Дорожники закрыли строительный сезон. Что сделано летом и что ждет водителей предстоящей зимой?
Об этом и не только читайте в нашей Главной теме.
55,6 миллиарда тенге на 730 км
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в регионе составляет 6 309 км. Из них 1 869 км республиканского, 1 262,5 км областного и 3 177,5 км районного значения. По данным управления автомобильных дорог и пассажирского транспорта, в нынешнем году предусмотрена реализация 181 проекта, в том числе 11 — по республиканским автодорогам, 170 — по дорогам местного значения и улично-дорожной сети.
– При выполнении этого объема работ освоено 55,6 миллиарда тенге, 22 миллиарда из которых выделено на дороги республиканского значения, – уточнил руководитель управления Айбек Кайер. – На эти средства отремонтировано и построено 730 километров дорог, 128 километров из которых – республиканские. В результате доля автодорог в хорошем и удовлетворительном состоянии составляет 75,8 процента при плане 74.
По данным Актюбинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол», из дорог республиканского значения средний ремонт сделан на шести объектах. Среди них можно выделить участок Кандыагаш – Эмба – Шалкар – Иргиз. Подрядная организация «Ассана-ДорСтрой» вместе с субподрядчиком «Жалаугер-НС» на 20 километрах от Шалкара проложила основу и нижний слой асфальтобетона. Недалеко от села Кобда и еще в двух местах в направлении ЗКО — водопропускное сооружение.
Один из самых печально известных участков Актобе – Хромтау – Карабутак подлежал текущему ремонту. За дополнительно выделенные средства здесь заасфальтировали 8 км возле села Дон, 11,8 и 4,6 км – до Богетсая, а также отремонтировали некоторые отрезки до Хромтау. В филиале Национальной компании признают: асфальт здесь настолько изношен, что временные меры общую ситуацию не спасут.
Обновление трассы от Актобе до Улгайсына до первой технической категории начнется только со следующего года. На реконструкцию трассы до Улгайсына потребуется не менее 560 млрд тенге.
За сезон эксперты Национального центра качества дорожных активов проверили 196 объектов. За 868 выездов специалисты передвижной лаборатории выявили 296 дефектов, 107 из которых устранены. Из 3 070 отобранных проб не отвечают требованиям 812. По городским улицам из 42 выявленных дефектов устранены только 9. Из 441 отобранной пробы не отвечали требованиям 64.
В Токмансай – по бетону
В числе последних сезон закрыли строители, занятые на реконструкции трассы Актобе – Кандыагаш протяженностью 89 км. Напомним, ее строят две компании: до Тамды Алгинского района (11-52 км) – ТОО «Сине Мидас Строй» (Турция) и далее актюбинская «Ассана-ДорСтрой» (52-100 км).
Как сообщил директор АФ АО «НК «КазАвтоЖол» Айбол Данагул, целое лето компании работали над тем, чтобы транспорт двигался по асфальту, поэтому закрывали мосты, а также разрывы, где проложен магистральный газопровод. Всего до Кандыагаша 18 различных мостов, путепроводов и водопропускных сооружений.
– Остается мост при выезде из Бестамака, но там была проектная ошибка. Проектировщики не учли, что почва песчаная, и решили, что сваи не нужны. При положительном решении повторной экспертизы во время бурения будем заливать сваи и завершим работы уже в следующем году, – пояснил Айбол Данагул.
Два моста над рекой Елек длиною 150 м каждый и путепровод над железной дорогой в обход Алги также сдадут в следующем сезоне.
– Можно было и заасфальтировать, но надо было заклеить гидроизоляционную пленку, сделать это не смогли из-за непогоды. Рисковать не стали, – сказал директор филиала Нацкомпании. – Постараемся сдать обход до конца мая, на июнь останется путепровод. Правда, все зависит от погоды. В то же время не будем ждать, пока уйдет большая вода. Балки и другие конструкции готовы, поэтому будем работать наверху.
Как дополнил руководитель проекта турецкой компании Бунямин Темур, за сезон проложили 45 км асфальта без последнего слоя щебеночно-мастичного асфальта. Его проложат в последнюю очередь.
– По 12 мостовым сооружениям выполнили 65 процентов работ, – констатирует Бунямин Темур. – Также придется сделать 16 километров основания на правой стороне обхода. Хотя мосты над Елеком полностью не сданы, во время паводка временно машины будут проезжать по бетонному покрытию в сторону аулов Есет батыр и Токмансай под сопровождением дорожно-патрульной полиции.
Напомним, об этом просили жители двух аулов во время рабочей поездки в наш регион министра транспорта Марата Карабаева. По словам сельчан, весной Елек разливается и людям приходится добираться на лодках. Тогда алгинцы просили у министра открыть еще один небольшой мост в этом году возле Тамды. Там сейчас тоже разрешили проезд.
– Свое обещание перед министром транспорта мы выполнили, – говорит подрядчик.
Кстати, в следующем году заасфальтируют и старую трассу, что внутри Алги, и подъезд к Кандыагашу, который предусмотрен по проекту.
– Мы их сделаем в последнюю очередь, когда подключим объездную дорогу. Если сейчас отремонтируем, пойдет грузопоток, и от среднего ремонта ничего не останется, – заметил Айбол Данагул.
На сегодня подрядчики, помимо содержания дорог в зимний период, занимаются заготовкой стройматериалов на следующий сезон. Заключают договора с владельцами карьеров и железнодорожниками. К примеру, на оставшийся участок для турецкой компании потребуется в среднем 700 тысяч тонн щебня, это 9 тысяч вагонов, плюс 260 вагонов битума.
– На зиму остаются 50 человек, 11 из них задействованы в зимнем содержании дорог. Есть также бухгалтерия и те, кто занят в заготовке материалов в железнодорожном тупике в Бестамаке, – проинформировал Бунямин Темур.
По его словам, к работам в первую очередь привлекаются местные жители. Общая картина по Казахстану одинаковая: добрая половина наемных работников на одном месте долго не задерживается, работники часто отпрашиваются, а потом и вовсе пропадают. Хотя есть и такие, кто остался и трудится до сих пор. К слову, эта компания строила несколько участков дороги в этом же направлении в Темирском и Байганинском районах.
– Многие ушли в отпуск на зиму и придут весной, но некоторых оставили на зимнее содержание, в том числе жителей Бестамака, Алги, Шубаркудыка, есть представители и других регионов. Нам разницы нет, где человек живет, главное, чтобы выполнял свои обязанности. Фирма, со своей стороны, обеспечивает стабильную зарплату и все условия труда, – говорит Бунямин Темур.
Антирекорд качества
Один участок прославился на всю страну, попав в доклад Премьер-Министра РК при обсуждении состояния отечественных дорог в Правительстве. Как отметил Алихан Смаилов, от населения регулярно поступают жалобы по этому поводу, особое недовольство общественности вызывает некачественный ремонт. Лишь за этот год в госорганы поступило более 19 тысяч официальных обращений и жалоб на автодороги.
«…Некачественную дорогу без щебня построили в этом году между станцией Журын и селом Уркаш в Актюбинской области», – процитировало главу Кабмина одно интернет-издание.
По данным директора Актюбинского филиала Национального центра качества дорожных активов Телмана Малаева, Мугалжарский райотдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог заказал средний ремонт участка Журын – Караколь – Ащесай, конкурс выиграло ТОО «СабДорСтрой». Технический надзор взялось выполнить ТОО «Партнеры и Ко». В конце июня 2022 года подрядная организация подписала договор, закончить строительно-монтажные работы планировалось в 2023 году. В рамках договора в 2022-м подрядчик прокладывает асфальтобетонное покрытие на три км.
– На экспертизу качества работ и материалов трех объектов заказчик выделил в том же году нашему центру два миллиона тенге. Однако данные объекты в состав не вошли, – сообщил Тельман Малаев.
В августе текущего года центр качества дорожных активов на 22 млн тенге охватил семь объектов ремонта, в том числе Журын – Караколь – Ащесай. За два месяца центр отобрал 89 единиц дорожно-строительных материалов. По результатам испытаний 59 проб получили отрицательный результат (66%). Из 36 отобранных кернов отрицательный результат был выдан по 34 (95%)! Также в ходе экспертизы качества зафиксировано четыре нарушения (дефекта). Дважды отсутствовал представитель технадзора.
– Куда смотрели заказчик и подрядная организация? Если нарушения не выявили наши эксперты, как могли бы принять дорогу?! Хотя по всей области на проведение технадзора выделили порядка миллиарда тенге, в данном случае служба надзора просто-напросто не справилась со своей задачей, – недоумевает директор облфилиала центра
Тельман Малаев.
Зима: горячий сезон
За организацию беспрерывного и безопасного движения в зимний период на тех же 89 километрах от Актобе до Кандыагаша отвечают подрядные организации. На остальные 1 780 км привлечено 92 единицы спецтехники при потребности 139, что составляет 79%.
Часть недостающей техники – комбинированную дорожную машину и погрузчики – подрядчики приобрели недавно и распределили в отделения Актобе, Шалкара,
Т. Жургенова, Мартука, Карабутака и Шубаркудыка. Ожидается пополнение из центрального офиса, оставшуюся часть возьмут в аренду.
246 км республиканских автодорог заносит снегом, на 66 км из них установлены железобетонные ограды. В остальных местах ограничатся деревянными ограждениями и работами по снегозадержанию. На более опасных участках, таких как Бершугур, Калыбай и Акжар, а также на подъеме в направлении Актобе – Орск (60 км) будет дежурить тяжелая техника (бульдозеры).
Исходя из опыта последних лет, на сложных участках дополнительно будут складированы материалы против гололеда. Это площадка отдыха возле села Кобда, недалеко от Сарытогая, Богетсая, Улгайсына, Саржансая, Кос-Истека и других.
Помимо этого, в 18 отделениях эксплуатации дороги есть 14 пунктов обогрева. В них имеется 51 койка с постельными принадлежностями.
Также налажена договоренность с объектами придорожного сервиса о том, что они примут людей в час Х.
Отдельно работает круглосуточная диспетчерская служба, дежурство идет и в праздничные дни.
На содержании дорог местного значения будет задействовано 258 единиц техники, заготовлены соответствующие материалы в нужном количестве.