Интернет-мошенники придумывают все новые схемы обмана. Это якобы инвестиции в зарубежные компании, покупка криптовалюты и ценных бумаг на бирже, переводы на «безопасные счета». Теперь еще и замена или поверка приборов учета электроэнергии.
Прежде всего стоит отметить, что с начала этого года по 21 мая включительно зарегистрировано 405 уголовных дел по фактам интернет-мошенничества против 364 за аналогичный период прошлого года. Общий ущерб, нанесенный актюбинцам кибераферистами, составил 960 миллионов тенге. Просто вдумайтесь в эти цифры!
Старые схемы с новыми фишками
До сих пор одним из распространенных видов интернет-мошенничества является приобретение товаров и услуг. Но если раньше подобные преступления совершались с использованием сайтов OLX.kz, kolesa.kz, krisha.kz или satu.kz, то сейчас мошенники активизировались в соцсети Instаgram.
Еще одна облюбованная схема – мошенники представляются работниками службы безопасности банка. Жертве сообщается, что по карте якобы совершена подозрительная операция, под предлогом спасения денежных средств они заставляют клиента совершить ряд действий, например, перевести деньги на якобы безопасный счет.
Теперь новая фишка: аферисты представляются сотрудниками энергоснабжающей организации с настойчивой просьбой поверить или поменять измерительное устройство. А далее все по уже отработанному алгоритму, чтобы украсть деньги потерпевшего.
– Самая актуальная проблема на сегодня – потерпевшим, простым нашим гражданам, звонят аферисты и представляются сотрудниками ТОО «Энергосистема» и говорят: «Вам необходимо поменять счетчик. Сейчас на ваш сотовый телефон придет SMS-сообщение с кодом, который вы нам должны продиктовать». В случае отказа от поверки или замены счетчиков мошенники пугают существенным увеличением платежей за коммунальные расходы. Иногда говорят о штрафах, которых в законодательстве не существует. Приходит SMS с номера 1414. Ничего не подозревающий человек тут же диктует код. А дальше через пару минут ему перезванивает уже другой «специалист» и представляется сотрудником службы безопасности банка, либо «Киберпола», либо КНБ и говорит: «Вы продиктовали код мошенникам. Они на вас уже оформляют кредиты. Чтобы этого избежать, вам нужно пройти в такие-то банки и оформить зеркальный кредит».
Потерпевший даже не знает, где находятся эти отделения банков. Тогда мошенник диктует тому адреса финансовых учреждений. Далее указывает, через какие терминалы следует перевести средства на безопасный счет, – говорит начальник управления противодействия киберпреступности ДП области Махамбет Садыков.
По его словам, мошенники заверяют жертву: все это нужно, чтобы сохранить деньги, потом они вернутся. Чего, естественно, не происходит.
А вот свежий пример. В этом месяце 37-летнему жителю Актобе позвонили неизвестные через мессенджер WhatsApp. Один из
злоумышленников представился сотрудником компании «Энергосистема» и под предлогом проверки данных запросил SMS-код, поступивший на телефон мужчины.
Затем последовал еще один звонок – уже от лица «сотрудника «Киберполиции». Алгоритм тот же: аферисты якобы оформляют кредит, и, чтобы избежать потери денег, ему необходимо получить, как указывалось выше, зеркальный заем и перевести средства на безопасный счет.
Поверив мошенникам, актюбинец оформил несколько кредитов в различных банках и под диктовку злоумышленников перевел через мобильное приложение банка в общей сложности 16 миллионов тенге на неизвестные счета.
1 558 955 527
тенге потеряли актюбинцы от действий кибераферистов в 2024 году
«Какие-то подозрительные транзакции прошли по вашим счетам»
Начальник следствия городского УП Галина Стырличук приводит такой случай. В пятницу 23 мая, в половине десятого вечера, в управление приходит женщина, рыдает и говорит, что с 19 по 21 мая она передала мошенникам 4,5 миллиона тенге. Аферисты ей позвонили, сказав, что по ее счетам прошли какие-то странные и подозрительные операции. Они, скорее всего, осуществлены незаконно. С целью предотвращения хищения средств женщине необходимо очень быстро эти деньги положить на 11 счетов.
– Потерпевшая три дня ходила по отделениям банков второго уровня, искала по городу терминалы и переводила через них деньги. Это были средства женщины, лежавшие на депозите. Тут же я захожу в систему «Антифрод», введенную 22 июля прошлого года, но деньги уже переведены и выведены на другие счета другого банка. То есть с одного БВУ они в течение короткого времени переводятся по цепочке банков, чтобы труднее было их отследить, – продолжает Галина Стырличук.
Потерпевшим дается разъяснение, что они в гражданском порядке имеют право обратиться в суд по 953 статье ГК РК «Обязанность возвратить неосновательное обогащение» в отношении дроппера, который передал третьим лицам свою банковскую карту. Так в полиции помогают потерпевшим, предоставляют услуги юриста, потому что самостоятельно пострадавшие граждане не смогут защитить себя. Иски подаются неправильно, неверно оформляются документы, поэтому банки отказываются принимать претензии.
Простые правила чтобы уберечь себя и свои деньги от финансовых мошенников, следует помнить:
• никогда, ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому пароли, коды или иные конфиденциальные данные, используемые для подтверждения платежей (смс-пароли, трехзначные CVV-коды, пин-коды и др.);
• никому не передавайте удостоверение личности или паспорт, не публикуйте в социальных сетях фотографии идентификационного документа и не рассылайте их третьим лицам посредством мессенджеров (WhatsApp, Telegram и другие);
• не стоит проходить регистрацию на подозрительных интернет-ресурсах и передавать таким образом неизвестным лицам свои личные данные;
• не переходите по сомнительным ссылкам в письмах по электронной почте и SMS-сообщениях. Лучше их сразу удалите и заблокируйте отправителя;
• нужно быть осторожным также на сайтах частных объявлений, где мошенники могут выступать не только в роли продавцов, но и покупателей. Необходимо обязательно обратить внимание на домен сайта. Адрес должен начинаться с https://, а не с http://;
• если вы сомневаетесь, является ли сайт или страница организации фейковой, свяжитесь с этой организацией и уточните информацию, особенно если вы собираетесь совершить платежи в системе интернет-банкинга. Позвоните в банк и уточните информацию;
• не принимайте участие в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется предоставить персональную информацию;
• если вы собираетесь совершить онлайн-покупку, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину, и заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в интернете;
• подключите сервис sms-уведомлений или Push-уведомлений к своим платежным картам, чтобы видеть все свои транзакции;
• не скачивайте через интернет приложение HopToDesk, AnyDesk и другие программы удаленного доступа и не переходите по сомнительным ссылкам;
• никогда не отключайте функцию 3D-Secure на своей платежной карте.
Мошенники – хорошие психологи
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости, чувства в своих корыстных интересах. К примеру, почему аферистами используется SMS с номера 1414 – единого контакт-центра egov.kz? Мошенники не случайно его выбрали, так как казахстанцы давно доверяют ему. Доверчивые граждане диктуют номер кода, пришедшего SMS-сообщением, и «оператор» дальше начинает раскручивать свою жертву. Например, что якобы в системе он увидел попытку оформления кредита и сейчас определит, в каком банке и на какую сумму пытаются это сделать мошенники.
После того как потенциальный потерпевший продиктует код мошеннику, на следующем этапе ему звонят якобы из КНБ, СБ банка, и начинается его психологическая обработка. Как правило, жертве под видом проведения спецоперации запрещается обращаться в полицию и даже рассказывать об этом родственникам и близким, аргументируя тем, что информация строго конфиденциальна и даже задействованы силовые органы, которые в случае разглашения разговоров могут привлечь их как соучастников и заведут на них уголовное дело. Вследствие чего, как говорится, поезд уже ушел.
Стоит отметить, когда на человека начинают давить в первые пару минут, он может просто потеряться. Кто-то понимает, что происходит что-то не так. Но многие идут на поводу у мошенников.
Дроппер – от английского drop, что в переводе означает «сбрасывать» или «передавать». Преступникам важно замести следы, а значит, использовать счета не на свое имя. Дроппер – это человек, которого используют как инструмент для обналичивания украденных денег.
Махамбет Садыков приводит еще пример.
– С прошлого года расследуется уголовное дело по факту интернет-мошенничества. Потерпевшая от действий кибераферистов потеряла семь миллионов тенге. Она приходит к следователю и дает какие-то показания. Начинаю разбираться, подключила юристов, чтобы оказать помощь для поддержки потерпевшей в отношении дропперов. Но тут выясняются совершенно другие обстоятельства. На что женщина отвечает, мол, мне же они сказали никому не говорить. Получается, потерпевшая пишет заявление в отношении мошенников, но следователю не говорит четкие подробности своего дела. Значит, она вводит следственные и органы судебного расследования в заблуждение.
Усиление мер безопасности
на портале egov.kz
Раньше мошенники сначала находили ИИН и личный номер телефона потенциального потерпевшего, затем заходили на электронный портал egov.kz и подавали заявление на электронные услуги от его имени. В это время ему приходил SMS-код с номера 1414. Но уже с середины марта на портал egov.kz можно войти только с помощью QR-кода через специальное приложение на смартфоне или ЭЦП.)
Что еще используют аферисты в своем арсенале?
Как информирует АО «Казпочта», в казахстанском сегменте сети интернет активизировались мошенники, предлагающие получить услуги национального почтового оператора через фальшивые сайты и платформы. Жертвами, как правило, становятся авторы частных объявлений о продаже на различных сайтах. Покупатель-мошенник якобы готов купить товар, что называется, не глядя, потому что некогда, находится в другом городе, сидит с маленьким ребенком и так далее. Оплатить покупку или заказать доставку обещает через «Казпочту».
Жертву перенаправляют на сайт со схожим адресом и дизайном. Человеку, перешедшему по фальшивой ссылке, предлагается заполнить форму и указать реквизиты своей платежной банковской карты, включая CVV-код (на обратной стороне платежной карты), якобы для перевода на карточку оплаты за товар. На самом же деле происходит обратное: злоумышленники снимают денежные средства, используя полученные данные
банковской карты.
Звонят лжесотрудники компаний сотовой связи с уведомлением, что необходимо продлить срок действия sim-карты. Иначе номер будет заблокирован без права восстановления. Хотя, если вы пользуетесь своей sim-картой, ее действие бессрочно. При этом ни сотрудники сотовой компании, ни банка, ни силовых структур никогда не будут звонить с требованием передать какие-то личные данные или реквизиты платежных карт.
Мошенники также «сдают» в аренду квартиры. Выкладывают фото в соцсетях или на тех же сайтах OLX.kz, krisha.kz или satu.kz. Просят перечислить деньги и говорят, мол, приедете по такому адресу и заберете ключи. На этом все заканчивается. Еще хиты сезона – подготовка дипломной работы и обучение онлайн – очередная афера. Трудо- устройство и другие виды афер – старые песни о главном.
Потеря капитала
Инвестиции или же преумножение капитала. 77-летнему пенсионеру через WhatsApp позвонили злоумышленники, представившись сотрудниками онлайн-платформы. Они убедили жертву инвестировать средства на данной платформе, обещая высокие доходы. Мошенники убедили потерпевшего перевести крупную сумму денег — более трех миллионов тенге. После перевода средств связь с ними прекратилась, а обещанный доход так и не поступил. Кроме того, через несколько дней с потерпевшим связался неизвестный, преставившись юристом, и под предлогом помощи в возврате денег от мошенничества завладел денежными средствами в сумме более пяти миллионов тенге. В итоге общий ущерб, понесенный пенсионером, составил более
девяти миллионов тенге.
«Срочно продайте квартиру и возьмите кредит!»
В основном на удочку кибермошенников попадаются пенсионеры. Как правило, алгоритмы обмана одни и те же. Но все же будет полезно рассказать о некоторых случаях нашим читателям, так сказать, привести печальные факты.
Например, уже с начала этого года некоторые актюбинцы лишились не только своих кровных, но еще и взяли внушительные суммы в кредит, оформив несколько займов в разных банках, а деньги перевели аферистам. Данные предоставлены департаментом полиции.
√ Обманом и запугиванием аферисты заставили пострадавшего занять деньги сразу в нескольких банках и перевести их дропперам. Они убедили потерпевшего в том, что его данные использовались для оформления кредитов, и для их отмены он должен срочно перевести деньги на безопасный счет. Мошенники использовали элемент страха и неотложности, чтобы мужчина не успел понять, что его обманывают. Таким образом он оформил кредит на 17 миллионов тенге в четырех банках, которые позже были переведены на счета преступников.
√ Потерпевшему на сотовый телефон посредством WhatsApp позвонил неизвестный и сообщил, что он выиграл 1,5 миллиона тенге, но для их получения необходимо заплатить комиссию в сумме 25 тысяч тенге. Причем на… баланс телефона, указанного звонившим, что никак не смутило обрадованного потерпевшего. Далее в ходе переписки звонивший требовал еще перевести несколькими траншами по 25, а затем по 50 тысяч тенге. В итоге потерпевший лишился 350 тысяч тенге.
√ Некто позвонил потерпевшей по WhatsApp и представился президентом программы «Болашак». Он сообщил, что она числится в списке лиц, подлежащих проверке на возможность совершения мошеннических действий, и ей необходимо переговорить якобы с сотрудником КНБ. Лжесотрудник вскоре связался с женщиной. Он сообщил, что неизвестные лица пытаются совершить мошеннические действия с использованием ее счетов, и для их предотвращения необходимо провести все действия по инструкции.
Таким образом, аферисты, злоупотребляя доверием, заставили продать две квартиры и автомашину. Вырученные средства, а это более 53 миллионов тенге, потерпевшая перевела на счет мошенников.
√ На телефон пенсионера, опять же на WhatsАpp, позвонил неизвестный, представился сотрудником АО «Трансэнерго». Он сообщил, что необходимо заменить электросчетчик, и для бесплатной замены требуется продиктовать СМС, поступившее с номера 1414.
Далее мужчине позвонил якобы сотрудник банка, который сообщил, что мошенники оформляют кредит на его имя, и, чтобы предотвратить этот шаг, ему позвонят сотрудники полиции. Лжеследователь сообщил, что с ним вновь свяжется менеджер банка, условия которого необходимо выполнить. В конечном итоге потерпевший перевел на «безопасный счет» более двух миллионов тенге.
√ 29-летняя жительница Актобе познакомилась с молодым человеком на одном из сайтов знакомств. Общение продолжилось в мессенджере Telegram, где собеседник предложил заняться инвестициями в цифровые активы и куплей-продажей валют на бирже. Доверившись новому знакомому, женщина инвестировала более двух миллионов тенге, часть из которых были личными сбережениями, а остальную сумму она оформила в кредит.
√ Еще случай интернет-мошенничества, жертвой которого стал пенсионер. Злоумышленник, представившись менеджером зарубежной компании Industrial Trading, вышел на связь с потерпевшим через видеоплатформу YouTube, а затем продолжил общение через мессенджер WhatsApp. Под предлогом инвестиций, покупки иностранной валюты и последующего вывода средств в тенге мошенник обманным путем завладел денежными средствами пенсионера на общую сумму более 4,7 миллиона тенге. Деньги были переведены через мобильное приложение на несколько различных счетов.
785 фактов
интернет-мошенничества
зафиксировано в 2024 году
Полиция напоминает гражданам о необходимости быть бдительными и настоятельно рекомендует не доверять подозрительным звонкам, не раскрывать личную информацию и немедленно сообщать о случаях мошенничества в полицию. К тому же необходимо критически оценивать поступающую информацию. Как говорится, включать голову.
Если разбирать приведенные два факта, то здесь сразу налицо нестыковки. С какого перепуга президент программы «Болашак» занимается вопросами, находящимися в юрисдикции МВД и КНБ? К тому же нет никакого президента программы «Болашак», а есть ее администратор, причем это юридическое лицо.
Далее, АО «Трансэнерго» уже нет несколько лет – в результате его слияния с «Акбулак» появилось АО «Aqtobe su-energy group». К тому же данная компания не имеет никакого отношения к замене электросчетчиков и поставкам электроэнергии.
Как в свое время говаривал известный сатирик Михаил Жванецкий: «Тщательнее надо, ребята, тщательнее!».
Владимир БУРЬЯНОВ