Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Гарантия в деле

В Актобе прошел двухдневный тренинг
по консалтингу. В ходе семинара  актюбинские предприниматели рассказывали о своих успехах, достигнутых с помощью внешних консультантов. Часть стоимости услуг консалтинговых компаний, нанятых бизнесменами для продвижения своего
проекта, оплачивала Программа BAS.
Организация, финансируемая
правительством Японии и Европейским банком

реконструкции и развития (ЕБРР), на территории Актобе работает с 2005 года. За этот период

она поддержала 53 проекта.

42 из них уже получили свои гранты, остальные
на стадии реализации.

Пилюлю на дом

ТОО «АктобеФармЦентр» является одним из крупных поставщиков фармацевтических средств по Западному Казахстану. Оно известно актюбинцам сетью аптек «Айболит». По словам начальника отдела закупок ТОО Бибигуль Айтжановой, два года назад фирма имела 14 аптек, где работали 44 фармацевта.

— Мы являемся прямыми дистрибьюторами крупных отечественных и зарубежных фирм, работаем без посреднической надбавки, — рассказывает Бибигуль Айтжанова, — поэтому имеем возможность реализовывать лекарственные препараты по доступным ценам.

Но этого было недостаточно. И без того насыщенный местными компаниями фармрынок Актобе заполнили алматинские брэнды. В этой ситуации предприятие решило увеличить объем продаж за счет повышения качества обслуживания клиентов. Консультантом фармацевтов выступила Айжан Дуйсебаева из агентства тренинга и консалтинга «Диалог».

— Изучив ситуацию, мы обнаружили, что у аптеки действительно хороший резерв для развития, — говорит тренер-консультант, — но когда только в одном доме  в 8-м микрорайоне расположены сразу 3 аптеки, можно ли говорить о высоком уровне конкуренции? Надо было найти ответ на вопрос: что еще предпринять, чтобы было больше клиентов?

Сегодня клиенту недостаточно, чтобы в наличии были необходимые лекарства и умеренные цены – они заинтересованы в хорошем сервисе, — утверждает она.

Тайный клиент

Чтобы выявить сильные и слабые стороны фирмы, консалтинговая компания провела диагностику. Для этого наняли людей, которые выступали в качестве покупателей. В обязанности «тайных клиентов» входила оценка работы провизоров по определенным критериям. В итоге персонал аптек прошел курс обучения и начал работать по единому стандарту.

Решено было пойти дальше: слегка повысить ожидания клиента. Рядом с аптекой прилавочного типа «Айболит» поставили аптеку открытого типа. Помогли владельцам с выбором интерьера и дизайном мебели. Кроме этого, в аптеке поставили диван, где клиент может выпить лекарство или просто посидеть. Там он может бесплатно измерить давление.

В аптеках «Айболит» позволили возвращать лекарства, если они по каким-либо параметрам не подходили клиенту. Естественно, если сохранена целостность упаковки. Кроме этого, фирма организовала в аптеках круглосуточный режим работы и доставку лекарств на дом, если он закупил их более чем на две тысячи тенге. Работает информационная служба, где клиент может получить консультацию по применению того или иного препарата. Раз в две недели выпускаются газета и календари с координатами фирмы.

— Словом, делаем все, чтобы клиент был удовлетворен уже на первом этапе контакта с аптекой, — говорят представители фирмы.

На данный момент число аптек «Айболит» выросло до 28, пять из которых находятся в районах. В них работают 150 фармацевтов. Кроме этого, фирма открыла филиалы в Актау, Атырау и Уральске.

Виртуальный сантехник

В скором времени с помощью всемирной паутины актюбинцы могут заказать любую услугу, не выходя из дома или находясь на работе. Такую идею намерена осуществить предпринимательница Лиза Мендыбаева. ТОО «Актобе-экспресс», созданное в 2002 году, пока фирма ограничивается доставкой разной корреспонденции, но ее руководство намерено расширить свои услуги и сделать их более доступными.

— У меня были идеи, которые я боялась озвучить, — признается Лиза Мендыбаева. — Я хотела автоматизировать всю работу курьерской службы, создать единый центр связи по всему Казахстану. Данный проект снизил бы затраты по содержанию офисов в других городах, но самое главное – повысил бы качество оказываемых услуг.

На разрабатываемом сайте будет представлен каталог товаров и услуг, то есть Интернет-магазин. С его помощью человек может, сидя дома за персональным компьютером или у себя в кабинете, заказать, скажем,  сантехника, домработницу, организовать доставку стройматериалов. На сайте можно будет отследить весь маршрут заказа и ход его исполнения.

— Это ноу-хау в данном направлении, — говорит Лиза Мендыбаева. — Конечно, каталог услуг более сложный. В Актобе уже есть справочные службы, но они ограничиваются только предоставлением телефонов соответствующих фирм. Мы же будем гарантировать строгое выполнение заказа с выдачей акта по произведенным работам. Думаю, услугодатели поддержат нас.

Проект планируется запустить в октябре. Разработкой и дизайном сайта занимается  актюбинская студия.

Курдючный
бизнес

Еще одно предприятие, которому помогла нанять консультанта международная грантовая организация, находится в Иргизском районе. Чтобы поближе познакомиться с его деятельностью, пришлось довольствоваться заранее подготовленным видеороликом. ТОО «Алтын Асель» считается одним из крупных хозяйств в области по разведению племенных казахских курдючных, полугрубошерстных овец. Для ежегодного подтверждения  статуса племенного хозяйства ТОО должно выдерживать ряд стандартов, и для этого необходимо проводить специфические селекционно-племенные работы. Отдаленность аула не позволяет пригласить  высококвалифицированных специалистов. ТОО подало заявку в BAS, которая наняла ученого-животновода Куанышкали Есенгалиева. В итоге был реализован проект по улучшению качества породы. В 2007 году в «Алтын Асель» было 3,5 тысячи голов скота, сейчас — более 7 тысяч.

Повысился живой вес овец, а высота покрова шерсти выросла на 3-4 сантиметра.  Ежегодно хозяйство реализует на рынках города более одной тысячи голов овец.

Трех зайцев
одной
программой

Когда в 2008 году в Актобе открылся гостиничный комплекс «Дастан», фирма столкнулась с устаревшим программным обеспечением. По словам исполнительного директора комплекса Николая Чабаненко, руководители фирмы решили полностью перейти на новые программные продукты, которые состоят из трех отдельных программ. Все три программы были объединены в одно целое. Консультантом стала фирма «Пионер», известная установкой программ на территории Казахстана.

— Когда проект был готов, мы обратились в компанию BAS, которая выступила в роли донора и оплатила часть средств по внедрению автоматизации, — рассказывает Николай Чабаненко. —  Она нам обошлась в 40 тысяч долларов.

Грантодатель из них возместил 10 тысяч долларов. В итоге администрация может отслеживать все, что происходит в гостиничном  комплексе.

Клиент «Дастана» получает пластиковую карту и с ее помощью оплачивает за услуги, которые оказываются в комплексе. При выселении вся эта информация автоматически скапливается на его счету и предъявляется к оплате.

Как разъяснил исполнительный директор, тем самым они убивают сразу трех зайцев. Сотрудники не работают с наличными деньгами, им не надо выяснять, сколько стоит тот или иной товар или услуга – для этого достаточно нажать на соответствующую кнопку, и все прояснится. Во-вторых, сократилось число сотрудников гостиницы. Если раньше держали огромный штат бухгалтеров, то теперь с их обязанностями справляется один человек. В-третьих, отпала необходимость держать бухгалтера-калькулятора и производить ревизию. Весь использованный товар автоматически списывается.

— Это мировая практика, но для Актобе это пока ноу-хау. Мы первые, кто использует электронные ключи, — не без гордости говорит Николай Чабаненко.

Абат КАРАТАЕВ

Справка «АВ»

Консалтинг — в переводе формально консультирование. А фактически вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Это широкий комплекс консультационных и практических услуг, с одной стороны, а с другой – услуги в управлении и организации бизнеса.

Колонка "Взгляд"