Только стабильная страна может быть ответственным партнером других государств и международных организаций. Только в стабильной стране людям могут быть обеспечены равенство прав и возможностей, достойная работа, благосостояние каждой семьи и уверенность в будущем. Ключевым шагом в обеспечении дальнейшей стабильности в нашей республике стало законодательное придание Президенту Нурсултану Назарбаеву статуса Лидера нации.
Месячный срок, установленный Конституцией для подписания представленных Главе государства Конституционного закона и закона по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера нации, истек 14 июня. Поскольку Глава государства в названный отрезок упомянутые документы не подписал, их скрепили подписями председатели Сената и Мажилиса Парламента, а также премьер-министр, что в соответствии со статьей 45 Конституции РК свидетельствует о юридической корректности данных законов и о юридической ответственности перечисленных должностных лиц за его законность. Согласно статье 2 данного Конституционного закона и закона они вводятся в действие со дня их первого официального опубликования (с 15 июня), за исключением ряда пунктов, которые вступят в силу позже.
Стоит отметить, что названные акты де-юре закрепили статус Нурсултана Абишевича Назарбаева как Лидера нации. Но этот статус давным-давно существует де-факто.
Первый Президент в общественном мнении воспринимается не просто как Президент, а безусловный лидер страны, стоявший у истоков обретения Независимости. С его именем ассоциируются становление и укрепление основ нового государства: построение рыночной экономики, введение демократических институтов, утверждение новых государственных символов, строительство новой столицы, укрепление авторитета страны на международном уровне и так далее.
Результатом проводимой Главой государства политики является стремительное социально-экономическое развитие Казахстана, которое наглядно выразилось в многократном росте ВВП, подъеме благосостояния населения, укреплении государственных социальных гарантий и других факторах.
В основе успешного развития нашей страны — экономическая устойчивость. Экономика успешно переведена на свободный рыночный путь и интегрирована в мировой рынок. Не случайно Казахстан первым среди государств СНГ признан страной с налаженной рыночной экономикой. В текущих условиях глобального финансово-экономического кризиса эффективные антикризисные меры, принятые Главой государства, позволили сохранить положительные темпы экономического роста по итогам прошлого года. Сегодня республика вошла в «группу прорыва» и уже приступила к посткризисному индустриально-инновационному развитию.
Положительная динамика в экономике позволила осуществить плановое повышение на 25 процентов заработной платы и стипендий в бюджетном секторе на три месяца раньше — уже с 1 апреля, а с 1 января текущего года увеличены пенсии и другие выплаты.
Определенный Президентом Нурсултаном Назарбаевым Стратегический план-2020 является стержневой идеей посткризисного развития на ближайшие десять лет. От результатов его выполнения зависит будущность Казахстана в усложняющемся мировом порядке. В целом все, что пройдено и достигнуто нашей республикой, определяется деятельностью института президентства и ее центральной политической фигуры — Главы государства.
Сегодня консолидация казахстанского общества вокруг Первого Президента чрезвычайно важна на фоне нестабильности в регионе, особенно в Кыргызстане. Последние события в соседней республике ярко продемонстрировали, что нестабильность верховной власти неизбежно оборачивается анархией и хаосом, которые пагубно отражаются на жизни простых людей. В условиях многонационального государства неустойчивость власти может привести к обострению межэтнических противоречий и возникновению конфликтов на национальной почве.
События в Кыргызстане еще раз продемонстрировали, что революции ни к чему хорошему не приводят. На этом фоне стабильность в Казахстане, сплочение элит вокруг признанного лидера являются залогом поступательного развития страны, ведь укрепление государства не отделимо от обеспечения сильной власти.
Президент Нурсултан Назарбаев в своем политическом обращении отказался подписывать законы о Лидере нации, обосновав это тем, что такой статус нельзя обрести на основе буквы закона, декретов и других правовых актов. Однако действующее законодательство позволяет принимать этот документ, инициированный, напомним, депутатами Парламента, и без согласия Главы государства. В связи с этим законы подписали спикеры Сената и Мажилиса вместе с руководителем Правительства.
Необходимо учесть, что ничего сверхнеобычного в придании Нурсултану Абишевичу подобного статуса нет. В мире есть немало примеров наделения руководителей государств особыми полномочиями. Так, основатель современной Турции Мустафа Кемаль был провозглашен Ататюрком (отцом турков). В Сингапуре автор «экономического чуда» Ли Куан Ю после ухода со своей должности наделен особым статусом министра-советника. Схожим статусом обладал и отец китайских реформ Дэн Сяопин.
В этих и других случаях данные меры имели позитивный эффект. В настоящий период перечисленные государства развиваются динамично, а Сингапур вообще входит в число самых развитых стран по уровню жизни.
Подытоживая, следует подчеркнуть, что в условиях переходного периода статус Первого Президента — Лидера нации важен с точки зрения сохранения стабильности и обеспечения преемственности политического курса. Он является своеобразным страховочным механизмом от возможных колебаний этого курса после электоральных циклов.
Введение в Казахстане статуса Первого Президента — Лидера нации важно и с точки зрения обеспечения необратимости и преемственности социально-экономического и политического курса. За годы независимости в нашей республике проведены и продолжаются ускоренные социально-экономические реформы. Их успех в будущем зависит от последовательного и неуклонного следования заданному вектору развития.
Магзум СУЛТАНГАЛИЕВ «Казахстанская правда», 18 июня 2010 г.