Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Эффективная мама

Как не вырастить тревожного ребенка? Могут ли гаджеты вызвать задержку психического развития? Чем занять малыша, чтобы он вырос успешной личностью?
По мнению психологов, все самое важное закладывается в возрасте от рождения до семи лет. Поэтому именно в этот период важно уделять своему чаду особое внимание. Об этом в интервью «АВ» рассказала детский психолог, нейропсихолог, руководитель центра развития «Анима» Жайнагуль Консбаева.
— По-моему, у современных родителей две крайности: кто-то вообще не занимается детьми, а кто-то уж слишком усердствует в этом деле. У таких родителей расписаны каждые полчаса: секции, кружки, репетиторы. Как найти золотую середину?
— На самом деле нужен баланс. Есть категория мам, которые сажают малыша перед телевизором, дают в руки гаджет и занимаются своими делами. В этом случае к трем годам мы можем получить ребенка с очень большими задержками развития. А также в будущем не исключено столкнуться с такой проблемой, как задержка речевого развития. По сути, это приводит к ранней инвалидизации. На этот счет проводились специальные исследования, согласно которым, если ребенок до года хотя бы час в день проводил за гаджетом, смотрел мультфильмы, то у него уже в семь раз выше риск возникновения задержки в развитии. Это научно доказано.
— Что вы подразумеваете под ранней инвалидизацией?
— Это и задержка речевого развития, и проблемы в поведении. Сейчас это очень актуально. Из-за гаджетов очень распространены в последнее время такие проблемы, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. То есть дети неусидчивые, невнимательные, нет речевых навыков (а ведь речь — это базовая психическая функция), нет внимания и памяти на должном уровне. Не развито мышление, то есть дети не могут анализировать, классифицировать предметы, делать логические умозаключения. Поэтому наша задача — донести до родителей, что очень плохо не заниматься ребенком. Но и интеллектуально загружать раньше времени тоже не стоит. Природа все мудро предусмотрела: ребенок развивается в соответствии с возрастными особенностями.
— А чем чревато чрезмерное увлечение ранним развитием интеллекта у ребенка?
— Раньше времени нагружать ненужной информацией тоже нехорошо. Допустим, в три года не надо учить читать, потому что мозг к этому еще не готов. Хотя многие учебные центры обещают это сделать. Это говорит о непрофессионализме, незнании особенностей развития, то есть идет работа чисто на амбиции родителей. В три года мы должны развивать крупную моторику, умение правильно двигаться, управлять своим телом. Поэтому важно, чтобы малыш увлекался спортом, делал элементарную зарядку, занимался подвижными играми с мячом. Если детям в раннем возрасте дать возможность двигаться, это будет лучшее развитие, чем посадить, скажем, заниматься с карточками. Необходимо развивать мелкую моторику и сенсорику. Это база развития. Причем нужно дозировать занятия по 15-20 минут, но каждый день, чтобы была система.
— Что еще важно в раннем возрасте?
— Очень важно соблюдать режим: вовремя ложиться спать. Сейчас с этим у многих проблема. Первое, что я обычно спрашиваю на своих консультациях: во сколько вы укладываете ребенка спать? Когда родители говорят, что не раньше 11-12 часов, значит, тут есть над чем работать. Необходимо укладывать в девять вечера. Дело в том, что у нас в мозге есть некий энергетический блок. Это наша батарейка, которая дает возможность качественно проживать эту жизнь, быть трудоспособным и не утомляться. А эта батарейка как раз зависит от того, как соблюдается режим дня. Если с режимом все нормально, то полученная информация будет легко усваиваться, во-вторых, ребенок не будет подвержен стрессам, и не будет проблем в поведении. Все это связано с работой нервной системы и головного мозга. В организме с 9 до 12 часов ночи вырабатывается гормон мелатонин, который «сортирует» полученную информацию. Допустим, ребенок пошел в садик, выучил стих, приходит домой и ложится спать. В это время в головном мозге, помимо его воли, идут процессы, и вся информация, которую он получил, сортируется в долговременной памяти. Но только при условии, если он будет вовремя ложиться спать. Если же режим не выдерживается, часть информации не запоминается.
— Это касается и взрослых?
— Да. Взрослым также нужно ложиться спать в 10-11 часов вечера, так как человек может удерживать и концентрировать внимание только в течение 13 часов после пробуждения. Это связано с работой третьего блока мозга, который называется «лобные доли». Эта часть отвечает за концентрацию внимания, планирование деятельности и произвольное внимание. Если мы постоянно не досыпаем, то не можем долго концентрироваться. Поэтому многие сейчас жалуются на синдром хронической усталости. Из-за того, что они не досыпают, у них плохая память, они не могут удерживать внимание. Большое влияние на это оказывают и гаджеты. Перед сном почти все мы пролистываем ленту новостей в соцсетях, проверяем почту, общаемся в ватсапе. А ведь яркий блик экрана телефона также блокирует выработку мелатонина. Поэтому очень полезным правилом будет не брать в руки телефон за час до сна и в течение часа после пробуждения.
— Если мама домохозяйка, дети не ходят в детские учреждения, каких правил она должна придерживаться?
— Все нейропсихологи рекомендуют придерживаться именно строгого распорядка дня. Даже если ребенок в садик не ходит, то все равно мы должны выстроить ему правильный режим дня. В течение дня давать достаточную нагрузку. Пусть мама не занимается целый день с утра до вечера, но в первой половине дня ребенку необходимо уделить хотя бы 20-30 минут и столько же времени позаниматься во второй половине. Причем в первой половине дня мы рекомендуем заниматься развивающими играми, а во второй — заняться творческими материалами, то есть это лепка, аппликации, рисование. Такое совместное проведение времени матери с ребенком в будущем окажет положительное влияние. Потому что, когда мама уделяет ребенку время, формируется эмоциональная привязанность.
— Что именно дает такая эмоциональная привязанность?
— Если у мамы с ребенком есть такая связь, тогда будет иметь место так называемое поведение-следование. То есть когда мама говорит своему малышу четырех-пяти лет, что нельзя ходить по лужам или еще что-нибудь делать, он будет прислушиваться. А если между мамой и ребенком такой эмоциональной связи и привязанности нет, то даже если она будет кричать и надрываться, призывая к дисциплине, у ребенка не будет этого поведения-следования. Золотое правило, о котором я всегда говорю на консультациях и семинарах — необходимо эффективно проводить время с ребенком. Даже если вы работающая мама, нужно находить хотя бы 15 минут в день, когда ты можешь быть рядом, почитать книжку, порисовать с ним или просто поговорить. Но эти 15 минут надо полностью посвятить ребенку, без занятий сопутствующими домашними делами. Причем рекомендуется свои 15 минут тратить на каждого ребенка, если их в семье несколько. Каждый день по 15 минут и хотя бы один час в неделю. Это эффективное время с мамой. Идеально, чтобы для каждого ребенка был свой персональный день. Потому что, когда одновременно говорят несколько детей, мама кого-то не слышит. А когда с одним общаешься, то слышишь его потребности.
— Сейчас многие родители стараются отдать ребенка как можно раньше в школу, даже в пятилетнем возрасте. Это хорошо или плохо?
— С точки зрения физиологии это не оправдано. Самый оптимальный возраст — 7 лет. Так советуют все психологи и нейропсихологи, иначе потом придется нанимать репетиторов. Дело в том, что к семи годам созревают структуры мозга, которые помогают учиться. Если отдать в школу в пять, шесть лет, то уйдет минимум год на то, чтобы сформировать эмоционально-волевую сферу. Благодаря этому дети могут что-то делать без помощи взрослых. То есть формируется самостоятельность. Ребенок может сам собрать рюкзак, школьные принадлежности, не терять вещи. А сейчас в основном видишь, что за него все делают, как будто не он учится, а мама. В первом классе это очень хорошо заметно. Можно делать выводы о том, что ребенок не созрел к школе, у него еще не сформирована эмоционально-волевая сфера.
В каком случае можно говорить о гармоничном развитии ребенка?
— Мы должны развивать его в трех сферах. Причем неважно — год ему, пять лет или десять. Первая — сфера физического развития, вторая — интеллектуального и третья — эмоционально-волевая сфера развития. Интеллектуальная сфера — это развитие высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, восприятие, речь. Я всегда родителям говорю: не нужно раньше времени учить читать, изучать иностранные языки и загружать другими вещами. Вместо этого необходимо развивать память, внимание, мышление, умение мыслить, анализировать, обобщать и синтезировать. Делать какие-то умозаключения. Если у ребенка будут развиты высшие психические функции на должном уровне, то он, когда придет время, и алфавит выучит, и считать научится. А у нас что получается? Многие дети изучают иностранные языки, а когда приходят на диагностику, то выясняется, что у них сложности с мышлением. Они, например, не могут объяснить разницу между стулом и табуреткой, сказать, что тяжелее — арбуз или яблоко. Или у них проблемы с логическим мышлением. Не могут сказать, почему летом нельзя на санках кататься. С детьми мало разговаривают, мало объясняют им. Хорошо развиваются эти навыки во время чтения. Особенно полезны сказки, так как в них есть ритм, повторы. Это способствует развитию малыша.
Алиса МАРИНЕЦ

Фото автора

Колонка "Взгляд"