. Иногда бывает, девчонки закидывают после репетиций костюмы, а я потом все разгребаю. Всем не объяснишь, ансамбль ведь многонациональный. Занимаются в нем те, кто привержен цыганской культуры.
– XXI век вносит свои поправки в традиции и ломает предубеждения. У председателя цыганской общины области Елены Дмитриевой, нашей мамы, два сына. Я женат на русской, а мой брат – на грузинке. Но наши дети уже должны будут выйти замуж или жениться на цыганах. Чтобы сохранить свой род, свою кровь. Если здесь разбавили, то там опять возвращаемся к корням, – дополняет супругу руководитель цыганского ансамбля Алексей Дадусенко. – У нас много смешанных браков. Но все равно цыгане стремятся хранить обычаи, традиции, язык. Если женимся на девушке другой национальности, она должна принять наши традиции, веру. Дети, конечно, будут цыгане. Для жены главное – быть верной. Даже если супруги разведутся, женщина остается под присмотром. Дети живут с мамой до тех пор, пока она не выйдет замуж. После этого она передает их родному отцу. Не допускается, чтобы чужой мужчина воспитывал твоих детей. Если женщина готова ради них пожертвовать личной жизнью и не выходить замуж, то детей оставляют ей. Может быть, это оправданно. За десять лет в городе пары две-три всего лишь развелись. У цыган много плюсов. Но минусы в характере иногда гасят хорошее. Не дают человеку реализоваться. Например, излишняя эмоциональность. Цыганского ребенка не ограничивают жесткими рамками, ему многое позволено. Но уважения младшими старших никто не отменял. Все поддерживают друг друга и в беде, и в радости. Каждый стремится к тому, чтобы в цыганском обществе занять свое место. Изгнание из общины для нас хуже смерти.

Как в кино

– Над многими фильмами про цыган хохочем иногда. Где-то что-то чрезмерно приукрашено. «Табор уходит в небо» считается самым лучшим. И тем не менее… Когда женили главных героев, делали надрезы ножом на руке. У нас такого нет. Потом, если бы женщина вела себя так, как Рада, ее давно бы уже поставили на место. И не один мужик так себя не повел бы, как Зобар. Да, это, конечно, красиво. Девушки красивые, костюмы, лошади – все заманчиво. И приукрашено. Наверное, более близок к истине фильм «Цыган», когда описывается характер, быт народа. Показано, как раньше цыгане жили, кочевали, оседали. Он более соответствует реальной жизни, – делятся наши герои.
Но есть люди, которые навсегда останутся для цыган легендами: Николай Сличенко и Надежда Киселева (сценический псевдоним Ляля Черная). Это легендарные цыгане. Они достойно представляли свой народ.
Марина ЗАЙЧЕНКО

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"