Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Европейские стандарты в наших реалиях

С 1 июля в Казахстане вводится новый экологический стандарт для автомобилей — Евро-4. Он придет на смену предыдущему Евро-3 и запретит ввоз в нашу страну машин старше 2005 года выпуска. Чем обернется новшество для простых казахстанцев?

Таможня не дает добро

— Для ввозимых на территорию РК автотранспортных средств с 1 июля 2013 года вводится экологический класс-4 или Евро-4. Таким образом, с этого периода запрещены ввоз и регистрация автомобилей старше 2005 года выпуска. Этот же экологический класс, но для автотранспортных средств, производимых в Республике Казахстан, вводится с 1 января 2014 года, — говорит начальник управления организации таможенного контроля областного ДТК Максат Кувандыков.

Но эта мера не касается стран, входящих в Таможенный союз. Иными словами, любой актюбинец может поехать, допустим, во Владивосток, пригнать оттуда уже зарегистрированную иномарку, старше 2005 года выпуска, и спокойно ездить на ней. То же самое относится и к Казахстану. Более того, к Евро-4 мы пришли самыми последними. Беларусь и Россия перешли к четвертому экологическому классу раньше нас.

 

Цены

не повысятся

Главный вопрос, который интересует большинство автолюбителей — не вырастут ли цены на «железных коней» в связи с предстоящей реформой?

По мнению Максата Кувандыкова, большого скачка цен не будет. Главная причина – насыщенность казахстанского авторынка.

— Сегодня автомобилей в Казахстане хватает. Их в свое время завезли с запасом. С другой стороны, теперь в нашу страну перестанут ввозить откровенный хлам вроде стареньких «опелей», — отмечает специалист.

Еще одним немаловажным фактором является то, что рынок заполнен и в странах Таможенного союза, откуда без препятствий можно завозить автомобили для личного пользования или продажи.

— С увеличением ввозных пошлин многие граждане, зарабатывавшие на жизнь перегоном машин с последующей перепродажей, переключились с Западной Европы на Беларусь. Именно туда в свое время было завезено довольно большое количество подержанных иномарок, — пояснил таможенник.

 

Лишь бы не было ажиотажа…

Перегонщик автомобилей Дамир высказывает мнение аналогичное тому, что мы услышали в ДТК. Он также считает, что переход к стандарту Евро-4, безусловно, скажется на цене автомобилей, но резкого скачка не последует.

— Первая причина — это относительно недавний переход к стандарту Евро-3. Согласно ему, часть ввозимых авто не должна была быть старше 2001-2002 годов выпуска. Вторая причина то, что автомобильный рынок в Казахстане в принципе заполнен. К тому же появился слой обеспеченных людей, имеющих возможность купить себе новую дорогую иномарку. Поэтому резкого скачка цен не прогнозирую. Единственное, что может сказаться на ценах – излишний ажиотаж со стороны самих продавцов и покупателей.

Также, добавил он, постепенно развивается отечественная автомобильная промышленность. Увеличился объем выпуска казахстанских автомобилей, которые, в целом, пусть и ненамного, но дешевле зарубежных аналогов. Они обязательно займут свою нишу среди простых казахстанцев.

— Мы будем и дальше пригонять машины из других городов Казахстана или Беларуси. При необходимости по желанию клиента мы можем перегнать иномарку, соответствующую новым требованиям. Только, естественно, все расходы, связанные с покупкой автомобиля, его растаможкой и оплатой нашей работы он берет на себя, — признался Дамир.

 

Бензин:

переходный

период

Вслед за повышением требования к качеству двигателей сгорания, не за горами усиление требований к производителям (переработчикам) топлива. Согласно техрегламенту Евразийской экономической комиссии (Таможенного союза) на сегодняшний день в Казахстане разрешен выпуск и обращение дизельного топлива класса Евро-2. А в Таможенном союзе дизтопливо класса Евро-2 уже находится под запретом, но, как пояснили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии, для нашей страны установили переходный период.

— «Топливный» технический регламент Таможенного союза вступил в силу с 31 декабря 2012 года. Обращение топлива класса К2 (Евро-2) на единой таможенной территории не допускается. На территории Республики Казахстан запрет вступит с 1 января 2014 года, — подчеркнул сотрудник пресс-службы ЕЭК по техническому регулированию Сергей Цыпленков.

Что касается плюсов и минусов для Казахстана, то, как отметил Цыпленков, первых несоизмеримо больше.

— Если говорить о топливе – производство и выпуск топлива более высокого экологического класса позволит повысить техническое оснащение нефтеперерабатывающих заводов и, как следствие, в разы увеличить качество и количество выпускаемого топлива (меньше сырья будет уходить в мазут, битум и т.д.). Единственный минус: на перевооружение требуются серьезные первоначальные вложения, поэтому возможны простои НПЗ.

 

Готовы ли НПЗ?

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и вспомнить опыт России. В соседней стране еще в 2008 году хотели ввести экологический класс топлива Евро-3. Однако по просьбам владельцев НПЗ данный стандарт был перенесен на начало 2011 года, а следующий, Евро-4, уже планировался на 2012 год. И если первый стандарт тогда ввести все же попытались, то до Евро-4 дело вообще не дошло, поскольку весной 2011-го стало понятно, что перерабатывающих мощностей России не хватит, чтобы обеспечить всех потребителей качественным топливом. В мае страну накрыл бензиновый кризис. Сроки введения техрегламента были срочно отменены и вновь перенесены, уже с большим интервалом для следующего стандарта (два-три года), а компании обязали модернизировать свои НПЗ.

На территории Казахстана имеются три крупных нефтеперерабатывающих завода: Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Все они также должны будут модернизировать свое производство в соответствии с современными требованиями.

Нам удалось связаться с представителем ближайшего к Актобе НПЗ, Атырауского, и задать пару вопросов. Главный технолог ТОО «Атырауский НПЗ» Еркен Сулейменов, комментируя сложившуюся ситуацию, отметил, что пока в Казахстане можно производить уже запрещенные в РФ и РБ отдельные виды топлива:

— В первую очередь это относится к дизтопливу Евро-2. Правда, до 1 января 2014 года. Бензин класса Евро-3 мы можем выпускать до 31 декабря 2015 года, тогда как в других странах Таможенного союза его производство закончится годом ранее. Примерно в 2016 году все показатели унифицируются.

 

Самые популярные модели автомобилей среди актюбинцев:

1. «Опель Вектра»

2. «Тойота Камри»

3. «Фольксваген Пассат»

4. «ДЭУ Нексия»

5. «ВАЗ 21014»

По данным опроса корреспондентов «АВ» на авторынке Актобе.

 

Евро-4 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Введен в Евросоюзе в 2005 году в качестве замены предыдущему стандарту — Евро-3. В 2009 году заменен на новый стандарт — Евро-5. С 2015 в ЕС планируется ввод стандарта Евро-6.

 

Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"