На протяжении почти трех десятилетий граждане республики отмечают всенародный праздник — день принятия Основного Закона нашего государства. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года в условиях распада СССР.
Нуртаза АБДОЛЛАЕВ, первый председатель территориальной избирательной комиссии по Актюбинской области.
Как отмечают правоведы, данное поистине историческое событие сформировало казахстанскую систему государственных взаимоотношений, способствовало переориентации внутриполитического направления государственного механизма управления. Конституцией 1993 года была закреплена независимость Казахстана, законодательно оформлен институт президентства, на который была возложена политическая ответственность за функционирование всей исполнительной ветви власти.
Принятие первой демократической Конституции — историческое, масштабное событие в жизни Казахстана. В то же время Конституция 1993 года была рассчитана лишь на краткосрочные перспективы. Она послужила своеобразным законодательным плацдармом демократизации государства, основой экономической, социально-политической модернизации государственности. Но необходимость глубоких преобразований и реформ обусловили разработку и принятие новой Конституции. Время показало, что нужен новый Основной Закон страны, который объективно учитывает особенности формирования и укрепления государственности.
В связи с этим Президентом страны была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции, которая представляла Казахстан как президентскую республику с расширенными, но сбалансированными полномочиями всех ветвей власти. В преамбуле новой Конституции 1995 года было подчеркнуто, что: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».
Принятию Основного Закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением республики. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных собраний, в которых приняло участие более 3 миллионов граждан. Было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. По Конституции высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы. В 55 статей было внесено более 1 100 поправок и дополнений. Всего в Конституции 9 разделов и 98 статей. В случае необходимости Парламент может вносить изменения и дополнения.
Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на Всенародном референдуме. Документ является качественно иным по содержанию в отличие от Конституции Республики Казахстан 1993 года. По Основному Закону Казахстан утверждает себя унитарным, демократическим, правовым, социальным, светским государством (статья 1). Конституции достаточно убедительно отражены нормы, касающиеся не только прав гражданина, но и прав человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми (право на жизнь, на свободу совести и др., например, статьи 12–22).
Республика Казахстан является унитарным (неделимым, не состоящим из федеративных образований) государством (статья 2) с президентской формой правления.
По Конституции казахстанский народ является единственным источником государственной власти и осуществляет ее непосредственно через республиканский референдум, свободные выборы, а также путем делегирования своей власти государственным органам (статья 3).
Президент Республики Казахстан является центральной фигурой политической системы, возвышается над ветвями власти, что соответствует государству с президентской формой правления, с реальной системой сдержек и противовесов (статьи 40–48), что вполне соответствует мировому опыту государственного устройства. По Конституции в стране действует двухпалатный законодательный орган — Парламент с Сенатом и Мажилисом (статьи 49–50).
Знать свои права и уважать закон в нашем обществе должен каждый. Законы и существуют для того, чтобы справляться с возникающими спорами, конфликтами. В демократическом обществе граждане должны быть способны разумно решать спорные вопросы. Необходимо всегда помнить, что важно не просто знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только тогда возможна эволюция в мудром и справедливом государстве.
Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента республики, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией. Если Президент республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством — не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента — принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы.
Установленные Конституцией положения о независимости государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики являются неизменными. Изменения и дополнения в Конституцию страны выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи.
За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции в 1998, 2007, 2011 и 2017 годах, были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного Закона. Они в основном коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.
Таким образом, на общенародном референдуме 30 августа 1995 года казахстанцы в традициях демократии выразили единую волю и всецело поддержали принятие новой Конституции — Основного Закона, по которому модернизируется суверенный Казахстан.
Масштабные реформы, осуществленные в Республике Казахстан за годы независимости по инициативе Главы государства, уровень развития во всех сферах жизни общества, реальное международное признание убедительно объективно подтверждают, что Конституция является прочным стержнем общественно-политических, социально-экономических, культурных преобразований, фундаментом программы «Рухани жаңғыру — духовное обновление». Основной Закон — гарант прав и свобод гражданина суверенного Казахстана — обеспечивает необходимые условия для его гармоничного развития.