1 марта — День рождения ассамблеи народа Казахстана
На заре Независимости многие эксперты предрекали Казахстану межэтнические столкновения в силу традиционной национальной пестроты. Почему не сбылся незавидный прогноз, как удалось построить уникальную модель мира – об этом и не только мы беседуем с политологом, докторантом АРУ имени К. Жубанова, старшим преподавателем кафедры общественно-гуманитарных дисциплин ЗКМУ имени М. Оспанова Саматом Кумыспаевым.
– Самат Самидуллаевич, сделайте, пожалуйста, небольшой исторический экскурс.
– Впервые идея создания такой организации была высказана в 1992 году на Форуме народов Казахстана, а образованная 1 марта 1995 года Ассамблея народов значилась как консультативно-совещательный орган при Президенте. Первая ее сессия прошла следом – 24 марта, и тогдашний Президент в выступлении четко обозначил направление работы органа – формирование модели межэтнического согласия. В документах находим подтверждение: «Поиск точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами. Без политики согласия и разумной национальной стратегии мы не сможем решать никаких задач».
Чтобы заявленное соответствовало действительности, Конституционной реформой 2007 года были закреплены девять мест от Ассамблеи в Мажилисе Парламента, а с 2022-го – пять мест в Сенате. То есть уже восемнадцать лет орган имеет конституционный статус. В 2023 году создана депутатская группа «Бір ел – бір мүдде» («Единая страна – единые интересы») из тридцати депутатов.
Позитивный опыт требовал законодательных движений. В 1995 году была принята Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан. Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» 2008 года определил нормативно-правовые основы ее деятельности в сфере межэтнических отношений, а в 2011-м утвердили Положение об Ассамблее, закрепляющее статус и полномочия органа и его общественных структур. Изменения и дополнения, внесенные в закон 2008 года, ориентированы на дальнейшее совершенствование деятельности этой уникальной организации: укрепляли инфраструктуру Ассамблеи, обеспечивали ее интеграцию в систему гражданского общества и государственной власти. В качестве иллюстрации приведу некоторые примеры.
Статья третья теперь гласит, что «целью Ассамблеи является обеспечение общественного согласия и общенационального единства в Республике Казахстан на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа». В статье четвертой читаем: «…обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, организаций и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления общественного согласия и общенационального единства»; «…укрепление единства народа Казахстана»; «…сохранение и развитие традиций, языков и культуры народа Казахстана». Статья пятая закрепляет недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Перечислять примеры можно долго, но главное в том, что Ассамблея из консультативно-совещательного органа превратилась в реальный политический институт и является фактором консолидации общества.
– Этнокультурные объединения – один из показателей не только стремления государства стимулировать гражданскую активность этносов, порою весьма малочисленных, но и сохранения нашей многонациональности, исторически сложившейся в ХХ веке. Прокомментируете?
– Эти объединения – свидетельство позиции человека, а именно стремления показать миру, что Родина – не только земля предков. ЭКО в Казахстане начали создаваться с 1992 года по инициативе представителей тех или иных наций на фоне активной эмиграции из-за экономических спадов и кризисов. Первая волна наблюдалась в начале 1990-х, вторая – в их середине. Обе обусловлены ростом казахоязычного городского населения, расширением пространства государственного языка, ростом школ с государственным языком обучения. Была еще одна волна, связанная с нефтяным бумом в РФ, она пришлась на нулевые. Замечу, что серьезный отток населения наблюдался в северных областях Казахстана, но не в нашей. Анализ ситуации не в моей компетенции, наверное, его должны делать социологи, но нужно помнить о тех, кто возвращался, и кто-то находил пристанище у нас, пусть даже и временное, во время серьезных конфликтов в своей стране. Мы никого не осуждаем, всех принимаем, всем желаем добра.
Что касается этнокультурных объединений региона, то они – очаги сохранения культур различных народов и приобщения к ним актюбинцев. Уникально, когда корейскую, немецкую или украинскую культуру порой представляют совсем не немцы, корейцы или украинцы. Окружающие воспринимают факт как норму, и это одна из ментальных составляющих нашего общества.
Более того, этнокультурные объединения являются формой самоуправления в сфере межэтнических отношений. Они помогают реализовать государственную политику по обеспечению единства граждан, укрепляют казахстанскую идентичность, воспитывают патриотов. А владение каждым членом ЭКО государственным языком (или стремление освоить язык) – лишнее доказательство активной гражданской позиции и признания консолидирующей роли коренного народа.
– Несмотря на общую стабильность межэтнических отношений, в новейшей истории встречались случаи, когда некоторые группы стремились к доминированию. Как ученый как вы оцениваете такие явления?
– Стремление к доминированию – явление редкое, чаще наблюдается в небольших населенных пунктах. Главное здесь, не дать ей перейти в деструктивную фазу, а триггером может стать не только этнический вопрос. Для примера вспомним кордайские события 2020 года, когда бытовой конфликт перерос в межэтнический. И хотя проблема в ведении совета общественного согласия, конфликт исчерпался благодаря вмешательству старейшин из числа дунган и казахов.
При Ассамблее работают различные советы, имеющие сферой влияния различные аспекты. Скажем, всем понятна консолидирующая и просветительская роль совета старейшин, ведь слушать старших и уважать их мнение принято у каждого народа.
Совет матерей как основа здоровья нации (морального в первую очередь) – хороший дискурс, и для эффективности работы этого совета я рекомендую пропагандировать позитивный опыт семей, где воспитываются дети различных национальностей (конечно, здесь речь и о приемных детях), семей, откуда вышли достойные граждане, яркие личности.
Из пятидесяти членов научно-экспертного совета двадцать восемь имеют научную степень доктора. Это важно, потому что названный совет ведет мониторинг политических процессов внутри страны и профессионально их корректирует.
Очень важная составляющая работы Ассамблеи – Ассамблея жастары. Владеющие языками – родным, государственным и русским, – эти парни и девушки проводят общественно-политические мероприятия патриотической направленности, подспудно стимулируют межкультурный диалог, формируют чувство гражданской общности. Не имеющие богатого жизненного опыта, но имеющие конструктивные цели, они обеспечивают эффективное взаимодействие государства и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, формируют общественное согласие в своей среде, содействуют госорганам в противодействии экстремизму и радикализму, ущемлению прав и свобод и так далее.
Перечислять все, что делает АНК, можно долго. Опыт Ассамблеи исключительно конструктивный, она доказала миру собственную жизнеспособность.
– Как политолог какие законодательные акты, способствующие формированию национального сознания, выделите?
– В 1989 году вышел закон «О языке», в 1997-м его редактировали. 1998 год был объявлен Годом народного единства и национальной истории, 1999-й – Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий – такие меры активизируют процесс единения общества. В 2004-м приняли программу «Мәдени мұра», в 2013-м – «Народ в потоке истории». Она подчеркивала воссоздание на базе передовой методологии и методики объективной истории казахского этноса и его исторических предшественников с древности до современности, истории сложения этнической и государственной территории, этапов формирования полиэтничности населения Казахстана. Венцом прежде проводимой работы стала программа «Рухани жаңғыру», но в рамках реализации и ее, и всех прежних программ Ассамблея народа Казахстана принимала самое активное участие.
Отдельные эксперты отмечают оптимальную модель АНК на постсоветском пространстве как один из ключевых инструментов, укрепляющих государственность и независимость.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из архива «АВ»