Отмечая положительные результаты эксперимента по практической отработке элементов совместного таможенного контроля, в частности, сокращение времени оформления транспортных средств, увеличение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска, руководством таможенных служб Республики Казахстан и Российской Федерации достигнута договоренность о продолжении эксперимента до 9 декабря 2010 года в многосторонних автомобильных пунктах пропуска.
Напомню, что согласно протоколу Федеральной таможенной службы России и Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Единый контрольно-пропускной пункт (ЕКПП) «Жайсан» департамента таможенного контроля по Актюбинской области с одной стороны, и международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Сагарчин» Оренбургской таможни РФ с другой стороны, с 11 апреля 2009 года начали работать в режиме эксперимента по совместному таможенному контролю.
С 26 октября 2009 года действие эксперимента распространяется и на таможенный пост «Алимбет» ДТК по Актюбинской области РК с одной стороны границы, и МАПП «Орск» Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления РФ — с другой.
Подытожив проделанную работу, стороны согласились продолжить эксперимент до 9 декабря 2030 года на основе согласованной сторонами 11 марта ст. Временной технологической схемы пропуска лиц, товаров и транспортных средств через АПП на казахстанско-российской государственной границе, а также решений, принятых Межгосударственным советом ЕврАзЭС и Комиссией по формированию Таможенного союза.
Практическая отработка отдельных форм организации совместного таможенного контроля осуществлялась согласно Временной технологической схеме пропуска лиц, товаров и транспортных средств через автомобильные пункты пропуска на казахстанско-российской государственной границе и определила последовательность действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в форме досмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственные границы.
Следует сказать, что суть эксперимента заключается в том, что таможни обеих сторон исключают дублирующие операции по таможенному контролю товаров и транспортных средств, вывозимых с таможенных территорий Республики Казахстан и России. Казахстанские таможенники не досматривают каждого пересекающего границу, а только тех, кто въезжает на территорию республики. Для выезжающих из Казахстана в Россию на таможенном посту предусматривается лишь регистрация и паспортный контроль
По Технологической схеме работают правила перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд.
К примеру, при вывозе товаров с российской территории, подлежащих согласно законодательству этой страны декларированию в письменной форме, физические лица заполняют бланк не в трех экземплярах, как было ранее, а в двух экземплярах, только в том пункте пропуска, через которое физическое лицо выезжает. Пассажирская таможенная декларация предъявляется сначала таможенному органу одного государства, затем — другого. Надо сказать, что это позволило при пересечении границы не заполнять в каждом пункте пропуска практически одинаковые документы. Пассажирская таможенная декларация признается как документ таможенными службами Казахстана и России.
Аналогичный порядок перемещения товаров предусмотрен при ввозе и вывозе их с таможенной территории и на таможенную территорию РФ. Проводимый эксперимент на практике показал эффективность однократного заполнения пассажирской таможенной декларации.
Что касается таможенного оформления легковых автомобилей, прицепов к ним, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 871 I и 87.16 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, состоящих на регистрационном учете в компетентных органах либо Российской Федерации, либо РК, и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, сопредельными таможенными органами не производится.
Технологическая схема предусматривает оптимизацию таможенного досмотра ввозимых и вывозимых товаров и транспортных средств и устанавливает порядок обмена информацией между таможенными органами РК и РФ о применении форм таможенного контроля в виде таможенного досмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК — инспекционно-досмотрового комплекса, а также порядок и процедуру возврата товаров и транспортных средств на сопредельную территорию, которые устанавливают начальники сопредельных таможенных органов по согласованию с ФТС России и КТК МФ РК.
В эксперименте также участвуют департаменты таможенного контроля по Атырауской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской областей.
Галина Трофимова, главный специалист пресс-службы департамента таможенного контроля по Актюбинской области