Международная научно-практическая конференция «Современное видение образования: опыт и перспективы» вызвала большой резонанс среди педагогов области.
Столь масштабное мероприятие с участием европейских ученых и практиков в нашей области прошло впервые, его организаторами выступили образовательный центр «Акбобек» и филиал Национального центра повышения квалификации «Өрлеу». В своем приветствии аким города Актобе Ильяс Испанов отметил, что конференция стала значимым событием в Год ребенка, объявленного в регионе. Его главный девиз: «Бақытты бала — Мәңгілік ел кепілі».
Приглашение финских ученых и практиков не случайно: именно система образования этой страны возглавляет международные рейтинги. Узнать ее ближе, получить информацию из первых рук пожелали более четырехсот человек: ученые, научные сотрудники и преподаватели вузов, институтов повышения квалификации, методисты, руководители и педагоги организаций дополнительного, дошкольного, среднего и профессионально—технического образования. Им представилась уникальная возможность принять участие в дискуссиях по обсуждению новых направлений в системе образования, поразмыслить о таких ценностях профессии, как репутация и долг.
— Основная задача конференции — выявить ресурсы и перспективы применения финского опыта в реформировании и модернизации казахстанской системы образования, а также опыта коллег приграничной России. Такой мощный педагогический десант в нашем городе состоялся благодаря активному международному сотрудничеству. Мы рады, что руководители и педагоги организаций образования нашей области проявили большой интерес к мероприятию, — отметила руководитель Актюбинского филиала республиканского центра «Өрлеу» Нургуль Абишева.
Пленарная часть конференции прошла в Академии творчества. Здесь было поднято множество актуальных вопросов. Как осуществляется процесс взаимосвязи воспитания и образования наших детей? Что берется за основу в современном образовании? Как своевременно выявить и развивать особый дар каждого ученика? Как правильно использовать возможности ребенка в процессе урока? Поиск ответов в равной степени волнует как учителей, так и родителей. Выступавшие подчеркнули важность воспитания подрастающего поколения в век информационных технологий. Так был задан тон активной интеллектуальной работе. Каждый доклад вызывал эмоциональное оживление аудитории. С первых минут стало ясно: работать по-прежнему уже нельзя, ибо произошло обновление интеллекта и мироощущения человека. Следует сразу отметить, что по итогам конференции был выработан ряд рекомендаций.
Затем педагогический десант переместился в залы центров «Өрлеу» и «Акбобек». Здесь прошли мастер-классы, тренинги, интенсив-сессии, семинары. Не менее плодотворны были и личные встречи во время перерывов. К примеру, в образовательном центре «Акбобек» руководитель детского сада Хельсинки Карьялайнен Курси провела семинар-тренинг, где поделилась своим видением воспитания детей в детском саду.
Гостей мы слушать рады
— В финских школах преподаватели стали вырабатывать методы постклассической педагогики и дидактики, в том числе метод ситуационного обучения. Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не сможет преподавать по-старому, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения человека, — поделилась с актюбинскими педагогами ректор Скандинавского института академической мобильности (Финляндия, Сейнайоки) Элина Ванхемпинг.
— Все более очевидным становится возросшее значение социальных аспектов в образовании. Все чаще звучит мнение о том, что именно социальные проблемы будут определять облик XXI века. Проблемы взаимосвязи образования и науки постоянно находятся в фокусе внимания исследователей как актуальный бренд социально-педагогической действительности. Необходимо задавать стержневые устойчивые параметры профессионалу-педагогу на основе повышения его научно-исследовательских достижений. Настоящий учитель в вечном поиске творческой самореализации, — считает доктор педагогических наук, профессор из Оренбурга Светлана Сальцева.
Опытом российских педагогов поделились также методист Центра развития молодежи города Екатеринбурга Наталья Крылова, доктор педагогических наук, профессор Галия Игтисамова из Башкортостана.
Меморандум для новых встреч
В рамках конференции был заключен меморандум о сотрудничестве между акиматом города Актобе и Скандинавским институтом академической мобильности. На пресс-конференции ректор этого института Элина Ванхемпинг и руководитель отдела образования города Хельсинки Лаура Индерн поделились своими впечатлениями о Казахстане и непосредственно об Актобе.
— С такой благодарной аудиторией работать одно удовольствие, — подчеркнула ректор.
— Наша общая задача — объединить научно-образовательные усилия в сфере повышения качества подготовки педагогов. Надеемся, что в этом направлении мы совместно с финскими коллегами достигнем договоренностей и откроем возможности для международных стажировок педагогов на базе Скандинавского института академической мобильности, отдела образования и дошкольной организации образования Хельсинки, — поделилась Нургуль Абишева.
Актюбинцы о конференции
Шамшырак Сайлагиева, заместитель директора образовательного центра «Акбобек»:
— Впервые в Актобе была организована международная научно-практическая конференция «Современное видение образования: опыт и перспективы» с представителями дальнего зарубежья. Компания «Акбобек» пригласила авторитетных гостей из Финляндии. Почему именно из Финляндии? Во-первых, потому что они в первой тройке рейтинга высокого качества образования. Во-вторых, наши представители уже побывали в этой стране и воочию познакомились с системой образования, наладили связи с гостями, в-третьих, из патриотических побуждений. Нам нужна свежая струя, нужно познакомить широкую педагогическую общественность Актюбинской области с инновациями Европы.
В рамках конференции подписан меморандум о дальнейшем сотрудничестве между акиматом города и финскими организациями образования. Наши руководители и педагоги образовательных организаций проявили большой интерес к мастер-классам зарубежных коллег.
Тарбия Акимова, директор филиала центра педагогического мастерства в Актобе:
— Цель любой конференции — с одной стороны, обсудить существующие тренды, поделиться опытом по принципу «а мы делаем так», с другой стороны, сообщить о том новом, что происходит в соответствующей сфере. Данная конференция не была исключением: опыт Финляндии и России интересен казахстанским педагогам, а ученых зарубежья заинтересовали реформы в образовании Казахстана. Живой интерес вызвала информация о формате повышения квалификации педагогов, созданном в нашей стране, который не имеет аналогов в мире.
Также впервые на этой конференции центром педагогического мастерства было введено понятие «методический актив школы». Предполагается, что он будет объединять все категории обученных педагогов — школьных тренеров по рефлексии в практике, школьных координаторов по оцениванию, школьных тренеров по исследованиям и лидеров сетевого сообщества — и позволит вплотную приблизить систему повышения квалификации к организации образования.
Конференция стала хорошей площадкой для диалога — не случайно поступило предложение сделать ее традиционной. Хотелось бы поблагодарить образовательный центр «Акбобек» за инициативу проведения конференции.
Айсулу Жаксыбаева, директор СШ № 8:
— На пути обновления образования необходимы новые методы и приемы работы с учащимися и учителями. Я думаю, что участие в мастер-классах, как пассивных, так и активных, повышает профессиональный уровень учителей.
Содержание мастер-класса было хорошо продумано и логически завершено. В ходе мероприятия Элины Ванхемпинг были использованы эффективные интерактивные методы обучения. Мастер-класс прошел в непринужденной, дружеской атмосфере. В тренингах активно были задействованы все участники. Основными целями тренингов были возможность раскрытия потенциала школьников и изменения подхода к обучению и воспитанию.
Во второй части мастер-класса Элина Ванхемпинг расказала об особенностях образования в Финляндии, которое на сегодня является одной из обсуждаемых систем среднего образования в мире. Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского образования. Вместе с тем на мастер-класс была приглашена ученица Юлия, которая поделилась своими впечатлениями, полученными за год учебы в Финляндии. Были показаны видеоматериалы из школьной жизни. Мы получили ответы на интересующие вопросы.
В целом мастер-класс может быть использован в практической деятельности современного педагога.
Примечательно, что по итогам мастер-класса всем участникам были вручены сертификаты.
Татьяна Михайлова, почетный работник образования РК, учитель высшей категории средней школы-гимназии № 9:
— Если мы хотим быть конкурентоспособными, то должны дать качественное образование каждому ученику. На базе детского образовательного центра «Акбобек» состоялся тренинг-стажировка на тему «Инновационные технологии преподавания в условиях виртуализации и глобализации: финский опыт». Проводила тренинг ректор Скандинавского института академической мобильности, профессор PhD Элина Ванхемпинг. Наверно, многие спросят: почему именно Финляндия?
Несмотря на то, что Финляндия как независимое государство существует всего сто лет, ее образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов ее высших учебных заведений пользуются большим спросом.
Может возникнуть другой вопрос: у них там все по-другому, не как у нас, разве можно надеть «их платье» на себя? Надо отдать должное тренеру, она не сравнивала их систему с нашей, не говорила: это хорошо, а это плохо. Напротив, во время тренинга Элина помогла определить, какие проблемы могут возникнуть у нас и как их решить. Во время урока имеет место так называемая «живая вода» и «мертвая вода»; как определить их баланс, почему это так важно в обучении — все это обсуждалось во время тренинга.
Очень интересно было обнаружить «третий стул» в возникающих спорах между участниками образовательного процесса: учитель, ученик, родитель. И это не какие-то выдуманные истории, это реалии, это то, с чем мы можем столкнуться в своей работе.
Было и много другого интересного: роль драматургов и режиссеров, наблюдателей, членов высшего редакционного совета. Каждый слушатель получил свой опыт, свои впечатления от профессора Элины Ванхемпинг.
Сара ТАЛАН