Аким Актюбинской области Елеусин Сагиндиков: Форсированная
индустриализация и развитие Актюбинской области до 2020 года
В январском Послании Главы нашего государства Н.А. Назарбаева определены перспективы развития Казахстана до 2020 года. Его основу составляют мероприятия, вытекающие из задач второго десятилетия Стратегии «Казахстан-2030».
В Послании предопределен переход к новому качественному росту экономики, что будет способствовать формированию практически нового облика страны. Посткризисная модель развития должна обеспечить Казахстану выход на внешние рынки и его интеграцию в региональную и мировую экономику в качестве конкурентоспособного государства.
В новом десятилетии базу качественного роста страны должно обеспечить экономическое и социальное развитие регионов на основе их форсированной индустриализации. В основе этого роста должен лежать инициативный поиск регионами дополнительных путей и источников своего развития, всестороннее привлечение извне материальных и финансовых ресурсов. В этой связи задачи экономического и социального развития требуют от регионов новых подходов к выстраиванию не только внутрирегиональных, но и республиканских и межрегиональных взаимоотношений.
Региональная политика государства постоянно трансформируется. Прежде республиканские органы управления руководствовались принципом финансового выравнивания развития территорий через систему регулирования межбюджетных отношений. Затем иждивенческий подход был исключен. Новая концепция требует от регионов большей самостоятельности, инициативы и активности в выборе альтернатив из многовариантных решений, что учитывается в ходе разработки в регионах программ развития территорий на пятилетний период.
Задачи форсированного индустриально-инновационного развития требуют формирования регионов в качестве центров экономического роста и конкурентоспособности страны. В Актюбинской области сформирована Инвестиционная программа до 2015 года. Предусматривается реализовать 617 инвестиционных проектов на сумму 12,8 млрд. долларов США, создать 35 тысяч новых рабочих мест. Благодаря реализации этой программы будет значительно укреплен экономический потенциал Актюбинской области, ее районов и областного центра. Достижение этих целей находится в четком соответствии со стратегическими направлениями развития области до 2015 года.
Большое влияние на выполнение пятилетней программы окажут показатели 2010 года. С начала текущего года взят хороший старт. По итогам четырех месяцев т.г. ИФО промышленного производства составил 114,3%. По обрабатывающей отрасли ИФО составил 211,9%. Произведено продукции в 1,7 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. Объем поступлений платежей в бюджет вырос в 2,9 раза против прогноза и в январе-апреле составил 115,6 млрд. тенге. По Инвестиционной программе в 2010 году в области реализуются 257 инвестиционных проектов общей стоимостью более 165,1 млрд. тенге с созданием 10 тысяч новых рабочих мест, из них 43 проекта в рамках ФИИР с объемом инвестиций 133,5 млрд. тенге. В социальной сфере будет реализовано 214 проектов общей стоимостью 31,6 млрд. тенге.
Сохраняя эти позитивные тенденции и форсируя решение проблем в индустриальной сфере, регион сможет создать хорошую базу для перехода к выполнению экономических и социальных задач новой пятилетки. Одной из основных социальных задач, поставленных Президентом, является обеспечение населения основными продуктами питания за счет собственного производства.
«К 2014 году более 80% внутреннего рынка продовольственных товаров должны составлять отечественные продукты питания». В Актюбинской области в 2009 году достигнута обеспеченность по 16 из 23 наименований продуктов питания (69,5%). По программе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития уже введены в эксплуатацию 8 мясоперерабатывающих производств, 2 хлебозавода, новый цех растительного масла ТОО «Туркуаз Эдибл Ойл Индастриес», 2 крупные мельницы, птичники ТОО «Ак Кус» и другие объекты. В текущем году за счет реализации таких крупных проектов, как строительство Бестамакского животноводческого комплекса, молочнотоварной фермы ТОО «Айс» (на 1 200 КРС), теплицы ТОО «Изет» (на 1 500 тонн овощей), реконструкции птицефабрики ТОО «Рамазан» (яйца) и 4 птичников птицефабрики «Аккус» (птичье мясо) обеспеченность ожидается по 19 видам, что составит 82,6%. А к 2014 году за счет реализации проектов пятилетней Инвестиционной программы регион сможет увеличить объемы продуктов питания собственного производства до 90%.
В соответствии с поставленными Президентом страны задачами к 2020 году Казахстан должен войти в число
50-ти стран с самым благоприятным бизнес-климатом. Это требует больше внимания уделять развитию малого и среднего бизнеса. К концу десятилетия, говорится в Послании, «доля МСБ в ВВП должна быть повышена до 40%».
В Актюбинской области в 2009 году доля субъектов МСБ в общем объеме ВРП составила 19,1%. В предстоящем десятилетии этот показатель должен вырасти более чем в 2 раза. Увеличению доли МСБ в ВРП будет способствовать выполнение мероприятий государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Выделенные средства из республиканского бюджета будут направлены на оздоровление предприятий через субсидирование ставки вознаграждения по выданным кредитам и по кредитам для новых проектов; частичное гарантирование кредитов для новых проектов; развитие производственной инфраструктуры; сервисную поддержку ведения бизнеса.
Продолжится реализация совместной программы с АО «ФРМП «Даму» по софинансированию бизнеса и программы «Бизнес-советник» по обучению населения с предпринимательской инициативой и действующих предпринимателей; активизация деятельности микрокредитных организаций; бизнес-инкубаторов. Согласно составленным прогнозам, доля МСБ в Актюбинской области достигнет 40% уже к 2015 году. Достигнуто это будет за счет масштабной поддержки бизнеса, реализации инвестиционных проектов МСБ, в том числе открытия сервисных компаний вокруг крупных предприятий, развития объектов придорожного сервиса вдоль МТК «Западная Европа — Западный Китай» и др.
Стратегия ФИИР акцентирует внимание на обрабатывающей промышленности. Опережающие темпы роста объемов производства в этом секторе становятся основой экономического развития. В Послании Главы государства подчеркивается, что в целом по республике «доля обрабатывающей промышленности в ВВП должна составлять к 2015 году — не менее 12,5%, а к 2020 году — 13%».
В Актюбинской области в 2009 году доля обрабатывающей промышленности составила 8,1%. Согласно вышеназванной Инвестиционной программе на пятилетний период по государственной стратегии форсированного индустриально-инновационного развития планируется ввод более 100 объектов, в том числе 72 — в обрабатывающей отрасли. Благодаря вводу новых высокотехнологичных производств, предусмотренных программой, в 2015 году доля обрабатывающей отрасли в ВРП вырастет до 13 процентов, а к 2020 году до 15%.
Новые высокотехнологичные производства будут введены в металлургической отрасли. Это модернизация производства с использованием инновационных технологий увеличения производства высокоуглеродистого феррохрома до 5,2 млн. тонн в год на АО «Актюбинский завод ферросплавов» «ТНК «Казхром». Новые высокотехнологические мощности цеха №4 по поручению Главы государства должны быть введены уже в 2011 году, то есть вступят в строй на год раньше предусмотренного проектом. Таким образом, развитие металлургического кластера по-прежнему будет определяться политикой АО «АЗФ».
АО «Актюбрентген» в своей инвестиционной программе предусматривает создание на собственной базе высокотехнологичной подотрасли с высокой добавленной стоимостью. В 2010 году будет освоен выпуск принципиально нового компьютерного томографа на 16 срезов. Таким образом, предприятие сохраняет за собой статус единственного в республике производителя рентген-аппаратуры.
В горнодобывающем комплексе продолжится развитие мощностей Донского ГОКа. Это вторая очередь шахты «10-летие Независимости Казахстана» стоимостью порядка
4 млрд. тенге; модернизация технологического оборудования на 8 млрд. тенге, а также второй компании по добыче и переработке хромовой руды — «Восход-Ориел».
Развитие нефтегазового сектора будет определяться политикой АО «СНПС-Актобемунайгаз», где завершится строительство Жанажолского ГПЗ. С вводом в строй второй и третьей очередей завода решаются вопросы полной переработки и утилизации добываемого попутного газа и выхода на мировой рынок. Это предприятие максимально обеспечит потребности промышленных производств и населения области в дешевом газе. В районах нефтедобычи существенно улучшится социальная и экологическая обстановка.
В числе относительно новых проектов — организация производства фосфоритных удобрений на базе Чилисайского месторождения фосфоритов. Объемы производства уже в 2010 году составят 150 тысяч тонн фосфоритного концентрата, с дальнейшим увеличением до 570 тысяч тонн в 2012 году и 5,2 млн. тонн к 2017 году. Предусмотрено создание высокотехнологичного производства по выпуску калийных удобрений мощностью 200 тысяч тонн в год на сумму 60 млрд. тенге. В Хромтау ведется строительство глиноперерабатывающего предприятия мощностью 200 тысяч тонн.
В стадии изучения находится вопрос создания медного кластера по следующей схеме: медная руда — концентрат — медь рафинированная — катанка медная — медный кабель и провод связи — кабель электрический на базе АО «Актюбинская медная компания» и корпорации «Казахмыс». Для развития медной отрасли перспективным является и привлечение второй компании с учетом расширения местной базы оруднения. Таким образом, начиная с 2010 года приоритетами региональной промышленной политики являются: индустриальный рост; снижение зависимости экономики от производства сырья; закрепление качественного прорыва по ключевым направлениям развития и создание новых отраслей промышленности.
Модернизация и расширение действующих производств, а также ввод новых высокотехнологичных производств будут способствовать росту в структуре экспорта доли несырьевого сектора. В 2009 году по области она составляла 31,8%, а в 2014 году вырастет до 45,3%. То есть задача, поставленная Президентом страны, в нашем регионе будет решена значительно раньше. Как и прежде, основной вклад в рост экспортных показателей внесут АО «ТНК «Казхром», АО «АЗХС», АО «Актюбрентген», ТОО «Туркуаз Эдибл Ойл Индастриес» и другие предприятия. В связи с вводом новых объектов АПК, в том числе откормплощадок, мясокомбинатов и убойных пунктов, внедрением влагоресурсосберегающей технологии вырастет экспортный потенциал аграрной отрасли. К 2015 году он составит 539,8 млн. долларов США, или вырастет с 1,3% в 2009 году, до 8% — в 2015 году.
Как отмечено в Послании Президента, «производительность труда в обрабатывающей промышленности должна быть повышена в 2 раза, в сельском хозяйстве — как минимум в 4 раза, в том числе к 2015 году — в 2 раза, к 2020 году — в 4 раза». В 2009 году в нашей области производительность труда в обрабатывающей промышленности составила 7,5 млн. тенге, а в сельском хозяйстве — 312,7 тысячи тенге.
В целях реализации Послания Президента нам нужно продолжить работу по реализации проектов, направленных на внедрение новых переделов в цепочке добавленных стоимостей на основе высокотехнологичных производств, которые будут наращивать производительность труда в отрасли переработки. Так, ввод цеха №4 Актюбинского завода ферросплавов (новый завод) по производству высокоуглеродистого феррохрома мощностью 441 тысяча метрических тонн высокоуглеродистого феррохрома в год позволит увеличить производительность труда в 4 раза. Строительство горно-обогатительного комплекса на месторождении «Юбилейное» с годовым объемом переработки до 5 млн. тонн золотосодержащей руды в год, с получением сплава в Доре до 8 тысяч кг и катодной меди до 14 тысяч тонн; завод по производству никелевого штейна мощностью 10 тысяч тонн в год никеля в штейне ТОО «Бадамшинский никелевый завод».
Достижение поставленных задач в сельском хозяйстве требует большего внимания к повышению продуктивности полей и ферм путем внедрения в производство достижений науки, современной технологии и организации производства. Сюда относятся внедрение в сельскохозяйственное производство влагоресурсосберегающих технологий на 80% площади зерновых культур и создание специализированных хозяйств по производству картофеля, овощей с применением капельного орошения и теплиц. А также создание крупных откормочных площадок и животноводческих комплексов с применением передовых технологий производства свинины, птицы, говядины, молока, баранины и конины и ее поставки на экспорт.
Валовая продукция сельского хозяйства в 2015 году достигнет 122,5 млрд. тенге против 61,2 млрд. тенге в 2009 году. Для достижения роста производства планируется к тому же периоду увеличить: производство зерна — в 2,8 раза; масличных — в 2,2 раза; картофеля- в 2,3 раза; овощей — в 2,6 раза; мяса и шерсти — в 1,6 раза; молока и яиц — в 2,2 раза.
Внедрение на предприятиях мер технического перевооружения и модернизации производства, совершенствование организации производства и управления, в том числе систем менеджмента качества и рационального использования трудовых ресурсов послужат росту производительности труда в обрабатывающей отрасли в 2020 году в 2 раза (с 7,5 млн. тенге до 15 млн. тенге), а в сельском хозяйстве в 4 раза — с 312,7 тысячи тенге до 1250,6 тысячи тенге. То есть задачи Главы государства будут выполнены в качественном и количественном параметрах.
Президентом страны определен центральный элемент стратегии развития республики до 2020 года — ставка на инновации. Именно инновационная индустриализация и развитие инновационного человеческого капитала должны стать ключевым фактором, который обеспечит благополучие страны в будущем. В предстоящие пять лет доля инновационно активных предприятий области увеличится на 15%, а к 2020 году достигнет 20%. Наш регион имеет все предпосылки к этому: мощный производственный, транспортно-логистический и научный потенциал. На системной основе вводятся новые мощности, расширяется ассортимент и осваиваются новые виды продукции с использованием технологических инноваций и ноу-хау. В последние три года доля инновационных предприятий составляла по области от 4 до 6 процентов. Намечены меры по стимулированию инновационной активности предприятий, внедрению на них новых технологий производства. Появятся новые виды продукции — никель-кобальтовая руда; никель в штейне; гранулированный чугун; ферроникель; горячекатаный и холоднокатаный прокат; калийные фосфоритные удобрения; цемент; целлюлозно-бумажная продукция и др.
Одним из первых в области был создан кластер строительных материалов. В последние годы с привлечением денежных средств «Банка развития Казахстана» и «Инвестиционного фонда» завершено строительство нескольких объектов, а выпускаемая номенклатура строительных материалов перевалила за два десятка наименований, внутренние потребности на 69% удовлетворяются местными производителями. К 2015 году потребности внутреннего строительного рынка будут покрываться более чем на 80%. Развитие стройиндустрии за счет реализации инвестиционных проектов позволит расширить номенклатуру выпускаемых товаров.
В 2010 году будет введен битумный завод мощностью 100 тысяч тонн в год; в 2012 году — цементно-клинкерный терминал в г.Актобе мощностью 300 тысяч тонн в год; в 2014 году — комбинат индустриального строительства мощностью 500 тыс. кв. метров; линии по производству сантехнических изделий мощностью 1 млн. штук в год; облицовочной плитки мощностью 5 млн. кв. метров в год. В перспективе будет построен глиноперерабатывающий комбинат для керамической продукции мощностью 200 тысяч тонн в год. В дальнейших планах остается строительство завода по произ-водству листового стекла и других объектов. Благодаря реализации этих проектов структура строительного производства будет более адаптирована к решению задач эффективного экономического развития и формирования нового облика Казахстана.
В предстоящем десятилетии Казахстан начнет выполнять на мировом рынке новую важнейшую миссию, выступая в качестве трансконтинентального экономического моста взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно-азиатской экономических систем. В связи с этим к 2015 году предстоит практически заново создать эффективный транспортный коммуникационный комплекс, который должен содействовать как эффективному развитию экономики Казахстана, так и его интеграции в международную транспортную систему.
Для соединения транспортными коммуникациями всех регионов Казахстана предусмотрено построить шесть транспортных коридоров, прежде всего автомобильных и железнодорожных. Нашему региону в решении этих задач отводится немаловажная роль. На западе республики широтные транспортные коридоры свяжут между собой все области. С помощью меридионального транспортного коридора юг Казахстана соединится с Россией в границах магистрали Шымкент — Кызылорда — Актобе — Оренбург. Центром всех этих связей станет Актюбинская область.
Самым глобальным транзитным проектом является МТК «Западная Европа — Западный Китай». Международные транспортные коридоры не могут эффективно функционировать без их производственной инфраструктуры. Новым направлением инвестиционной деятельности в регионе становится строительство терминалов, складов временного хранения, мест для выполнения погрузочно-разгрузочных операций, центров информационных и логистических услуг, подразделений банковских и финансовых институтов и т.д. Для субъектов малого и среднего бизнеса важной задачей становится создание отвечающей международным стандартам придорожной инфраструктуры и строительство комплекса дорожных сервисных пунктов. Это гостиницы, кемпинги, точки питания, торговые и медицинские пункты, автозаправочные станции, пункты связи и информационных услуг. Подобные комплексы должны быть расположены на расстоянии не менее чем через сто километров.
Продолжится развитие железнодорожного транспорта. Перспективным направлением его развития является перевод на электрификацию. Снизится вес энергетической составляющей в себестоимости продукции при перевозках; значительно улучшится экологическая ситуация в местах расположения железных дорог. На электрообеспечение будет переведена часть населенных пунктов в местах расположения железных дорог, что немаловажно в условиях энергодефицита Актюбинской области и в социальном плане.
В Стратегии развития территории до 2020 года предусмотрена модернизация транспортных коммуникаций внутри области. Это не только комплексная программа строительства внутрирегиональных автомобильных дорог, но и их инфраструктурных объектов, создание современных транспортно-логистических центров, грузовых и пассажирских терминалов, СТО и др.
Форсированная индустриализация и диверсификация экономики требуют новых подходов и значительного улучшения экологического состояния Актюбинской области. Главной задачей в системе природопользования остается восстановление экологического равновесия и стабилизация качества природной среды. Инвестиционные проекты должны учитывать требования оздоровления экологического состояния территории, снижения влияния выбросов промышленных предприятий на здоровье населения. Они должны включать задачи удаления исторических загрязнений, сокращения накоплений отходов производства и потребления; локализации существующих очагов загрязнения и др.
В новой Стратегии территориального развития больше внимания должно быть уделено вопросам институционального развития. В рамках «Дорожной карты» в 2009 году во всех районах проведена большая работа по ремонту улиц и дорог, озеленению и благоустройству населенных пунктов. Строительство парков, реконструкция питомников и заброшенных плодовых садов, восстановление их оросительной сети и создание зон отдыха для населения осуществлялись с привлечением в летний период студенческих отрядов «Жасыл ел».
В 2010 году в выполнении работ на благоустройстве и озеленении области в рамках марафона «Расцвет села — расцвет Казахстана» активное участие примет молодежь. Сформировано около 400 отрядов из студенческой и учащейся молодежи в составе более 50 тысяч человек. В сфере производства эту инициативу поддержали еще более 20 тысяч человек. Из областного бюджета на проведение молодежного марафона-эстафеты выделен
1 млрд. тенге. Работа в данном направлении ведется на постоянной и системной основе, на всех уровнях созданы штабы и центры управления.
В предстоящем десятилетии город Актобе должен сформироваться как новый межрегиональный центр на западе республики, стать в будущем городом с миллионом жителей. На национальные города-лидеры возлагаются важные задачи. В том числе — формирование региональных инновационных систем; транспортных узлов, обеспечивающих технологизацию процессов перетока ресурсов между Европой и Азией; создание региональных центров по предоставлению широкого спектра услуг, отвечающих международным стандартам и др. Обустройство Актобе как нового макрорегионального центра становится важной задачей городского акимата и всех местных органов управления. Уже сегодня мы должны иметь адекватную требованиям времени Концепцию развития Актобе до 2015 года, определить идеологию его развития до 2020 года.
Прежде всего Актобе должен формироваться как центр инновационной экономики региона. В нем должны быть созданы образовательно-инновационные, бизнес-технологические и поддерживающие комплексы, объединенные в региональной инновационной системе. В этой системе должен занять свое место и региональный технологический парк «Актобе». Для работы в научно-инновационных центрах нужно привлечь кадровый потенциал из Актюбинской и других областей Западного Казахстана, а также из других стран и регионов.
Эффективному использованию транзитного потенциала областного центра мешает инерция восприятия его как традиционного транспортного узла Актюбинской области. Новая миссия города Актобе — выступать в качестве межрегионального транспортного центра страны в Западном Казахстане. Поэтому его развитие должно осуществляться в качестве важнейшей части в Северной оси территориального развития республики.
Формирование Актобе как регионального сервисного центра современного Казахстана требует большого привлечения частных и государственных инвестиций. Они должны быть направлены на скоординированное развитие всей инфраструктуры. В том числе производственной, энергетической, инженерной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры как республиканского, так и межрегионального и областного уровней. Реализация инфраструктурных проектов, направленных на расширение энергетических и тепловых мощностей, упорядочение транспортных потоков и улучшение экологической ситуации в областном центре уже осуществляются в рамках инвестиционной программы города.
Сейчас необходимо составить полный перечень имеющихся инфраструктурных проектов и заполнить их белые места, отдавая приоритет строительству сети объектов современной социальной инфраструктуры. Обновление имиджа города позволит использовать Актобе в качестве еще более привлекательного места для международного бизнеса; проведения научных и культурных мероприятий, центра делового туризма.
В последние годы в Актобе регулярно проводятся республиканские и международные научные форумы и конференции, выставки и ярмарки предпринимателей, республиканские мероприятия по празднованию юбилеев выдающихся людей нашей земли. В 2010 году инвестиции в основной капитал города значительно увеличатся. Больше запланированного будет введено жилья за счет всех источников финансирования. Строительство новой развязки в районе путепровода в пятом микрорайоне с расширением движения по улице Тургенева и подземного перехода позволят несколько разгрузить транспортные потоки в областном центре. Будет продолжен капитальный ремонт городских улиц и проспектов.
В связи с вышеизложенным в системе регионального управления заметно возрастает необходимость координации действий различных уровней исполнительной власти. Государственная политика развития территорий предполагает также усиление государственно-частного партнерства на всех направлениях экономического и социального развития регионов.