Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Экстренные службы готовятся к буранам

Особое внимание уделяется трассе Актобе – Хромтау – Карабутак – Костанай, где прошлой зимой в сугробах застряли 2 400 единиц техники и около 5 000 человек.



Штормовые оповещения будут поступать населению через бесплатное мобильное приложение «Darmen» и в виде sms. В случае ЧС можно звонить по телефонам: 112, 101 и 109.


Снегоуборочной техники не хватает

На север страны, в город Кокшетау, уже пришла зима: первые морозы и гололед. В нашей области до конца октября синоптики не прогнозируют снегопадов. Минувший год был очень сложным для экстренных служб, что заставило принять ряд мер.
– Проблемным остается участок Актобе – Хромтау – Карабутак – Костанай, – говорит временно исполняющий обязанности начальника управления по ликвидации чрезвычайных ситуаций ДЧС области Аслан Арзымбетов. – В прошлом году там скопилось большое количество техники – две тысячи четыреста автомашин, в снежном плену оказалось около пяти тысяч человек. В кемпингах останавливались из-за буранов более трех тысяч единиц техники и свыше четырех тысяч человек.
Он рассказал, что количество привлекаемых сил и технических средств увеличено. В 2023-м было задействовано 1 032 сотрудника экстренных служб, а также из в/ч 6655 и местных исполнительных органов. В нынешнем помогать в случае снежных заносов и непогоды будет почти 1 570 человек (на 40% увеличили количество людей, на 10% – техники). Заготовили на 60% больше песка и химреагентов для борьбы с гололедом на трассах, всего 26 500 тонн.
Как говорят в ДЧС, минувшей зимой происходили сбои в электроснабжении жилых массивов и поселков. Скорость ветра достигала 30 м/с, отчего провода просто срывало с опор. Специалисты облдепартамента позаботились о том, чтобы энергетики создали дополнительные аварийные бригады, были готовы оперативно устранять неполадки в системе электроснабжения.
К сожалению, нерешенные проблемы остаются. Как отмечают в ДЧС, в ряде районов нет техники высокой проходимости. В случае необходимости вездеходы выезжают за сотни километров в населенные пункты, но теряется драгоценное время. При этом по области насчитывается сотня сильно заносимых снегом участков общей протяженностью 780 км. А снегозадерживающие щиты пока имеются лишь на 106 км, что составляет около 15%.
Вторая проблема – не везде действует сотовая связь, что затрудняет поиск застрявших путников и водителей транспорта. Протяженность всех автодорог области составляет 6 300 км, но пока технически невозможно обеспечить сотовой связью все это расстояние.
Третья сложность – дефицит снегоуборочной техники у АО НК «КазАвтоЖол». По сведениям директора облфилиала Айбола Данагула, дефицит превышает 60%. На всю нашу область у компании имеется всего 103 единицы техники при норме 257. Еще 23 снегоуборочные машины они арендуют у частников.
– Не хватает транспорта, чтобы содержать автодороги, – констатирует Айбол Данагул. – Десять лет нам не выделяли средств на обновление техники, только последние два года начали закупать транспорт. В этом году приобрели восемь автогрейдеров и погрузчик.
Основной парк спецтехники устарел. Ощущается острая нехватка в комбинированных дорожных автомашинах, которые можно использовать круглый год. Они чистят снег, разбрасывают песок, летом их используют для перевозки асфальта. К слову, это проблема не только нашего филиала, она характерна для всей республики.
Что касается автодороги Актобе – Хромтау, то проблемы будут возникать до тех пор, пока ее не расширят с одной до двух полос в каждую сторону. Что говорить о зимнем периоде, если даже летом у жилого массива «Акжар» образуются пробки из большегрузов по пять километров с каждой стороны железнодорожного переезда? Проблема в том, что большегрузные машины не помещаются на этой узкой трассе.

Путников накормит Общество Красного Полумесяца

– Для оказания помощи застрявшим в сугробах на трассах республиканского и областного значения подготовили 129 пунктов обогрева вместимостью восемь тысяч человек, – информирует Аслан Арзымбетов. – В том числе вдоль трассы Самара – Шымкент в Хобдинском, городе Актобе, в Хромтауском, Айтекебийском и Иргизском районах расположено 46 пунктов обогрева.
К работе в зимний период подготовили три трассовых медико-спасательных пункта. Они находятся в селе Карабутак на 365-м километре трассы Самара – Шымкент, в городе Кандыагаше на 100-м километре участка Актобе – Астрахань и в селе Калыбай на 1 076-м километре дороги Самара – Шымкент.
В середине ноября, как обычно, директор облфилиала Общества Красного Полумесяца Нурлан Удербай закупит на выделенные международным сообществом средства свежую тушенку, сахар, чай и другие продукты. Сотрудники ДЧС развезут их в Кобду, Хромтау, Карабутак, Иргиз и Мугалжарский район. Это продукты для путников, застрявших в степи.
Насколько суровой выдастся нынешняя зима, пока не берутся прогнозировать даже синоптики.
– Гарантии спокойной зимы никто дать не может, у природы свои капризы, – отметили в ДЧС области. – Никто в прошлом году не ожидал такого ветра – 30 метров в секунду. Думаем, что готовы к катаклизмам. 20-21 ноября в области пройдут командно-штабные учения «Қыс-2024».

Татьяна ТОКАРЬ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"