В этом году в систему государственной службы внесли большие изменения. Значительно сократилось количество политических госслужащих, остальные оказались разделенными на два корпуса — «А» и «Б». В конце мая завершилось тестирование претендентов в первый из них. Об итогах, а также о предстоящих выборах акимов сельских округов и городов районного значения рассказывает начальник управления Агентства РК по делам госслужбы Актюбинской области Нурлан Суюнбаев.
Итоги:
опыт не всегда
помогает
— Нурлан Болатович, прокомментируйте, пожалуйста, итоги прошедшего тестирования касательно нашего региона.
— От нашей области документы подали 55 человек. Трое не соответствовали квалификационным требованиям, поэтому к тестированию было допущено 52 кандидата, из которых 36 человек, или 69 процентов преодолели пороговое значение. Я считаю это неплохой результат, особенно если сравнивать с другими регионами. Что касается конкретных результатов, то меня самого они удивили. Опытные руководители, которые раньше спокойно проходили тестирование, его не сдали, и наоборот, те, от кого не ожидали высоких результатов, «выстрелили». Тот же Айбек Сагиев (аким Алгинского района. — прим. ред.) всегда набирал необходимое количество баллов, но в этот раз не смог.
— Насколько известно, из действующих госслужащих, чьи должности отнесены в корпус «А», только пятеро не прошли тестирование?
— Да, из них два акима района (Алгинского и Байганинского), а также трое членов ревизионной комиссии. Все остальные — это претенденты в кадровый резерв корпуса.
— Что будет с теми, кто не набрал достаточного количества баллов?
— Если говорить о вышеуказанных должностных лицах, то их дальнейшую судьбу решит руководство области. Они могут продолжать работу на прежних должностях, но до 26 сентября, когда истекает срок их полугодового индивидуального трудового договора, заключенного в марте. По решению акима или депутатов маслихата их могут освободить от занимаемого кресла досрочно. Вместе с тем хотелось бы отметить, что они достаточно опытные управленцы, особенно это касается районных акимов, имеющих приличный стаж государственной службы. Непопадание таких людей в корпус «А» в целом досадно, поэтому уверен, что руководство области найдет достойное применение их практическому опыту.
— Кстати, в прессе говорилось о том, что человек, не попавший в корпус «А», может стать политическим государственным служащим.
— Да, действительно закон не запрещает подобных рокировок, потому что они не уволены по отрицательным мотивам. Любой из числа не прошедших последнее тестирование может быть теоретически назначен на одну из политических должностей. Вообще назначение на политическую государственную должность основано на доверии вышестоящего руководства. В данном случае это главный критерий.
— А кто у нас в области является политическим госслужащим?
— Аким области, его заместители и глава областного центра.
Всего один балл…
— Как вы считаете, присутствовал ли фактор субъективизма в прошедшем тестировании? Если да, то насколько он повлиял на результаты?
— Скорее речь идет об излишнем волнении со стороны кандидатов. Где-то откровенно не повезло. Например, действующему госслужащему корпуса «А» из Актюбинской области (акиму Байганинского района. — прим. ред.) не хватило всего одного балла для прохождения тестирования. Более того, имеется пример, когда чиновник набрал 96 баллов из 100 возможных и не прошел тестирование!
— Интересно, как такое могло случиться?
— Тесты насчитывали сто вопросов по десяти законам. Для преодоления минимального порогового значения нужно было правильно ответить на семь вопросов из десяти, причем по каждому закону. Тот претендент по девяти законам набрал максимальное количество баллов, а по одному шесть, в итоге и не прошел.
— Кому-то, наоборот, всего один балл помог набрать пороговое значение…
— Совершенно верно. Я лично видел по выборкам, что многие из претендентов набирали по семь баллов, то есть минимальное пороговое значение.
— И вы считаете такую систему справедливой?
— На самом деле это очень справедливый порядок. Все вопросы были сформулированы из действующих законов. Тем более 70 процентов порога — не такой уж и высокий. Тесты показали необходимость умещать практику с теорией. Госслужащие однозначно должны знать законы. С другой стороны, как отметил Алихан Байменов, реформа дала возможность попасть в поле зрения руководства областей тем, кому раньше в силу специфики сделать это было сложно. Еще одним дополнительным фактом, подтверждающим справедливость прошедшего тестирования, говорит и то, что его не прошли и некоторые должностные лица нашего Агентства, включая и региональных руководителей.
— Нурлан Болатович, что будет с теми, кто попал в кадровый резерв корпуса «А», каково их будущее и какое время они там могут находиться?
— Те, кто попал в кадровый резерв, могут находиться в нем два года, точнее, не более двух лет. В течение этого времени им будет предложена одна из должностей корпуса «А». Они вправе согласиться или отказаться. В последнем случае резервисты будут исключаться из кадрового резерва по истечении двух лет. С теми, кто даст свое согласие, будут заключаться индивидуальные трудовые договоры сроком на четыре года. При этом ежегодно будет проводиться оценка эффективности его деятельности. Если она будет положительной, то может быть предложен еще один четырехлетний договор. После чего обязательна ротация.
— Если у человека не получилось попасть в корпус «А» с первой попытки, то может ли он ее повторить или нет?
— Повторить, безусловно, может. Но я пока не знаю, когда это будет, потому что решение о периодичности набора в элитный корпус госслужбы прерогатива Национальной комиссии во главе с руководителем Администрации Президента РК. Могу только предположить, что не ранее года с момента окончания последнего набора. Все будет зависеть от сменяемости кадров.
Ответы
нельзя купить
— В чем принципиальное различие в вопросах прошедшего тестирования и тех, что вывешены на сайте Агентства?
— Честно говоря, на сайте устаревшие вопросы. На прошедшем тестировании их изменили, добавили новые. Единственное могу сказать, что все вопросы были в рамках действующих законов. А чтобы у претендентов не возникало соблазна «купить» ответы, вопросы загрузили в базу за день до начала тестирования.
— Мне довелось поговорить с теми, кто прошел тестирование, и они сказали, что вопросы были с «подковыркой», то есть правильные ответы были похожи друг на друга.
— Да, я сам участвовал в тестировании, поэтому могу сказать, что вопросы были нелегкими. Чтобы набрать баллы, нужно было знать закон, необязательно наизусть. Ведь ответ на любой вопрос в тестировании вытекал из логики закона.
Сельские акимы идут на выборы
— Совсем скоро, в августе, стартуют выборы акимов сельских округов и городов районного значения. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Предстоящие выборы — это один из элементов широкого вовлечения местного населения в управление государством. Согласно Конституции, единственным источником государственной власти является народ. Сельских акимов теперь будут избирать депутаты районных (городского) маслихатов. Это значит, что жители той или иной административно-территориальной единицы могут влиять на выборы и надлежащую работу акимов. Народные избранники при принятии решений будут учитывать мнение граждан. Кроме того, акимы округов будут регулярно отчитываться на сходах жителей о проводимой работе.
— Изменится ли в корне работа акимов?
— Они станут более самостоятельными, получат в управление некоторые объекты коммунальной собственности, расположенные на территории округа. У них появится свой бюджет, который будет пополняться из разных источников, в том числе и посредством доходов от использования объектов коммунальной собственности, а также добровольных пожертвований граждан. При управлении ими (распределении средств. — прим. ред.) аким обязан прислушиваться к мнению жителей.
— Как вы считаете, произойдет ли смена хотя бы части корпуса сельских акимов после выборов?
— Однозначно произойдет. Хотя бы потому, что не у всех действующих акимов сельских округов есть высшее образование. С другой стороны, привлечение новых управленцев, чьи кандидатуры будут согласовываться на сходах местных жителей, повысит конкурентоспособность кадров, а это в свою очередь улучшит эффективность деятельности аппаратов сельских (город-ских) округов.
Асхат КАЛЖАНОВ