Чтобы избежать расточительства и ненужных расходов для семей во время их горя, Духовное управление мусульман Казахстана выступает с инициативой утвердить единое меню поминок.
Кроме того, для упорядочения религиозных обрядов во время похорон Совет ученых ДУМК вынес новую фетву «Вопросы отпевания и похорон».
Данные вопросы поднимались в ходе научно-познавательной конференции «Салт-дәстүр және діни рәсімдер» в Актобе, куда были приглашены представители духовенства и общественных организаций, ветераны и рестораторы. Приехавший на конференцию заместитель заведующего отделом шариата и фетв ДУМК Сансызбай Шоканов подчеркнул, что фетва по упорядочению религиозных обрядов разработана на основе народных обычаев.
— Согласно ханафитскому мазхабу разрешается опираться на обычаи, если они не противоречат шариату, — пояснил спикер.
Имам — представитель ДУМК по Атырауской области Батыржан Мансуров посетовал, что порой понятие «ұят болмасын» («чтобы не было стыдно») у людей доходит до соперничества.
— Дать садака, когда провожают усопшего в последний путь, — благое дело. В то же время никак нельзя в этом деле допускать чрезмерных трат. Согласно нашей религии расточителя принято считать другом шайтана, — сказал Батыржан Мансуров.
27 аят суры «Исра» Корана гласит: «И действительно, расточители — родственники шайтана. А шайтан против Господа».
Как сообщил член совета аксакалов областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» Бекежан Ахан, по данному вопросу был проведен опрос среди населения, который охватил 1 230 человек.
— Среди респондентов были и те, кто отвечал, что им самим решать, как поступать в таких случаях. Несмотря на это, 85 процентов опрошенных были согласны с мнением, что меню поминок должно быть скромным, — говорит Бекежан Ахан.
В итоге участники конференции предложили перечень продуктов, которые должны присутствовать на поминальном обеде. Это хлеб, баурсаки и жеті нан, тары-талкан, сахар, печенье, финики, урюк, кишмиш, сметана, сливочное масло, вода, чай, а также мясо с тестом или рисом (горячее блюдо).
— Во многих случаях смерть приходит нежданно. И домочадцам усопшего бывает трудно вдвойне: с потерей близкого одновременно приходится тратиться на поминки. В этом случае важно не допускать расточительства и соперничества. Поэтому меню поминального обеда (садака) должно быть ограниченным. Хотелось бы, чтобы исходя из возможности каждого на стол ставили вышеназванные продукты.
Данное предложение касается и поминок, которые проводятся в течение года со дня смерти правоверного. На других садака, приуроченных к одному, пяти или десяти годам со дня смерти усопшего, к которым родные готовятся заранее, дастархан каждый может накрыть по своему усмотрению, — пояснил главный имам областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» Толеби Оспан.
Некоторые предложили добавить в меню кумыс и шубат, но большинство отклонило данные напитки из-за их высокой цены.
На собрании прозвучали и другие мнения. К примеру, не превращать в дискуссию поминальные обеды, а также по правилам проводить отпевания. Помимо этого, было сказано, что қонақасы накануне похорон, ставший популярным в последнее время, специально дается только прибывшим на похороны издалека, а не всем подряд.
По словам служителей культа, чем накрыть пышный дастархан на похоронах, лучше прийти с чистой душой, чтобы благие дела сочлись усопшему, раздать милостыню нуждающимся, участвовать в процессе отпевания (жаназа намаз). Это, по утверждению священнослужителей, и будет настоящей заботой близких об усопшем.
Абат КАРАТАЕВ