Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Гаджет на колесах

По всему миру с каждым годом растут продажи. В Казахстане спрос на экологичный вид транспорта также увеличивается. На 1 июня количество электромобилей в стране уже достигло 10 тысяч.


Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей».
Закон направлен на популяризацию экологически чистого транспорта в республике и развитие инфраструктуры для электромобилей.
Так, в Земельный кодекс вносятся поправки касательно предоставления земельных участков общего пользования для электромобилей, размещения электрозарядных станций, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий.



Решением Евразийского межправительственного совета беспошлинный ввоз электромобилей продлили на два года, до 31 декабря 2025-го. Для Казахстана выделена квота – 30 тысяч автомобилей.


Самую большую популярность этот гаджет на колесах приобрел у алматинцев и жителей столицы. Актюбинцы же пока в раздумьях: стоит ли переходить на автомобили будущего?
По данным департамента полиции, в Актобе зарегистрировано 69 электрокаров. Самые популярные модели электромашин марки Zeekr и Volkswagen. Первых в нашем городе 31 единица, вторых – 12 штук. Число владельцев Tesla у нас достигло 8, а BYD – 6. Еще есть электрокары Avatr – два, BMW – один, Honda – три, Hongqi – один, Mеrcedes – три, Toyota – два.
Старший госавтоинспектор ПС Алибек Ермагамбетов рассказывает, что электромобили освобождены от уплаты утильсбора и налога. Госпошлина на электрокары 2022 года выпуска составляет 100 тысяч тенге, за машины 2023-2024 года – всего 923 тенге. Особых требований в эксплуатации таких машин нет. Так же, как и традиционный автотранспорт, электрокары обязаны проходить регулярный техосмотр.
С увеличением количества электрокаров в городе появились и первые электрозарядные станции. Расположены они за ТРЦ «Керуенсити», в районе Кендала и в 12-м микрорайоне, в автосалоне «Автокар».


Комфорт и экономия во всем

Предпринимательнице Камиле электрокар марки Zeekr Х подарил супруг на день рождения.



По мнению экспертов, среднее потребление электромобиля в год – около 2,5-3,2 тысячи кВт/час. Для сравнения, среднестатистический бытовой холодильник за этот же период расходует 300-400 кВт/ч.


Женщина рассказывает, что машину заказывали в Китае. Через менеджера сразу обговорили цвет автомобиля, салона и полную комплектацию.
– Электрокар – очень маневренная, комфортная и тихая машина. За три секунды разгоняется до 100 километров в час. Находясь в салоне, не слышишь звука двигателя. В плане безопасности у нее тоже одни плюсы. Машина реагирует на любые препятствия, предупреждая сигналом. Я как-то сдавала назад, а там яма на пути, машина сама остановилась. При запуске двигателя двери автоматически закрываются, а кресло принимает удобное положение для водителя. Из плюсов: система быстро охлаждает салон в жаркую погоду и быстро нагревает его в морозы. Есть еще подогрев и охлаждение сидений водителя и пассажира, – перечисляет преимущества своей машины Камила.
Не разочаровал электрокар хозяйку и зимой.
– Когда ударили первые морозы, думала, не запустится. Но нет. Машина запросто завелась. Ее и прогревать не надо. За две секунды разогревается, – говорит предпринимательница.
По словам Камилы, электрокар – очень экономичная машина в плане эксплуатации.
– В нем только электродвигатель и аккумулятор. Масло менять не надо. Налог за нее не платишь, растаможки нет, госпошлина маленькая. Да и заправлять не надо. Когда у меня была другая машина с объемом двигателя 3,5, каждый день ездила на заправку. Это при том, что передвигаюсь я только по городу: из дома – на работу, с работы – в магазин и домой. Подсчитала: в год мы с мужем тратили на бензин до миллиона тенге. А ведь такие расходы практически у каждой семьи. Электрокар же работает от зарядки, –
делится Камила.
– Кстати, а где вы заряжаете свою машину? – интересуюсь у нее.
– Дома. При покупке машины в комплекте шла своя станция с выходом на 220 Вольт и на 380 Вольт с переходником. Зарядное устройство стоит у нас в гараже. Его подключаешь в розетку, а к машине идет типа пистолета со шлангом, как на заправке. Мы ставим на зарядку на ночь. Полной зарядки хватает на 500 километров. Мне при моем передвижении заряженной батареи хватает на неделю/десять дней, – поясняет она.
Один минус в такой машине все же имеется. Камила признается, что электрокар предназначен только для езды в пределах города. На дальние расстояния такая машина не потянет. Все дело в отсутствии электрозарядных станций. Да и чтобы подзарядить машину, уйдет от получаса до трех часов минимум. Чтобы зарядить батарею полностью, нужно потратить шесть часов. Согласитесь, это очень долго.

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА


Профессия будущего

Электромехаников по обслуживанию электромобилей начнут готовить в автодорожном колледже.

Их будут обучать по специальности «техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация электромеханического оборудования». По окончании обучения присваивается квалификация «техник-электромеханик». На специальность предусмотрено сто бюджетных мест.
– Учитывая спрос на электромехаников, мы решили ввести дополнительные модули в программу обучения. Для обучающихся это большой плюс. В плане того, что они одновременно будут осваивать сразу два направления: электромеханика по обслуживанию традиционных машин и электрокаров, – говорит директор Актюбинского автодорожного колледжа Галия Жумагазина.
До этого года колледж выпускал электромехаников, специализирующихся на ремонте и обслуживании электрооборудования. Теперь же в программу ввели дополнительные модули по обслуживанию, диагностике и ремонту электромобилей.
Преподаватели прошли стажировку в Восточно-Казахстанском техническом университете имени Д. Серикбаева в Усть-Каменогорске. На базе этого вуза работает единственная в стране мастерская автомобильного транспорта Лу Бань, открытая в прошлом году при содействии китайских партнеров.
В этой мастерской планируют готовить инженеров по обслуживанию электромобилей. Во время стажировки педагоги изучали принципы работы современного энергооборудования, знакомились с новыми технологиями в электроэнергетике, поработали с макетами электромобилей. С учетом новых знаний они и составили учебный план. Теперь во время занятий будут обучать ребят навыкам сервисного обслуживания авто, настраивать зарядные станции.
– Наши выпускники по специальности «электромеханика» смогут заниматься обслуживанием не только традиционного электротранспорта, но и электромобилей, установкой зарядных станций. Мы будем обучать ремонту электросиловых установок и аккумуляторных батарей. Все необходимое оборудование в колледже есть.
Обучающиеся тренируются на специальных тренажерах, – разъясняет заместитель директора по учебно-производственной работе, главный эксперт по ремонту электромобилей Рахметтула Абуов.
По госзаказу планируется набрать 100 человек на специальность «техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация электромеханического оборудования». 50 мест рассчитано на выпускников 9 классов и столько же – на выпускников 11 классов. На базе 9 классов учатся 3 года 10 месяцев, на базе 11-го – 2 года 10 месяцев. Обучение бесплатное,
выплачивается стипендия.
Кроме того, в колледже открываются платные краткосрочные курсы (10 месяцев) для обучения электромехаников по ремонту и диагностике электрокаров.
– Наши выпускники могут работать не только на СТО. У нас действует договоренность с постоянными социальными партнерами, в числе которых ТОО «Автопарк», «Вест Моторс Сервис», «Көл Авто», «Илек Лада», «КазАвтоЖол», «Aktobe Hyundai Motors», Национальный центр качества дорожных активов, где учащиеся проходят практику. Зачастую многие из них трудоустраиваются у наших социальных партнеров, – говорит Галия Жумагазина.
Напомним, в прошлом году третьекурсник автодорожного колледжа Роберт Мифтахетдинов занял первое место в Национальном чемпионате «WorldSkills Kazakhstan-2023» в Астане и вошел в число лучших по итогам республиканского турнира. В этом году Роберт будет участвовать в конкурсе, который пройдет во Франции («Автомобильных дел мастер», «АВ» от 16.02.2024 г.).

Айжан ШАУКУЛОВА

Фото предоставлено автодорожным колледжем

Колонка "Взгляд"