В Актобе во второй раз проходит республиканский фестиваль профессиональных театров, XXIV по счету. Благодаря фестивалю мы можем расширить горизонты своей культурной жизни и целую неделю ощущать себя жителями театральной столицы страны. Об этом и многом другом наша Главная тема.
Все флаги в гости к нам?
Состав участников фестиваля весьма скуден: две труппы местного театра и семь из других регионов. Как заметила главный эксперт управления кинематографии и театрального искусства Министерства культуры и спорта Гульнафис Мырзашева, кто-то не успел подать заявку, кто-то подал не тот спектакль, а кто-то попросту на гастролях и не вписался в фестивальный срок:
— Несмотря на небольшое количество заявок, отбор был достаточно жестким. Тематика постановок в рамки не загнана, и, хотя посвящен фестиваль 25-летию Независимости страны, мы видим, что большая часть конкурсантов привезла классику: спектакли по произведениям Шекспира, Гоголя, Чехова, Достоевского, Айтматова.
Закулисье
У учащихся отделения театрального искусства колледжа «Тарлан» Данияра Тилеужана и Нуралы Абдрашитова сомнений в выборе профессии не было никогда. И если второй пошел в актеры прямо из народного театра (Байганинского), то у первого путь был непростым:
— Родители настаивали на технической специальности, и сначала я учился на нефтяника. Занятия не посещал, а потом признался родителям, что хочу быть актером и никем больше.
Нуралы видит себя исключительно на сцене, а Данияр хочет стать киноактером. Пример для подражания у парней один — педагог Гульбахыт Кожаева.
— Если кто-то считает профессию актера яркой, звездной, они не правы, — делится Нуралы. — Актерский труд адский, и мы это знаем уже сейчас: из 12-13 часов ежедневных занятий лекции, теория — максимум 4-6 часов, остальное — практические занятия по отработке мастерства (в том числе в паре, в группе и т.д.), то есть физическая нагрузка. А сколько тысяч часов я должен отработать, чтобы стать великим актером?
Не секрет, что театр во все времена был зависим от кассы. Она — показатель востребованности актерского мастерства, режиссерских находок. Как часто мы наблюдаем аншлаг в своем театре? «Бывает», — скажет тот, кто посещает его хотя бы время от времени.
В этой связи хочется привести мнение о нас директора Ауэзовского театра Ерлана Биляла:
— Актобе — очень театральный город. Когда мы гастролировали у вас несколько лет назад, я хорошо помню спрос на билеты и вместо привычного спектакля вечером нам приходилось играть по три в день — случай беспрецедентный!
Секреты профессии
— Для актера главное — талант, дар, актерское мастерство и культура речи, — считает завкафедрой сценической речи КазНАИ имени Т. Жургенова Дарига Туранкулова. — Актерское мастерство зависит не только от педагога, но и от уровня восприятия актера.
Когда я говорю о культуре речи, имею в виду технику, мастерство владения голосом, артикуляцию, дикцию, постановку дыхания, воспитание и гигиену голоса. Техника речи — почти сто процентов актерского мастерства. Кажется, Сальери, когда ему задали вопрос «Что самое важное в подаче Отелло?», ответил: «Голос, голос и еще раз голос!».
Человеческие возможности не ограничены, то же самое я скажу и о возможностях голоса: умение от первой фразы до последней показать героя голосом и есть органика персонажа.
При обсуждении спектакля Дарига Туранкуловна очень жестко анализировала актерскую речь. И вряд ли кто-то нашел ее придирчивой или несправедливой, ведь профессор таким образом давала живой мастер-класс актерам.
Еще один термин часто звучал во время обсуждений: темпоритм. Этот термин в сценическом искусстве обозначает степень концентрации эмоций, эмоциональных состояний персонажей. И по нему тоже было много замечаний со стороны членов жюри.
Парадоксальная ситуация сложилась после одного из просмотров. Зал бурно аплодировал и скандировал «Браво!», а когда актеры спустились в зал, чтобы услышать анализ, их ждал полный разгром жюри. Думается, налицо зрительская безграмотность. И если вы хотите повысить свой уровень, выход есть: нужно часто посещать театр и постановки смотреть самые разнообразные.
Мнение зрителей
Основная масса фестивальных постановок сделана в классической стилистике, разве что смещены традиционные акценты. Члены жюри по каждому спектаклю вы-сказали профессиональное мнение, но какова востребованность постановки, решает зритель, который может быть пристрастным, безграмотным или вполне подкованным.
Жанерке Крымкулова с удовольствием поделилась своим мнением о спектакле «Дауылпаз баба — Қожаберген» Северо-Казахстанского областного музыкально-драматического театра:
— Согласна с выбором пьесы, режиссура тоже понравилась. Мне импонирует, что казахские труппы тяготеют к исторической тематике, но она, как правило, редко предполагает хэппи энд, а мне так хочется позитива — вот единственное замечание.
Форма интересна: в одном спектакле у актеров несколько ролей. Наверное, это свидетельство его эмоциональной мобильности. Несмотря на новаторство постановки, признаюсь, мой взгляд на это историческое событие совпал с режиссерским.
Удивила наша казахская труппа. Обычно они ставят трагедии, а тут — «Женитьба» по Гоголю! Очень понравилось, спасибо.
Ветеран педагогики Ирина Алексеевна призналась, что она, тяготеющая к классике, с удовольствием посмотрела «Дядюшкин сон» (спектакль русской труппы Актюбинского театра, на фестивале идет вне конкурса):
— Я консерватор и не думала, что Достоевский столь многогранен. Спасибо режиссеру и актерам за новое прочтение Федора Михайловича.
Мнение зрителей о многогранности этого вида искусства разделила и директор республиканского корейского театра Любовь Ни:
— Корейский театр по формату такой, как все, но мы представляем все имеющиеся формы и направления корейского искусства.
А судьи кто?
[box type=»shadow» align=»aligncenter» width=»200″ ]Большим плюсом республиканского фестиваля нужно назвать открытое обсуждение спектаклей. Прослушать его, помимо только что отыгравших актеров, могла и публика. Кстати, выслушать компетентное мнение приходили почти все конкурсанты. Председателем жюри является директор Государственного академического театра имени М. Ауэзова, заслуженный деятель РК Ерлан Билял; сценическую речь разбирала педагог с 50-летним стажем, завкафедрой сценической речи КазНАИ имени Т. Жургенова, профессор Дарига Туранкулова; не менее компетентными членами жюри назовем театрального критика, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля РК Санию Кабдиеву, директора республиканского государственного корейского театра музыкальной комедии, заслуженного деятеля РК, члена АНК Любовь Ни и маститого писателя, сценариста, драматурга Дидара Амантая. Настрой судей абсолютно конструктивный, каждое замечание направлено на развитие и поддержание актерского или режиссерского мастерства. Сания Кабдиева состояние современного казахстанского театра определяет как движение вперед: — Мы живем в эпоху не упадка и не расцвета, а поступательного развития. Весьма радует молодая режиссура. Времена, когда везде было очень трудно, позади, и сейчас мы видим, что актеры и режиссеры находят выход из любой ситуации — это радует. Шаги и решения не все верные, но они уверенные. Радует и количество молодежи в зале. Согласен с коллегой и Ерлан Билял: — За три дня фестиваля я увидел достаточно высокий уровень режиссуры, новаторский подход к постановкам, а вот качество, уровень владения актерским мастерством остаются низкими. И это при том, что сегодня театр наполнен профессионалами. — Фестиваль — это здорово, — заметила Любовь Ни. — Это не только реклама данного вида искусства в отдельно взятом городе, но и точка отсчета творческого развития для каждого участника. [/box]
Дидар Амантай о состоянии современной казахстанской литературы:
[box type=»shadow» align=»aligncenter» width=»200″ ]- Безусловно, мы должны говорить о литературе русскоязычной и казахоязычной. Так как я пишу на двух языках, то отслеживаю и ту, и другую. Интересно, что литература русскоязычная ориентирована на российскую литературу по качеству, характеру, признакам и ценностям, но отделена от нее по ценностям художественным. Эти авторы — часть российского литературного процесса, но с восточным оттенком. Переводы — дело государства хотя бы потому, что это весьма дорого. Наверное, этим объясняется их отсутствие. Художественную литературу казахстанские издательства не выпускают, потому как госзаказ у них на первом месте. Если государство перестанет поддерживать издателей, они будут озабочены поиском востребованных, популярных авторов. Тогда книга станет качественным товаром, по которому давно тоскует читатель. [/box]
Наши перспективы
Директор театра имени Т. Ахтанова Нурлыбек Жубаткан спокоен:
— У нас хорошие помощники в лице Министерства культуры и спорта и управления культуры, архивов и документации. Конечно, работаем без отдыха, но все ответственно относятся к организации и проведению, ведь речь идет об имидже не только театра, но и области.
Мы никогда не откажемся ни от какого фестиваля, так как это возможность качественного общения, обмена опытом и различных мастер-классов от мэтров при разборе спектаклей.
В этом году у нас проводится уже третий республиканский фестиваль, и наш зритель стал по-другому относиться к театру: постепенно из случайного места времяпрепровождения мы превращаемся в привычное.
С кадрами стало лучше, прибавилось актеров и режиссеров, несколько наших сотрудников ведут классы в колледже «Тарлан». Наверное, можно говорить о своей школе, тем более что учащиеся из «Тарлана» уже работают в Ахтановском.
Руководитель управления культуры, архивов и документации Канат Айтбаев поддерживает мнение директора театра, особенно по части мастер-классов:
— Спасибо мэтрам за исчерпывающие обсуждения. Безусловно, мы планируем пригласить их и на отдельные тематические занятия с актерами в течение сезона. Я согласен и с традицией приглашения режиссеров для постановок — это вырабатывает профессиональную гибкость и развивает актерское мастерство в целом.
— Критики в адрес принимающей стороны у меня нет, а пожелания есть, — призналась представитель министерства Гульнафис Мырзашева. — В следующий раз исполнительная власть должна позаботиться о рекламе форума и обеспечении зрителями. Пожелание СМИ: у вас несколько телеканалов, и в прямой эфир можно было приглашать членов жюри, режиссеров из разных городов, маститых актеров.
На вопрос «АВ» о необходимости открыть в Актобе ТЮЗ или молодежный театр Гульнафис Советхановна ответила, что количество театров в отдельно взятом городе — в компетенции исполнительной власти:
— Это все ложится бременем на местный бюджет, поэтому акимат решает, потянет ли город, область то или иное учреждение культуры