Интервью акима области Елеусина Сагиндикова «Основных целей, намеченных до 2020 года, мы намерены достичь уже в ближайшие пять-шесть лет» было опубликовано в «Казахстанской правде» 17 апреля, в № 94-96. Сегодня мы публикуем его с дополнениями автора.
В своем Послании Глава государства обозначил основные направления казахстанского пути к лидерству в ближайшее десятилетие, и главный упор при этом сделал на форсированное индустриально-инновационное развитие экономики. Сегодня разработан подробный план действий по осуществлению этой программы по каждому региону. О готовности и путях реализации новой Президентской стратегии мы беседуем с акимом Актюбинской области Елеусином Сагиндиковым.
— Население области всегда открыто выражало доверие Президенту, дружно поддерживало проводимые в стране реформы. Ныне, когда авторитет Казахстана упрочился во всем мире, это тем более заметно. Однако принятие новых стратегий не всегда означает отказ от прежних, предполагая их корректировку к новым условиям, — говорит Елеусин Наурызбаевич. – Так, цель — стать одной из 50-ти самых конкурентоспособных стран мира остается актуальной и сейчас. Но в новом десятилетии она может быть достигнута только адекватными времени методами. Для нашей страны это форсирование задач индустриально-инновационного развития.
За последние пять лет все мы убедились, что только за счет индустриализации Казахстан за короткое время смог сделать качественный рывок вперед в своем развитии. Глава государства справедливо сделал ставку на регионы, возвысив их роль до «локомотивов национальной экономики». Многие из регионов даже в условиях кризиса успешно преодолевают его издержки, демонстрируют хорошие и устойчивые темпы роста социальной сферы. И Актюбинская область не исключение. Мы готовы к реализации стратегических задач нового десятилетия, ищем пути и механизмы эффективной реализации своих возможностей для создания нового Казахстана и новые формы вовлечения в этот процесс всех предприятий и жителей области. Ведь, как сказал Президент, эта работа должна стать общенародной.
— В своих публичных выступлениях вы, Елеусин Наурызбаевич, не раз подчеркивали, что у области для этого имеются все необходимые резервы и возможности, накоплен достаточный запас прочности…
— И я могу подтвердить это на конкретных цифрах и фактах. По региональной программе форсированного индустриально-инновационного развития области до 2015 года нами предусмотрено реализовать 112 крупных инвестиционных проектов на сумму 12,8 миллиарда долларов, что позволит создать до 30 тысяч новых рабочих мест. По нашим расчетам, всего до 2020 года в регион будет привлечено около 28-30 миллиардов долларов отечественных и зарубежных инвестиций. И благодаря этому задачи первой пятилетки в области по большинству параметров будут выполнены со значительным опережением.
В то же время основных долгосрочных целей Стратегии-2020 актюбинцы постараются достичь в течение ближайших пяти-шести лет. Замечу, что реализации этих программных задач с начала текущего года уже задан хороший старт. В первом квартале производство промышленной продукции выросло почти вдвое, соответственно, в госказну поступило 98 миллиардов тенге, что в 2,2 раза больше аналогичного периода прошлого года. Индекс физического объема продукции составил 116 процентов. Уже в этом году инвестиции вырастут в 1,3 раза и достигнут объема почти в 400 миллиардов тенге. Будут введены в строй действующих 43 инновационных проекта, в том числе 25, включенных в Карту индустриализации.
Что касается строительной отрасли, то ныне эффективно действуют уже 123 предприятия стройиндустрии, большинство из которых выпускают востребованную продукцию по современным технологиям и на новейшем оборудовании. Кстати, к 2014 году, с пуском новых объектов стройиндустрии внутренние потребности местными строительными материалами будут удовлетворены как минимум на 80-85 процентов. До 70 процентов выпускаемой ими продукции пойдет на экспорт. За счет ввода новых промышленных производств, в том числе двух ферросплавных, металлургического, медеплавильного заводов и других объектов доля обрабатывающей промышленности к 2015 году вырастет до 14 процентов.
Прочная основа у нас заложена и в сфере развития малого и среднего бизнеса: численность работающих будет составлять более половины от всего экономически активного населения, что даст возможность увеличить долю этого сектора экономики в валовом региональном продукте до 40 процентов. Есть полная уверенность и в том, что к 2012 году обеспеченность населения области основными продуктами питания будет осуществляться за счет собственного производства. Такой задел мы уже имеем благодаря развитию агропродовольственного пояса. К этому же периоду полностью удовлетворим потребности населения и в услугах дошкольного образования. Только в этом году будет значительно расширена их сеть, и охват детей в них достигнет 80 процентов.
— Актюбинская область уже имеет высшие рейтинги в республике. Готов ли регион удерживать лидерство и в дальнейшем?
— На этот вопрос отвечу коротко. Удержание лидерства не является нашей главной целью, но стремиться быть в авангарде мы будем всегда. Это касается и предстоящего пятилетия. Чтобы быть в числе первых, нужно много работать и не отдаляться от поставленной цели. Сохраняя позитивные тенденции и форсируя решение проблем, наш регион, как и любой другой, безусловно, сможет удержать лидирующие позиции.
— Остается ли актуальным создание в Актюбинской области региональной индустриальной зоны?
— Несомненно, так как формы промышленной организации должны соответствовать требованиям времени. Преимущества такой организации промышленного производства в том, что создание индустриальной зоны (ИЗ) не предусматривает налоговые или таможенные льготы. Основным стимулирующим фактором развития индустриальных зон является снижение издержек предпринимателей для начала и расширения производственного бизнеса. В том числе за счет предоставления частному сектору земельных участков для размещения производства; создания учебных центров по подготовке и переподготовке кадров; производственной, транспортно-логистической, информационной, офисной и выставочной инфраструктуры и др.
Пять лет назад создание региональной ИЗ увязывалось с развитием кластера «Строительные материалы». За это время развитие производства строительных материалов выросло в разы, усилилась его специализация. Но это только один из вариантов региональной промышленной специализации индустриальных зон. Стратегия перехода к инновационной экономике требует определения новых приоритетов в соответствии с задачами форсированной индустриализации.
В нашей области главным приоритетом в промышленности является развитие горно-металлургического комплекса, особенно его перерабатывающего сектора и обрабатывающей промышленности в целом. Новые направления хорошо отрабатывать в специализированных формах промышленной организации, в том числе в рамках ИЗ, где они могут быть апробированы в виде пилотных кластеров.
В том числе назрело создание региональных кластеров в сфере редкоземельной металлургии, твердых сплавов, медного кластера, кластера по производству минеральных удобрений и т.д. По этим вопросам мы открыты для сотрудничества со всеми предпринимательскими структурами, ассоциациями, а также с зарубежными партнерами, где накоплен опыт создания ИЗ.
— Елеусин Наурызбаевич, сегодня СПК преобразовываются в региональные компании. В связи с новым их предназначением наверняка в области отрабатываются более эффективные механизмы взаимодействия с ними?
— В мировой практике СПК – это устойчивые бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли от производства и продажи товаров и услуг. Их основным отличием от коммерческих корпораций является реинвестирование полученной прибыли для реализации социальных, экономических или культурных целей населения того региона, в интересах которого СПК создавались. В Казахстане СПК формировались как национальные компании регионального и межрегионального уровня.
Согласно концепции Правительства их деятельность должна была быть направлена на привлечение новых проектов, развитие малого и среднего бизнеса, усиление производственной и экономической кооперации. Не все получилось так, как хотелось. Но позитивный эффект от их деятельности все же получен.
В нашем регионе совместно с СПК «Батыс» успешно отрабатывался механизм модернизации производственной кооперации, аккумулирования и дополнительного привлечения средств на социальные цели. Был построен ряд важных инфраструктурных объектов. Однако в целом этот государственный инструмент не был до конца проработан, прежде всего механизм взаимодействия СПК и областных акиматов, что и привело к появлению проблемных мест.
Однозначно то, что в регионах должны быть созданы СПК или другие структуры государственного предпринимательства, так как из-за слабого развития некоторых отраслей или их модернизации невозможно применить кластерный подход. Региональные корпорации социального развития и предпринимательства могут стать эффективными не в качестве дополнительных структур в развитии регионов, а в качестве инструмента, который использует местная исполнительная власть. Сегодня СПК преобразовываются в региональные компании. Наша задача — содействовать формированию на их базе региональных «локомотивов» экономического развития. В новых СПК мы видим еще одну форму организации государственно-частного партнерства.
Поэтому реорганизация СПК не должна оставаться без внимания региональных ассоциаций предпринимателей, филиала республиканского объединения «Атамекен». Главным ориентиром для всех нас являются приоритеты территориального развития, достичь которые можно благодаря реализации инвестиционных проектов, на что нацеливает Стратегия развития РК до 2020 года.
— Останутся ли приоритетными вопросы инфраструктуры в дальнейшем укреплении конкуренто-способности области?
— Безусловно. Несмотря на большие подвижки, наша страна в инфраструктурной сфере все еще отстает от общепринятых в современном мире международных стандартов. Сегодня формирование современной региональной инфраструктуры является одной из главных задач развития территории. На то, что нужна новая, «современная стратегия территориального развития», Глава государства обращает внимание во всех Посланиях последних лет. За основу такой стратегии берутся различные варианты: от формирования экономического пространства и расселения населения до передачи полной самостоятельности регионам в решении этих проблем. Но главное в том, что без инфраструктурного обеспечения развитие территорий невозможно.
На мой взгляд, в стратегическом плане нужно разделить эти задачи на периоды, до 2015 г., и в дальнейшем, на вторую пятилетку. Это позволит лучше учитывать реальные возможности сбалансированного развития экономики регионов. Рациональная территориальная организация должна укреплять экономический потенциал страны за счет эффективного использования природных, экономических и трудовых ресурсов, транзитного положения всех областей.
В эту модель хорошо вписывается задача создания «полюсов роста» на базе динамично развивающихся городов или регионов, интегрированных в региональные и глобальные рынки. Но и на местном уровне должны выполняться проекты малой индустриализации, которые будут способствовать решению региональных проблем и общенациональных задач.
— Елеусин Наурызбаевич, что можете сказать в пользу основной стратегической задачи — создания инновационной экономики, что делается в этом плане?
— Все высокие оценки Президента наш регион получил именно благодаря следованию этой цели. Поэтому инновационной составляющей экономики особое внимание будет уделяться всегда. Тем более, что это тот путь, по которому идут все прогрессивные страны. Конечно, одна из ближайших задач, решения которой от нас требует Правительство, это реальные меры по переводу сырьевой отрасли на новые условия развития. В качестве одного из предусмотренных Правительством инструментов является использование возможностей государственно-частного партнерства. И здесь много неиспользованных пока резервов.
Вместе с тем нужно идти дальше и смотреть шире. Конкурентные преимущества, предоставленные нам природой, не должны использоваться в интересах 1-2 игроков, пусть даже они являются лидирующими в своих отраслях. Тем более, что в новой стратегии поставлена задача повышения конкурентоспособности всех регионов и страны в целом.
В нашей области нужно активизировать работу со всеми системообразующими и крупными промышленными предприятиями по созданию адресно-вспомогательных производств совместно со средним и малым бизнесом. Нужно лучше использовать потенциал крупных компаний в производстве товаров, работ и услуг внутри региона. И не только ограничиваться задачами увеличения доли казахстанского содержания в производственном потреблении этих структур.
Нужна эффективная концепция, согласно которой ведущие предприятия промышленности — АЗФ, АЗХС, ДГОК, а также «СНПС-Актобемунайгаз», «Казахойл-Актобе» и другие могут дать мощный импульс развитию производства малых и средних предприятий. Это возможно в рамках формирования инновационной экономики, поэтому выполнению этой стратегии будет уделяться постоянное внимание.
— В какой степени можно отнести к стратегической задачу поддержки МСБ? Как Вы видите усиление роли этого сектора в перспективе?
— В стратегическом плане поддержка МСБ будет нужна всегда. Сегодня малый и средний бизнес в регионе развивается достаточно успешно. Однако с позиций конкурентоспособных стран мира наши резервы далеко не исчерпаны. Я уже приводил примеры о том, что в Германии, одной из самодостаточных стран мира, в 2003 г. было 3,3 миллиона малых и средних предприятий, или 99 процентов числа всех предприятий страны. Их доля в ВВП ФРГ составила 57 процентов и 44,8 процента всего налогооблагаемого оборота. В нашей области за последние 5-6 лет численность работающих в МСП выросла с 30 до 40 процентов к общему числу занятых в экономике, выросла их доля в бюджетных отчислениях.
Гораздо хуже растет число предприятий, особенно это касается предприятий МСБ в форме юридических лиц. А ведь они являются основными работодателями, например, в сельской местности. Другая большая задача — это форсированный перевод предприятий МСП из торговли в индустриальный сектор и в сферу инфраструктуры. В будущем нужно повышать ответственность районных акиматов за создание условий для появления реальных предприятий, которые существуют не абстрактно, а на конкретной территории.
— Что можно сказать о нынешней ситуации в энергетической сфере, ведь развитие промышленного потенциала региона во многом связано с этой отраслью?
— С вводом ЛЭП «Северный Казахстан — Актюбинская область» в нашем регионе решена проблема обеспечения потребности в электроэнергии. Вес энергетической составляющей в общем объеме затрат по выпуску промышленной продукции снизился, и эта ситуация будет сохраняться вплоть до 2020 г. Но на этом позитив кончается, так как не учитывает развитие промышленного потенциала и поставленные перед нами задачи форсированной индустриализации.
Уже через 2-3 года с учетом строительства новых промышленных гигантов регион вновь станет заложником монополистов-энергетиков. Меры в этом направлении принимаются, но они носят локальный характер, например, строительство Кандыагашской ГТЭС.
В развитии ТЭК области пока не сыграли своей роли новые нетрадиционные источники энергии. В том числе и завод жидкого синтетического топлива, строительство которого предусматривалось в предыдущих программах развития территории. Это предприятие может дать толчок развитию в области углехимической отрасли промышленности, поэтому нужно возобновить деятельность рабочей группы по разработке Программы развития углехимической отрасли, которая в свое время начала подготовку конкретных предложений по этому вопросу.
— Если коснуться перспектив реализации Транспортной стратегии…
— В настоящее время эта стратегия тесно увязывается с укреплением в ближайшие годы транзитного потенциала республики. Самым известным и глобальным проектом является строительство МТК «Западная Европа — Западный Китай», значительная часть которого реализуется на территории нашей области. Экономические расчеты показывают стратегическую перспективность этого проекта для республики в целом, а для нашего региона это настоящий клондайк. Реализация проекта полностью соответствует стратегии развития территории Казахстана, так как основой формирования территориального пространства страны становится осевой подход, включающий транспортно-коммуникационные коридоры, обеспечивающие выход на внешние рынки.
В рамках Транспортной стратегии республики в Актюбинской области в ближайшие годы дальнейшее развитие получат все виды транспорта — автомобильный, железнодорожный и воздушный. Однако сегодня для нас по-прежнему острыми остаются текущие проблемы использования имеющегося транспортного потенциала, состояния и качества дорог. В нашей области протяженность автомобильных дорог только международного и республиканского значения составляет около 2 тысяч км (1872 км), на которые приходится свыше всех 50 процентов автотранспортных перевозок.
Еще пять лет назад мы горько сожалели, что внутрирегиональных автодорог у нас нет. Во многих районах их практически не существовало, были одни лишь направления. Не менее удручающим было и состояние других дорог. Многие из них и сейчас малопригодны для безопасной эксплуатации.
Сегодня ситуация, конечно, меняется. За последние пять лет в Актюбинской области на автодорогах республиканского значения проведены реконструкция, реабилитация и средний ремонт почти на 3 тысячах км дорог. Повышается и ответственность акимов районов и отраслевых руководителей за содержание и развитие внутриобластных, межрайонных и внутрирайонных автодорог. Значительно повышен контроль за соответствием строительства и эксплуатации автодорог международным стандартам, а также климатическим условиям Актюбинской области. Но темпы этих изменений нас не могут удовлетворить.
В сфере транспортных коммуникаций всю работу нужно осуществлять в соответствии с Транспортной стратегией РК. Продолжить работу по обновлению и модернизации транспортного парка, созданию логистических центров управления грузовыми и пассажирскими потоками. Первый из них в городе Актобе будет открыт до конца первого полугодия. Нужно более эффективно использовать транзитный потенциал для дальнейшего экономического роста региона. Важной задачей региональной стратегии является обеспечение ускоренного выхода области во все республиканские и международные транспортные коридоры и др.
— Насколько увязано развитие области с решением социальных проблем?
— Я всегда подчеркиваю, что Актюбинская область имеет выгодное экономическое и географическое расположение. Это позволяет эффективно использовать для решения социальных проблем как собственный потенциал, так и возможности территориального и приграничного сотрудничества. Но этими возможностями нужно умело распоряжаться, в том числе и в новых условиях. Сегодня нужно создавать конкурентоспособную систему образования, переходить на современные принципы и стандарты организации сферы здравоохранения, кардинально улучшить среду обитания и условия жизни населения и т.д. Особенность в том, что территориальное развитие до 2020 г. требует от органов регионального управления осуществления реальной политики масштабных социальных изменений.
Только такой подход позволит кардинально изменить качество жизни населения территории. В развитых странах опора делается на увеличение численности среднего класса. К тому же это является показателем эффективности национального бизнеса и социального благополучия страны. Одновременно нужно продолжить борьбу с социальным иждивенчеством.
В прошлые годы государственная адресная социальная помощь в регионе постоянно сокращалась, численность бедных уменьшается, растет самозанятость. И в дальнейшем вижу единственное решение этой проблемы — в воспитании у населения стремления к ведению собственного хозяйства и созданию своего бизнеса. Новая идеология государственного развития предполагает адаптацию менталитета социального мышления и выработку адекватной системы общественных отношений.
Не секрет, что благодаря этому уровень общей безработицы в области снизился с 6,4 до 5,9 процента. Уверен, что при нынешнем, динамичном развитии экономики региона в 2015 году этот показатель снизится до 3,5 процента, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума не превысит 3 процентов. Практика показывает, что сегодня от качества регионального менеджмента во многом будет зависеть фактическое выполнение намеченных стратегических задач. И при этом важно не количество набранных инвестиционных проектов, а реальные результаты, которые будут достигнуты при их реализации.
Любое управление, в том числе и региональное, не может быть застывшим по своей форме, составу субъектов, целевым установкам, методам их достижения и т.д. Следовательно, сегодня, как и всегда, нужно находить новые формы воздействия на процессы, улучшать содержание и структуру управления, добиваться достижения поставленных целей, искать людей, которые понимают и воспринимают новые задачи.
Особенностью является и то, что региональное управление приобретает все более четко выраженный социальный характер и должно опираться на научно обоснованные подходы. Поэтому совершенствование качества регионального управления будет оставаться одним из основных условий реального продвижения в число конкурентоспособных государств мира, будущего расцвета Казахстана.
Беседовал Жубаныш БАЙГУРИНОВ