Необходимость выстаивать длинные очереди в ЦОНах за справками остается в прошлом. Актюбинцы могут спокойно, без траты сил и нервов получать нужные документы через портал электронного правительства. Периодически на портале открываются новые возможности, появляются новые услуги. Это радует. Так что же такое Egov и с чем его «едят»? — об этом наша Главная тема. Без ключа — никуда
Портал электронного правительства запущен в 2006 году. На 1 апреля сего года через портал уже оказано более 93 миллионов услуг. Задача, которую ставят перед собой разработчики сегодня, — перейти на мобильное правительство. Но об этом чуть позже.
Как же egov облегчил жизнь нам, казахстанцам?
Уже сейчас посредством портала можно получить справку о пенсионных отчислениях, подать заявление на прохождение Казтеста и получить сертификат в личный кабинет после экзамена. О том, что через него можно подать заявление в РАГС на заключение брака, собрать все справки, которые требуют от нас в учреждениях и банках, мы уже даже не упоминаем. Это уже, как говорится, само собой.
Однако есть два важных условия. Для того чтобы воспользоваться всеми преимуществами портала, нужно иметь ЭЦП — электронную цифровую подпись. А доступ к интернету дома не помешает и даже обрадует самых ленивых. При таком раскладе взять справку можно попивая чай.
ЭЦП, или ключ, можно получить в ЦОНе, к примеру. И согласитесь, что лучше один раз сходить в центр, чтобы потом на протяжении года получать услуги через портал электронного правительства не выходя из дома. Кстати, не нужно ждать случая, когда подпись понадобится. Сделайте ключ заранее. Тем более, что эта процедура занимает в среднем 10 минут. К тому же, если во многих странах за ЭЦП надо платить, то у нас — нет.
По словам Айгуль Саймовой, руководителя операционного зала отдела № 1 актюбинского ЦОНа, для получения ключа нужны только удостоверение личности, CD-диск либо флешка для записи ЭЦП.
— Если удостоверение нового образца с чипом, то ЭЦП можно ввести в чип. Однако для его считывания вам потребуется специальный аппарат — картридер. Его можно приобрести в любом магазине техники. Кстати, нельзя взять ключ на другого человека. Ведется фотофиксация, все строго по правилам, — проинформировала руководитель зала.
Удобно и быстро
В отделении центра, что по улице Тургенева, с сентября 2013 года действует зона самообслуживания. Здесь любой человек может получить электронные государственные услуги, имея на руках ЭЦП, и без него.
Чаще всего актюбинцы запрашивают справки. Ведь без них невозможно встать в очередь на жилье, детсад или получить кредит.
— Новшеством стало появление судебного кабинета. Жалобы, обращения в суд теперь подаются только через этот кабинет.
Кстати, насчет кредита. Создано кредитное бюро, которое выдает справку о кредитной истории. Вообще ее можно получить двумя способами — через ЦОН и с помощью личного ЭЦП.
Разница в том, что наш оператор в центре получает справку посредством своего ключа. К тому же услуга платная. Актюбинцы стали чаще обращаться в центр за этой справкой. Еще бы, ведь в документе указана вся информация обо всех кредитах: где, когда и в каком банке получен, была ли просрочка, — продолжает Айгуль.
На нулевом этаже есть поды и терминалы. Можно заказать услуги через них. А через специальный кабинет — напрямую задать вопрос и пожаловаться тому или иному министру.
— На первом этаже открыли кабинет электронного видеообращения. Люди могут с просьбами, личными проблемами обратиться к министрам. В основном, приходят по вопросам здравоохранения и образования. Кто-то жалуется, кто-то благодарит. Но самого вопроса мы не знаем, так как не имеем права слушать. Затем запись попадает на блог чиновника. Клиенту выдается талон с серийным секретным номером. По нему он получает ответ здесь же, в ЦОНе. С начала года этой возможностью воспользовались 12 человек, — отмечает Саймова.
Приятной новостью стало то, что адресную справку, которую запрашивают едва ли не везде, можно взять на ближайших родственников — супруга и детей.
— Подать заявление в РАГС можно только в случае первого брака и при отсутствии детей. Сейчас у нас наплыв клиентов — началась программа на получение жилья для молодых семей, а еще наступил сезон определения детей в садики и школы. Потому людей в зоне самооб-служивания стало больше. Чаще актюбинцы стали брать и ключи. В среднем в день его выдают как минимум ста жителям.
— Люди, которые впервые столкнулись с порталом, благодарят, удивляются быстроте и удобству этой услуги. Беготня по кабинетам, сбор справок на бумажном носителе остаются в прошлом, — говорит Саймова.
Добавим, что Министерство по инвестициям и развитию страны пообещало включить в этом году в список портала еще около 170 новых услуг и сервисов.
Кстати, один немаловажный момент. Потеря флешки, CD-диска, в общем носителя, не страшна. В таком случае можно сделать отзыв, и ключ заблокируют.
Мобильное правительство
Согласитесь, компьютер не всегда бывает под рукой, но расстаться с сотовым телефоном для современного человека — настоящая катастрофа. Для таких случаев как нельзя кстати окажется мобильное правительство. Что же это такое?
Это возможность получать государственные услуги не только через компьютер, но также через любые модели сотовых телефонов и смарт-фонов с помощью sms, мобильных приложений, коротких текстовых команд (USSD) и т.д. Другими словами, процесс получения госуслуг упрощен еще больше.
— Для владельцев смартфонов уже доступно новое мобильное приложение Egov.kz. Его можно закачать в нашем центре, — начала объяснение Айгуль Саймова. — Регистрация в мобильном правительстве подразумевает привязку сотового номера к ИИН. Вы можете, к примеру, отследить очередь на жилье. Надо отправить на номер 414 текст «очередь на жилье», а портал направит вам порядковый номер очереди, так как будет знать, что это именно вы отправляете запрос. Уже сейчас можно узнать срок действия техосмотра, просмотреть очередь на жилье и т.д.
Также есть раздел уведомлений, куда приходит информация о необходимости замены удостоверения, водительских прав, статусе услуги в ЦОНе, истечении срока действия лицензии и т.д. К примеру, уже сейчас казахстанцам направляются уведомления о включении гражданина в реестр должников, запрете выезда из РК, необходимости прохождения техосмотра и др. Эти уведомления по желанию пользователя могут направляться и на телефон, только для этого ему нужно подключиться к мобильному правительству.
Опять же, если вдруг телефон потеряется, не беда. Владелец сможет заблокировать не телефон, а связь с мобильным правительством. Для этого нужно позвонить в кол-центр 1414 и попросить ограничить доступ номера к порталу электронного правительства.
1414 — единый контакт-центр по вопросам технического характера
Баян САРИЕВА. Фото Хайредена РАУШАНОВА