Подготовка к новогодним праздникам в разгаре. Вместе с домашними застольями предстоят встречи в дружеских компаниях, многие рады отдохнуть в кругу коллег.
Тема эта была затронута и в ходе встречи уполномоченной по этике акимата области Ризагуль Омаровой в филиале Академии государственного управления при Президенте РК. На этот раз на курсы повышения квалификации съехались впервые поступившие на службу и назначенные на руководящую должность молодые сотрудники районных отделов налогового управления и департамента статистики.
– Почему нам нельзя ходить на тои, веселиться в ресторанах и кафе? Скоро Новый год, а мы не можем погулять, как другие коллективы, – с долей обиды обратилась к лектору одна из слушательниц.
– Действительно, в эти дни участились звонки по поводу корпоративов. Со своей стороны мы однозначно рекомендуем не устраивать их на рабочем месте, не собирать на эти цели какие-то суммы. Для этого есть профсоюз, который и должен позаботиться, как достойно встретить праздник, в каком контексте провести мероприятие. Запретить не можем, все же лучше отказаться от корпоративов, чтобы это завтра не вызвало резонанса со стороны общества или определенных лиц, – ответила на вопрос уполномоченная по этике.
Думается, такой совет возник не на пустом месте. Ведь еще в памяти видеозаписи с бесшабашным поведением тех, кто отрывался по полной от напряженных рабочих будней в различного рода увеселительных заведениях, и что вполне справедливо вызывало возмущение, а порой и насмешки свидетелей разгула.
Ризагуль Омарова все же уверена, что такую картину сейчас встретить невозможно. Ей приходится время от времени сталкиваться с заявлениями о недостойном поведении госслужащих, и не только на отдыхе, но зачастую они не подтверждаются. И хотя кафе, рестораны и другие торжества среди родных и друзей не запрещены, с небольшим опережением радостного события заранее рассылаются в организации письма-напоминания о необходимости соблюдать нормы этики. Тема, как правило, актуальна для молодых, которые еще не прониклись системой, не совсем правильно понимают всю ответственность, возложенную на них.
– Запретов нет, другой вопрос – ваше поведение, – вновь был сделан акцент для аудитории.
Еще на подобных встречах молодежь просит объяснить, чем отличается деловой стиль одежды от офисного. Нигде четко не расписаны эти моменты, потому в акимате области разработали специальные требования к тому, что входит в понятие «делового стиля», что можно и что нельзя носить на работу. Кстати, аккуратная деловая одежда влияет на карьерный рост, замечает Ризагуль Мырзагалиевна из собственного опыта. На ее взгляд, у людей, приступивших к работе в советский период, соблюдение определенных требований давно в крови, поэтому проблем с ними не возникает. Юноши и девушки предпочитают свободный вариант, ищут возможность хоть пару дней в неделю появиться в офисе в неофициальной одежде – футболках, джинсах или шортах. Им объясняют ограничения, иначе чем госслужащие будут отличаться от посетителей и каково будет отношение населения к ним? Определенная одежда сразу предполагает соответствующую дисциплину.
Следующая тема частых обсуждений – сувениры в кабинетах. В связи с этим вспоминаются чиновники на фоне китайских символов процветания. Несколько лет назад редко фото рабочего места чиновников обходилось без вееров, драконов. Но Ризагуль Омарова делает акцент на подарках в честь какого-либо праздника, повышения в должности. Здесь тоже существуют некоторые ограничения. Во-первых, не следует собирать деньги у коллег, подчиненных, опять-таки для этого есть профсоюз, который, согласно коллективному договору, при необходимости выделяет определенную сумму. Второе, посторонний, попадая в рабочий кабинет, сразу оценивает, что возможно или нельзя купить на собственные деньги. Вместо этого рекомендуется вывешивать на стенах сертификаты о повышении квалификации, документы, подтверждающие профессиональный уровень госслужащего.
– Цветы в кабинетах уместны, если недорогие и по карману госслужащего. К примеру, я с удовольствием выращиваю растения в кабинете, меня они радуют, а в стрессовой ситуации успокаивают, – делится уполномоченная по этике.
Разговор продолжился вне филиала Академии госуправления. Ризагуль Мырзагалиевна отметила нарушения, характерные для региона – правил дорожного движения, а именно превышение скорости автомобиля, игнорирование знаков, ремня безопасности:
– Мы сразу предупреждаем: все начинается с мелочи. Сегодня ты проехал на красный свет светофора, но в следующий раз подобная ситуация может оказаться печальной и для вас, и для других людей. Отрадно, что за последние три года не имеем фактов, когда госслужащий сел за руль в нетрезвом состоянии. Таковых ждет строгое наказание, вплоть до увольнения. Человек должен помнить: сел пьяным за руль, останется без работы. А за нарушителем – семья, кредиты, потеря авторитета в обществе. Нужно всегда помнить об этом.
По поводу претензий со стороны населения объясняет, что сталкиваются со случаями некорректного поведения госслужащих, но когда начинают разбираться, выясняется, не все авторы жалоб правильно понимают, в чем заключается нарушение норм Этического кодекса.
– Мы сразу проводим служебное расследование, берем объяснительные. Иногда бывает так, что не смотришь в глаза собеседника, потому что записываешь сказанное, и это уже возмущает его, – продолжает она.
К примеру, человек пришел с обращением или заявлением, заранее желая решить вопрос в обход закона, когда ему это не удается, начинает выходить из себя. Естественно, служащий вынужден реагировать на неадекватное поведение. Опытному удается сдержать себя и предложить обратиться по адресу, в соответствующий орган. Такое предложение обиженным посетителем воспринимается порой как нарушение этики.
Периодически служащих проверяют с профилактической целью по телефону. На стрессоустойчивость отслеживается реакция на звонок, обращение. Ведь многие люди приходят в акимат, как в последнюю инстанцию, пройдя все другие этапы, не получив правильного ответа или решения проблемы. Человеку, хорошо разбирающемуся в бюрократической системе, легче сориентировать и максимально понятно объяснить посетителю, даже если он пришел не в тот госорган, куда именно следует обратиться. Еще лучше будет, если прежде предупредит коллегу о предстоящем визите либо проводит пришедшего, если офисы находятся в одном здании. В этом тоже заключается открытость со стороны государственных органов – гражданин должен осознать, что небезразличен для госслужбы.
– Каждый на своем месте должен вносить лепту в общее дело, всегда повторяю: государственная служба – это ответственность и проявление разумной инициативы. Нужно стараться максимально помочь обратившемуся, его проблема не только личная, но и соответствующего госоргана. Такое восприятие своей работы, отношение к людям формирует имидж государственной службы. К примеру, в Маржанбулакском сельском округе ко мне обратился парень по поводу выдачи земельного участка. Переговорили с Алгинским районным акиматом, стало ясно, что комиссия не совсем правильно поняла запрос, сравнили нормативно-правовые акты, на которые ссылались сотрудники райотдела, сделали запрос в министерство. Разобрались в обращении, вопрос исчерпан, – привела пример Омарова. – Такая деталь: есть молодежь, которая только пришла на госслужбу, она еще не уверена в себе, возможно, стесняется, поэтому предлагаю руководителю выходить к посетителям. У опытного больше профессионализма в этом плане. Но встречаются несдержанные люди, которые могут в пылу своих проблем переходить на личности, на оскорбления. Всякое бывает. Иногда специально провоцируют на срыв служащего, еще и записывают встречу на смартфон. Люди возмущаются, когда не получают конкретный ответ на свой запрос. Бывает, чиновник необоснованно обещает помощь, но, когда доходит до дела, возникает ситуация, которая расходится с законом, и отрицательный ответ вызывает возмущение. Отсюда рекомендация: всегда быть честным с первой минуты общения. Не бояться сразу отказать людям, признать, что иначе возникает коррупционное поле, за что следует серьезное наказание.
В заключение Ризагуль Омарова поделилась еще одной веской проблемой:
– Много вопросов возникает по графику рабочего времени госслужащего. Выход видим в переходе на гибкий график. Как вариант, за счет сокращения обеденного перерыва. Например, если мы начинаем работать с 9.00, обед длится полтора часа, то его можно сократить до 30 минут, что позволит выйти с работы на час раньше. Если три года назад по такому принципу в акимате работали 25 человек, то на ноябрь этого года уже 65. В основном это те, кто имеет маленьких детей, живет далеко и вынужден добираться до дома общественным транспортом с пересадками.
Так, от праздничного настроя мы незаметно переключились к будничным реалиям работников госструктур.
Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото из личного архива Ризагуль Омаровой