За годы независимости произошло возрождение духовных традиций и религиозных ценностей.
Построены новые и реконструированы старые культовые сооружения: мечети, церкви, молитвенные дома, синагоги. Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями. Религия в Казахстане сегодня придает обществу неповторимое многообразие и в то же время уникальную самобытность. Статья 22 Конституции РК гарантирует каждому гражданину свободу совести, что подразумевает и свободу вероисповедания. О том, как реализуется эта свобода в Актюбинской области, наша Главная тема.[divider]
Согласно Священному Писанию
— Мы живем в стране, где свобода вероисповедания не пустой звук. Это наблюдается с первых дней суверенитета, и в Актобе примеров есть тысячи. А самый главный — церковь и мечеть на одной площади, — рассказывает настоятель Свято-Никольского кафедрального собора города Актобе иеромонах Нектарий (Гузев):
— Давайте вспомним, как мы проводим праздники, светские и религиозные: выходной — для всех, гуляния — всеобщие. Разве можно было представить в эпоху тоталитаризма, чтобы представители власти вместе с верующими молились в храме? А у нас в каждое Рождество и на каждую Пасху аким области приезжает поздравлять православных. В чем причина? В доверии нашей конфессии, уважении конституционных прав граждан и искреннем желании разделить с ними радость.
Отец Нектарий отмечает: Конституция будто повторяет Священное Писание — не убий, не укради, чти отца и мать (статья 27: «Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях»). В статье 1 Конституции говорится о патриотизме, а в Библии читаем: «Сыне, дай Мне сердце твое». Это призыв к искренней вере и любви, а не к показным условностям.
— Замечу, что есть свобода на бумаге и реальная свобода. Восточная пословица гласит: «Сколько ни говори халва, во рту сладко не станет». В подтверждение — пример. Темирский храм Успения Богородицы был закрыт очень давно. Здание пережило революцию, две войны, но никому не было дела до памятника архитектуры, охраняемого законом. В его руинах от зноя спасался скот, а автографы на стенах оставляли все кому не лень. И хотя еще наблюдались фрагменты уникальной лепнины, остался архитектурный облик, спасать памятник никто не собирался. Едва в сентябре 2015 года пост акима Актюбинской области занял Бердыбек Сапарбаев, здание немедленно вернули Актюбинскому благочинию и начались работы по восстановлению храма как такового. Подключились все: чиновники, православные. Министерство культуры обратилось в Казреставрацию, ведь процедура кропотливая, дорогостоящая, специалистов найти трудно, а уникальные стройматериалы конца позапрошлого века повторить невозможно. К сожалению, на сегодня завершение реставрации затянулось в силу отсутствия спонсоров, и мы не откажемся ни от какой предлагаемой помощи. Тем не менее кровля, стены восстановлены, здание храма радует глаз и украшает собой пейзаж Темира. Со временем здесь откроется монастырское подворье, а православные всей округи получат возможность посещать богослужения — вот что означает забота власти о конституционных правах граждан, — говорит священнослужитель.
Отец Нектарий напоминает, что согласно Писанию разными люди стали со времени Вавилонского столпотворения:
— Нации созданы не Богом, он создал только Адама. В гордыне своей люди решили добраться до Бога и начали строить Вавилонскую башню. Господь разделил их на языки, чтобы усмирить гордыню. Без единства мы не можем достичь цели, и Основной Закон выступает консолидирующим компонентом для людей разной веры. Я считаю, что от человека, разделяющего нас по языковому, конфессиональному и этническому принципу, нужно держаться подальше.[divider]
Дорога к храму
Темирская церковь официально еще не открыта, в ней нет настоятеля, но стены любого храма ценны намоленностью, поэтому каждую среду священнослужители областного центра проводят здесь службу.
Вчера из Актобе паства прибыла на трех микроавтобусах, и несколько представителей Актюбинского благочиния во главе с иеромонахом Нектарием провели литургию в честь праздника Спаса Нерукотворного. А днем ранее православный мир праздновал Успение Богородицы, в честь которого и освящен темирский храм.
Безусловно, посещение церкви — всегда праздник, и радость на лицах прихожан и их детей была неподдельной. Люди смотрят на еще не расписанные стены храма, ступают по недавно высохшему цементному полу и понимают, что теперь все в их руках — в регулярном посещении служб, прилежной и искренней молитве, воспитании детей в вере.
Служба шла на одном дыхании: в радости, что храм восстанавливается, что все едины в вере, что можно открыто просить Господа о благодати родной земле — это, наверное, и есть присутствие Духа… По окончании службы ее посетители долго не отпускали священников, да они и не торопились, ведь такого общения церковный двор ждал целых сто лет.
— Главное — протоптать к храму тропинку, — считают темирцы. — Обязанность прихожанина — посещать службы, намаливать церковь, а иконы, убранство постепенно появятся. Нас радует, что исполнительная власть отдала здание благочинию, и у наших односельчан и православных близлежащих сел есть церковь. А когда сюда назначат настоятеля и службы будут вестись регулярно, мы станем полноценным приходом.
Как уточнил благочинный Актюбинской области, отец Нектарий, при храме Успения Богородицы будет монастырское подворье, поэтому прихожан и клир ждет серьезная работа.[divider]
Мира и процветания нашим домам
Согласно Торе, своду религиозных законов евреев, иудей обязан жить по законам страны, гражданином которой является.
— Так было всегда, а истории рассеяния евреев 2 000 лет. Евреи законопослушны, ведь Конституция — на их защите. Скажу больше, почти все законы искони зиждутся на установках из Торы. Возьмем, к примеру, не менее двух свидетелей, выбор судьи, адвоката. Еще есть законы, по которым мы строим свой быт, культуру — это 613 религиозных предписаний, — рассказывает Яков Гильдиш, к которому актюбинские иудеи обращаются в случае необходимости совершить религиозные отправления. — Какие-то представляют собой запреты, какие-то повеления. Но, чтобы уметь различать одно от другого, нужно жить в общине под бдительным оком раввина. Одной из главных заповедей евреев является почитание субботы, и я знаю точно, что, обратись иудей к начальству за выходным в субботу, отказа не будет — в суверенном Казахстане религиозные интересы граждан не ущемляются.
Иудейская община на сегодняшний момент в Актобе и области не зарегистрирована, но это не означает, что актюбинские евреи — представители одной из древнейших религий — не нуждаются в религиозных отправлениях.
Согласно статистике, евреев в нашем регионе проживает около 400 человек. По словам Якова Гильдиша, для совершения полновесного богослужения необходимо десять мужчин:
— Естественно, их будет больше, когда у нас будет синагога. Ее открытие (строительство) — вопрос времени. Безусловно, при наличии синагоги круг религиозных отправлений расширится. Более того, в ней будут святыни (например, свиток Торы), благодаря которым к евреям вернется привычка посещать храм.
Если говорить о Конституции, замечу, что в книге «Поучения отцов» есть наставление: «Люби любую власть». Без нее воцаряется хаос. Сегодня я с радостью поздравляю соотечественников с Днем Конституции Казахстана и желаю всем мира и процветания. Также поздравляю всех с наступающим еврейским Новым годом, 5779-м от сотворения мира, праздником Рош а-Шана и желаю всем хороших записей в Книге жизней. Рош а-Шана мы будем праздновать с вечера 9 сентября по вечер 11 сентября. Это день 1 тишрея, день суда над всем миром, когда мы трубим в шофар и приглашаем в гости всех.[divider]
Верховенство главного закона
О понятиях светскость и светское государство, с точки зрения религии, рассказывает руководитель областного управления по делам религий Жолдас Калмаганбетов.
В статье 1 п. 1 Конституции РК указывается, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Согласно Основному Закону запрещается дискриминация граждан по их происхождению, социальной, должностной принадлежности и имущественному положению, по половому, национальному, языковому признаку, религиозному верованию. Эти положения, изложенные в Основном Законе, являются признаками светскости нашего государства.
Светскость государства определяет отношение государственных органов управления к вере. В светском государстве государственная власть отделена от религии и религиозных объединений. Государство не вмешивается в дела религии, а религиозные объединения — в дела государства и политику. Проявление религии в светском государстве отражено в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В ст. 3 п. 1 данного Закона указано, что государство отделено от религии и религиозных объединений. Также говорится, что перед Законом все равны: граждане Республики Казахстан, иностранцы и люди без гражданства, вне зависимости от мировоззрения. Никакая религия не определяется как обязательная.
Светскость нашего государства не опровергает религию. Она признает свободу вероисповедания человека и определяет вероисповедание как качество, присущее человеческому бытию.[box type=»shadow» ]Религия в цифрах
На сегодняшний день 86 процентов жителей области причисляют себя к верующим. И только 2 процента, или 16 559 человек, постоянно выполняют религиозные обряды.
В области зарегистрировано и функционирует 91 религиозное объединение. Из них 67 проповедуют ислам, 8 — православие, 2 — католицизм, 13 — протестантство, 1 — Актюбинское общество осознания Кришны.
В 67 зарегистрированных мечетях служат 117 религиозных специалистов (имамы, наиб-имамы, азаншы, муллы, педагоги мечети) с высшим, среднеспециальным образованием.
В целях дальнейшего обеспечения религиозных учреждений кадрами в университете «Нұр Мүбәрак» бесплатно обучается 48 студентов, в российском Исламском университете в Казани — 22 студента.
В настоящее время 168 студентов обучаются в религиозных учебных заведениях.
Благотворительным фондом «Уақып» 24 имамам области установлена дополнительная стипендия.[/box]Справка «АВ»
За пять лет из стен областного колледжа-медресе выпущено около 100 специалистов. Около 30 из них служат при местных мечетях, 30 усовершенствуют свои знания в республиканских и зарубежных учебных заведениях. Актюбинское медресе превратилось в большой очаг религиозного просвещения для всего западного региона страны. Сейчас в нем обучаются 35 человек из Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангыстауской и Кызылординской областей. В связи с чем по инициативе акима области для нового здания колледжа-медресе выделено 5 гектаров земли на территории города Актобе, где будет воздвигнут комплекс, отвечающий всем современным требованиям. А именно: главное здание мечети, колледж, столовая, библиотека, общежитие, спортзал, футбольное поле, торговые павильоны, а также жилые дома. Строительные работы начнутся в следующем году. По плану комплекс полностью будет завершен в 2021 году.[divider]
Сила веры
Его имя должно было стоять вровень с такими именами, как Ахмет Байтурсынов и Алихан Бокейханов. Однако фактов о жизни «врага народа» очень мало. В архивах не сохранилось ни одно его фото. Он не угодил власти и годами безвинно томился за железной решеткой: его обвинили в попытке организации восстания для свержения советской власти. Перед смертью на допросе был вынужден признать себя виновным, чтобы не пострадали другие. Хотя в медицинских записях значится, что «Сагидолла Изтлеуов умер вследствие старческого возраста и слабого здоровья».
Встреча с сынами «Алаша»
Сагидолла родился в 1871 году в Уиле, в семье состоятельного служителя веры. Отец Изтлеу и дед, несколько раз совершившие хадж, сыну также дали соотвествующее образование. В начале прошлого века проучился четыре года в Медине, а затем вернулся в родные края и продолжил дело отцов. Служил муллой в сельской мечети аула № 17, где вскоре открыл школу для преподавания грамоты. Здесь проходила знаменитая Кокжарская ярмарка, и в этих краях было немало образовательных школ-мечетей.
Еще в студенческие годы следил за печатными изданиями Оренбурга, Казани, Уфы, а по окончании учебы стал корреспондентом газеты «Увакит», издаваемой татарами Оренбурга. Писал статьи о внутренней и внешней политике России, о взаимоотношениях национальностей, проживающих в ней, пропагандировал мусульманское воспитание.
В 1917 году в газете «Увакит» ему посчастливилось встретиться с Ахметом Байтурсыновым, Алиханом Бокейхановым и другими единомышленниками, мечтавшими о свободе детей «Алаша». Сагидолла участвовал в работе съездов «Алаша» в г. Уральске, Кокжаре и Каратобе, где высказывал ценные мысли об образовании Казахской автономии. Однако советская власть восприняла идею как попытку переворота, и все члены организации были арестованы. Сагидолла был взят под стражу и отбывал срок с 25 августа 1921 года по 5 апреля 1922 года в уральской тюрьме.
Безвинно оклеветанный
«Вину» ему простили, Сагидолла вернулся в мечеть, стал хазретом и продолжил духовно-просветительскую работу. В 1926-1930 годах в одном только Уилском районе было восстановлено 11 религиозных школ и 20 мечетей. Тесно сотрудничал с Центральным религиозным управлением в Уфе и в качестве члена управления участвовал в работе его съездов.
В тридцатых годах началась конфискация имущества богатых и притеснение религиозных служителей. 8 марта 1930 года народный суд Уила обвинил его в ведении религиозной пропаганды и лишил свободы на 2 года, а также приговорил к пяти годам ссылки и лишил права участия в выборах. Имущество было конфисковано, а его дом стал сельским клубом. Срок свой Сагидолла Изтлеуов отбывал в уилской и актюбинской тюрьмах, затем был переведен на Мугалжарские каменоломни, а дальше — в алма-атинский лагерь.
После освобождения он не отрекся от служения народу. В 1935 году получил приглашение на съезд мусульман в Анкаре, куда съехались 600 делегатов из всех мусульманских стран. Здесь Сагидолле удалось обменяться мнениями по многим вопросам с институтскими друзьями и сотрудниками газеты «Увакит». Он прекрасно понимал политическую обстановку в мире, поэтому поддерживал связь с зарубежными изданиями. Был хорошо знаком с такими известными религиозными деятелями, как Хасан хазрет, Мустафа Кемал паша, и всюду пропагандировал ислам.
Оправдание через полвека
В 1937 году против Изтлеуова было сфабриковано еще одно обвинение — попытка свержения власти, образование панисламской организации, связь с германскими, японскими империалистами. Дома учинили обыск, а самого взяли под стражу. Допросы шли в течение двух месяцев. Измученный ложными обвинениями и убедившись, что ему не дадут оправдаться, Сагидолла 16 августа 1937 года сказал: «…Сегодня я видел сон: вы меня в конце концов расстреляете. Поэтому мне все равно, как я отвечу. Пусть я и моя семья осиротеют, но я не хочу, чтобы осиротели другие ни в чем не повинные люди». Так он принял на себя вину. Вдовой стала супруга Айбарша, сиротами остались дети Кажыгали, Сагадат и Дильшат.
Только в 1990 году, спустя 50 лет, дело Сагидоллы Изтлеуова, состоящее из 100 страниц, было пересмотрено. За неимением состава преступления имя достойного сына казахского народа было оправдано.[divider]
Над Главной темой работали Татьяна ВИНОГРАДОВА и Абат КАРАТАЕВ