С недавних пор Актобе называют столицей хорового искусства Казахстана. Возможно, это благодаря фестивалю «Жубановская весна», а, возможно, успехам недавних лет Казахского камерного хора, имеющего опыт выступлений со многими маститыми дирижерами СНГ. Сегодняшний гость «АВ» – худрук коллектива Мербол Куспанов – раскрыл закулисье артистов, которое будет интересно нашим читателям.
— В последние несколько лет Казахский камерный хор побеждает на всех конкурсах, куда ездит. Как ты прокомментируешь этот факт?
— Мы вступили в 29-й концертный сезон. Да, были победы в Москве, Одессе, дважды в Санкт-Петербурге на хоровых чемпионатах, выступали в ТЮРКСОЙ, но не скажу, что отовсюду, куда ездили, возвращались с Гран-при. За почти 30 лет у других коллективов республики наблюдались обширные гастрольные турне, серьезные конкурсы, а у нас только вышеназванные четыре. Почему так получилось? Думаю, от того, что не выезжали, упорно работая на местном уровне, максимум на уровне страны. Но упорство дает результаты, добавляет профессионализма, и жюри всегда отмечает наш репертуар, красивую казахскую музыку, красивые костюмы, наших красивых вокалисток. Я же без ложной скромности скажу, что плаваем мы мелко, география выездов скромна. А если удастся выехать в дальнее зарубежье, за пределы континента и победить там, это станет высокой планкой самим себе. Наша цель – попасть в тысячу лучших хоров мира. Рейтинг отслеживает INTERKULTUR. Пока ты хоть раз не примешь участие в каком-либо европейском конкурсе, в этот список не попадешь. Задача-минимум Казахского камерного хора – попасть в этот рейтинг в ближайшие 2-3 года.
— Кто является основателем коллектива?
— Покойный Кази Кудайбергенович Жасекенов, работавший руководителем управления культуры. Ему активно помогал и выбивал штат тогдашний директор филармонии, ныне тоже покойный, Амир Телеуов. В 1991-м это было равносильно подвигу! Целью была пропаганда казахской музыки. Первым худруком коллектива был один из лучших хоровиков Казахстана Турум Сагидуллинович Алагузов.
— Где берете артистов?
— Являясь худруком с 2015 года, я несколько омолодил хор. Объясняю, как. Учащихся гуманитарного колледжа и студентов АРГУ имени Кудайбергена Жубанова начал привлекать в коллектив на четверть ставки, на полставки, и ребята, в основном мужские голоса, начали работать. За 4 истекших года появилось много интересных артистов. Молодые голоса – это здорово, но для вокалиста важен и опыт, поэтому с ними по отдельности приходилось разучивать каждую нотку, объяснять особенности этого искусства. Признаюсь, не всякий юноша готов к скрупулезности, без которой нереален профессионализм: ежедневно читать ноты, ежедневно быть готовым стать в строй. Поэтому в хор нет очереди из артистов. Но в последние 7-8 лет к нам приходят и выпускники консерватории – по одному-два в год. Остальные – выпускники АРГУ имени Жубанова, гуманитарного и музыкального колледжей.
— Как формируется репертуар?
— Его формирует художественный руководитель, тематику композиций выбирает тоже он. Для развития коллектива стараюсь брать лучшие произведения, даже если они размещены на платных сайтах. Порой нотами делятся мои преподаватели консерватории имени Курмангазы, студенты, там обучающиеся.
— В 2019 году две серьезные победы – в Москве и Одессе. Победы – это здорово, но случается, они тормозят развитие. Как руководитель и артисты преодолевают этот порог?
— Совершенству предела нет, поэтому работа предстоит большая. Для нас сейчас важно попасть на европейские хоровые турниры, азиатские. В 2020 году будут проходить ХI Всемирные хоровые игры, победители получают золотые медали и чемпионский титул в тех категориях, где выступают. Весь хор выводят на сцену, поднимается флаг страны, звучит гимн. Таких ошеломляющих побед у нас не было, поэтому ни о каком совершенстве речи мы не ведем и планируем далее огранять бриллиант, именуемый хоровым искусством. Если человек поймал звезду, это означает обратное развитие.
— После победы на хоровом чемпионате в Санкт-Петербурге вас ждали в Сингапуре – есть ли вероятность попасть туда и что для этого нужно?
— Да, в Сингапуре живет мой титулованный коллега – То Бан Шен, который руководит большим хором, и в прошлом году он ждал нас. В нынешнем повторил приглашение, но филармонии наша поездка не по средствам – только перелет стоит около 800 000 тенге. А вот если поддержит областная исполнительная власть, министерство культуры… Безусловно, поехать сможет не весь хор, но, думаю, заявить о казахском хоровом искусстве в Юго-Восточной Азии – вопрос имиджа страны и уж тем более области.
— Есть ли в коллективе традиции вроде семейных?
— Да, есть, ведь мы действительно семья: поддерживаем друг друга в невзгодах, обязательно делимся радостями. Я стараюсь уже в полночь позвонить артисту и поздравить с днем рождения, это закон. Утром после распевки ставим именинника в центр, каждый желает ему что-то хорошее, исполняем «Многая лета», потом пьем чай с тортом. Часто ходим в гости друг к другу.
— Обеспечивая достаток семье, артисты хора работают в нескольких творческих коллективах, учреждениях. Как вы относитесь к этому?
— Зарплата артиста небольшая, приходится работать много, денег всегда не хватает, но я прошу коллег работать от души: без души не получишь результата. Не запрещаю артистам работать в нескольких местах, ведь где бы ни работали мои коллеги, они пропагандируют хоровое искусство, готовят нам смену. Но есть главное требование: местом основной работы должна быть филармония имени Газизы Жубановой. И когда мы отправляемся на гастроли, готовим филармонические концерты, нам никто не препятствует, как то директора учреждений, где подрабатывают артисты. Объясняется это просто: по первому зову руководителей тех учреждений мы идем на выручку коллеге, помогаем делать
праздник.
— Пение в церковном хоре оплачивается символически, но артисты поют активно. Это стремление владеть вокалом особого качества или элементарное поддержание формы?
— Хоровая музыка вышла из церкви, поэтому я только радуюсь тому, что артисты моего хора поют в храмах. Подобная работа по силам не каждому, так как в церковном хоре важна читка – главное профессиональное качество певчего. И если коллеги владеют этим качеством, я имею дело с профессионалами высокого уровня, что серьезно облегчает мою работу как хорового дирижера.
— Какие концерты Казахского камерного хора увидят актюбинцы и какие города вас ждут?
— 16 ноября в Актобе впервые выступят студенты 4 курса консерватории имени Курмангазы – пятеро актюбинцев, которые буквально через полгода получат дипломы. Двое – выпускники гуманитарного колледжа, трое – музыкального. Допускаю, что они вольются в Казахский камерный хор. Мы должны растить себе смену, поддерживать молодежь, таким образом подавая достойный пример.
27 ноября в филармонии имени Жубановой состоится юбилейный концерт нашего мэтра Турума Алагузова. А 5 декабря будет юбилейный концерт по случаю 75-летия родной филармонии.
Только вернулись из Саратова, где дали концерт в День народного единства России. В 2020-м надеемся проехать по Казахстану с программой «Хором JAZZ», собравшей аншлаг дома. Также в мае малый состав хора поедет в Даугавпилс (Латвия) на юбилей нашего друга, выдающегося хоровика современности Евгения Устинскова – будем участвовать в его юбилейном вечере и дадим три сольных концерта в честь 175-летия Абая.
— Задумываются ли артисты над механизмом привлечения публики?
— У каждого артиста есть свой слушатель – родственники, друзья, болеющие за наше творчество и приводящие на концерты друзей. Кроме того, нам в помощь ватсап и соцсети – через них и говорим о своем творчестве, успехах, новых программах. На недавний концерт «Хором JAZZ» было продано 950 билетов, и это рекорд в стране! А я помню 2011 год, когда на открытие сезона 37 артистов подготовили программу для… 34 горожан. Обидно было. Сейчас на концерты мы собираем минимум 600 человек.
Добавлю, что наработанное мною и в целом Казахским камерным хором оказалось возможным при поддержке руководства филармонии. Только в нынешнем году, благодаря хлопотам ее директора Елубая Кенжалиева, изыскавшего средства для поездок, нас слушали в Алматы, Киеве, Одессе, Москве, Саратове – приятно работать с понимающим начальством.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из архива «АВ»