Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Елена Ксенофонтова: «Кино для меня — азартная игра»

Героиня популярного российского сериала «Дочки-матери» актриса Елена Ксенофонтова — наша землячка. Она родилась в городе Хромтау.
Отличница, активистка, спортсменка

Сегодня имя 38-летней Елены Ксенофонтовой знакомо многим  любителям российских сериалов. Славу актрисе принесли фильмы «Карамболь», «Охота на гения», «Небо и земля», «Дочки-матери» и ряд других. Их с удовольствием смотрят и казахстанские зрители. Но мало кому известно, что родом актриса из Хромтау, маленького провинциального городка Актюбинской области.
Елена родилась в декабре 1972 года. Воспитывала ее одна мама. Училась в хромтауских средних школах № 1 и № 4. Ее первая учительница Тамара Юрьевна Демьянцева, которая и поныне живет в Хромтау, часто вспоминает бывшую ученицу:
— Лена была очень способной девочкой. Училась всегда хорошо, схватывала все на лету. Любила читать, хорошо декламировала стихи. К тому же она всегда была активной, принимала участие во всех школьных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях. Словом, с самого раннего детства в Лене ярко проявлялись лидерские качества. Она всегда была честной и принципиальной. Это хорошие черты, но жить с ними нелегко, — рассказывает педагог.
В хромтауских школах Елена проучилась недолго. В середине 80-х годов они с матерью переехали в подмосковный город Серпухов, где Лена продолжила обучение. Любимыми предметами девушки были литература и история. В свободное время она занималась живописью, музыкой, спортом. Закончила четыре класса музыкальной школы по классу фортепиано.

Первая роль — баба Яга
В детстве Елена Ксенофонтова хотела стать балериной, потом врачом, позже решила поступать в историко-архивный институт. Все изменилось после того, как она увлеклась театром. Началась эта «болезнь» еще в школьные годы. В школе, где училась Лена, был создан театр, и девушка сыграла бабу Ягу в пьесе Леонида Филатова «Про Федора-стрельца…». Этот спектакль и победа в конкурсах чтецов предопределили ее будущее. Елена твердо решила стать актрисой. Переубедить ее не смогли даже родные. Она уехала покорять Москву. Рядом была мама, которая поддерживала дочь на вступительных экзаменах.
В 1990 году Елена поступила во ВГИК, но из-за болезни ей пришлось отказаться от мысли об учебе.  Лишь через три года она смогла осуществить свою мечту. Через год она стала полноправной студенткой и актрисой театра «Школа современной пьесы», которым руководил педагог Иосиф Райхельгауз. Лена оказалась в числе его любимых учеников. Она всегда получала хорошие роли, прекрасно с ними справлялась. Актерское мастерство Елена Ксенофонтова постигала не только теоретически, но и практически, работая с такими корифеями советской сцены, как Евгений Дворжецкий, Лев Дуров, Владимир Стеклов, Татьяна Васильева, Ирина Алферова, Михаил Глузский, Альберт Филозов и другие.
Работа молодой актрисы была высоко оценена. В 1998 году (в год окончания ВГИКа) она стала лауреатом премии имени Тамары Макаровой «За работы в театре и кино за время обучения в институте».

Вся жизнь — в театре
После окончания института она получила приглашения сразу в шесть московских театров, но осталась верной своему, уже родному театру «Школа современной пьесы». Однако через год актриса все-таки решила покинуть труппу и попробовать свои силы в театре Армена Джигарханяна. Первая попытка работать в этом театре оказалась неудачной, ей не понравился ее персонаж в спектакле, и она вернулась на прежнее место работы.
Однако Армен Джигарханян разглядел в ней большой талант и не собирался сдаваться. Он упорно продолжал приглашать Елену в свою труппу. Наконец, его желание исполнилось: Елена дала согласие и стала работать на два театра.
— Театр — это мое, если не все, то многое, — призналась Елена в интервью  одной российской газете. — Театр — это порт приписки, храм, психоаналитик. Свою жизнь без театра я не представляю…
За годы работы в театре она сыграла  множество самых разнохарактерных ролей. Это Нина Заречная в «Чайке» Антона Чехова, Дульсинея в спектакле «С приветом, Дон-Кихот» по мотивам произведения Мигеля де Сервантеса, Вера Филипповна — в спектакле «Сердце не камень» Александра Островского, графиня в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, Наташа в «Трех сестрах» Чехова и многих других.

«Актер должен любить своего героя»
Имя Елены Ксенофонтовой долгое время было известно лишь театралам Москвы да еще тем любителям театра, куда на гастроли ездила труппа. Массовому зрителю ее имя ничего не говорило. Талантливую актрису не раз приглашали сниматься в кино. И когда предложение поступило от известного продюсера и режиссера Валерия Тодоровского, она согласилась. После этого роли последовали одна за другой.
Она не просто играет, она сливается с образом героини, живет ее жизнью, переживает и радуется вместе с ней. В одном из сериалов («Красная капелла») Елена выступила не только как актриса, но и как соавтор сценария.
В 2006 году Елене Ксенофонтовой было присвоено звание «Заслуженная артистка России». В настоящее время она много снимается. На ее счету более 30 сериалов, и это только за 11 лет.
Так девочка из далекой глубинки добилась признания и любви россий-ских и казахстанских зрителей.
Ляззат АБДИРОВА, Баян САРИЕВА

Колонка "Взгляд"