Один восточный мудрец сотни лет назад советовал людям посмеяться над миром, имея в виду, что надо пропустить любую ситуацию сквозь призму юмора. Вот и артисты «Екі езу» взялись в любое историческое время поддерживать людей смехом.
За 25 лет они объездили всю страну, не были только в трех городах – Семее, Жезказгане и Усть-Каменогорске. В планах коллектива – выступить в тех российских регионах, где массово проживают казахи.
Перечислять количество Гран-при театра «Екі езу» нереально, не хватит места на странице газеты, география его поклонников – почти весь Казахстан.
– Но акцент наш все-таки на актюбинцах, как было и 25 лет назад, – говорит художественный руководитель театра, деятель РК, писатель-сатирик Нурлыбек Жубаткан. – Кто помнит лихие девяностые, тот меня поймет: на первом концерте 22 марта 1998 года мы давали миниатюру «Көрше-кияметі» (название говорит за себя), а вторая – про заведующего клубом, который был в своем учреждении в должности все-в-одном и большую программу перед высоким начальством исполнял сам.
Так жили все, а у «Екі езу», гастролирующего по области, бартер был привычной формой расчета. Даже не знаю, смеяться или плакать, но была такса: детский билет – два куриных яйца, взрослый – четыре. Конечно, брали все, что приносили жители аула (сметану, мясо, мужскую рубашку в упаковке) – так и выживали. В глубинке, где рухнула привычная самодеятельность, закрылись клубы, народ ждал театр сатиры! Бывало, забьют корову, поделят меж нами согым и аул весь вечер смотрит программу.
Три года успешной работы Нурлыбека Жубаткана корреспондентом областной газеты «Ақтөбе» лишь придали уверенности в намерении писать.
– Моей темой была культурная жизнь области, вел сатирическую рубрику, музыкальную, делал интервью с известными людьми. Занятие нравилось, даже республиканские издания перепечатывали мои материалы (например, статью «Ақтөбеде адам сүйектері шашылып жатыр»), но тяга к творчеству пересилила, и я попросил благословения-бата у тогдашнего редактора Идоша Аскара. Отпускать он не хотел, но бата все-таки дал.
Первый состав театра –
Бауыржан Орда, Талгат Тлеулесов, Бакыт Аитова, Гульсум Каратаева, Берик Нурмаганбетов, Казихан Балдаиров и я. Едва образовались, сразу уехали в Кызылординскую область на гастроли. За десять дней покорили соседей, а вернувшись домой, поехали покорять Запад. Казахстанский. Покорили.
За три года мы стали настолько популярны, что нас ждали снова везде, где побывали, а в Атыраускую филармонию пригласили как коллектив в ее составе. Предлагали хорошую зарплату и квартиры. Но в моей родной газете вышла заметка об этом, ее прочел тогдашний аким области и поручил своему заместителю разобраться. Тот спросил руководителя управления культуры, в чем дело. Еркин Курманбеков ответил, что театр частный и ему не подотчетен.
Замакима области вызвал меня, предложил помощь в пошиве костюмов, организованной продаже билетов… Я понимал, что это слишком мало… Мы уехали в Алматы на пятилетие театра «Күлкі керуен», а когда вернулись, узнали, что для нашего театра организован штат в 18 единиц и выделено помещение в Доме учителя. Когда это учреждение упраздняли, в планах местной власти было отдать здание под театр сатиры. Но в итоге нам выделили каморку в филармонии на проспекте Победы, потом в Доме дружбы, потом в драмтеатре, сейчас мы снова при филармонии, а так хочется быть самостоятельным областным театром сатиры и юмора в автономном здании! — поделился Нурлыбек Жубаткан.
Сейчас только артистов в штате театра 15. Среди них по-прежнему Гульсум Каратаева, а самый молодой артист – студент четвертого курса гуманитарного колледжа Диас Отес. Связи с другими театрами сатиры и юмора только крепнут или нарабатываются новые, и тот факт, что поздравить коллег приехали прежние участники «Екі езу», говорит о многом.
– Это первый театр сатиры, который государство взяло на баланс, – говорит актер и режиссер театра «Тамаша» Нуржан Тутов (Алматы). – Его артистами подготовлены десятки программ, эстрадных и драматических постановок, а главное – они есть показатель развития жанра.
В нулевые спрос на жанр был высок, вопреки тому, что людям было не до театра, по той причине, что смех всегда востребован, а их миниатюры отвечали злобе дня. Театр первым перешел в репертуарный контент, что свидетельствует о серьезных намерениях.
В силу этого «Екі езу» можно сравнить с театром Аркадия Райкина. Антипод репертуарного театра – антреприза, когда нужна только идея. Здесь же все очень серьезно, начиная с зарплаты от государства. В Казахстане два таких театра, второй – в Шымкенте.
Актобе от меня респект: у вас несколько театров, а значит, культура в регионе не на последнем месте. Нурлыбеку Жубаткану отдельная благодарность: создавали подобное многие, но мало кто сохранил. А переход театра к репертуарной форме – исключительно его заслуга. Надеюсь, что у «Екі езу» очень скоро появится свое здание, и их афиши зритель будет ждать с нетерпением.
– Я состоялся в «Екі езу», – говорит актер и писатель-сатирик
Бауыржан Орда. – В конце 1997 года я и Гульсум Каратаева первыми пришли на кастинг, объявленный Нурлыбеком. Такого фестиваля, как «Айткыштар Ақтөбеде», до сих пор нет в Казахстане, а на первом, в 2002-м, я получил Гран-при. Сейчас работаю в «Тамаша» и пишу миниатюры, в том числе для «Екі езу».
– С раннего возраста мечтала стать актрисой, поэтому участвовала в конкурсах вокалистов, всегда брала первые места. Но где в пределах родного края можно выучиться на артистку, не знала. Оказывается, можно было поступить в культпросветучилище, но мне о нем никто не сказал, – вспоминает Гульсум Каратаева. – Профориентационная работа хорошо велась в педучилище, и к нам в Уил как раз приехала такая группа. С их подачи я поступила на музыкальное отделение этого училища, после – на музыкальный факультет АПИ. Узнав о кастинге, объявленном Нурлыбеком Жубатканом, поняла, что это возможность реализации детской мечты. На руках была годовалая дочка, но у меня же мечта!..
Получаться стало не сразу, первыми моими учителями были Бакыт Аитова, Берик Нурмагамбетов, но, признаться, учусь я и сейчас. Если не учиться, наступает деградация, а ее в моих планах точно нет.
Первым полновесным спектаклем был «Ғажайыптым қазынасы» Султангали Балгабаева, где у меня была роль Фирузы. Моя Сары Келіншек в спектакле «Командос» была названа лучшей женской ролью в 2015 году. Тогда «Екі езу» работал под крышей театра имени Ахтанова, и лучшей меня назвало зрительское сообщество. Уже в 2016-м у меня была главная роль в постановке «Темір қатың». Детей у меня пятеро, уже и внуки есть, и я по-прежнему со своей мечтой.
На днях в Актобе прошел вечер, посвященный 25-летию театра. Роль ведущих программы исполнили Жанатбек Байтеков и Бауыржан Орда, а паузы между миниатюрами заполняли песнями Азамат Бекбергенов, Арман Жиеналиев, Дулат и Рита Айтжаны, Ерлан Қулжаев, Алигазы Тортқара.
За успешную деятельность Нурлыбеку Жубаткану была вручена медаль «Еңбек даңкы» и благодарственное письмо за подписью акима области Асхата Шахарова. Куралбек Курмангалиев получил грамоту «Кұрмет» за подписью министра культуры и спорта Асхата Оралова. Гульсум Каратаева получила удостоверение «Отличника культуры РК».
От имени Асхата Шахарова его заместитель Булбул Елеусинова вручила благодарственные письма актеру Бекболу Татебаеву и видеооператору Амирхану Кунратбаеву. Все актеры получили благодарственные письма.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Нурмухамбета АЛДАНАЗАРА