Быть или не быть газетам в бумажном формате? Директор ТОО «Ақтөбе Медиа» Раукен Отыншин точно знает ответ на этот вопрос: классика не уступит позиций инновациям. Листать живые страницы и перелистывать ленту на экране айфона – совсем не одно и то же. И пусть блогерство наступает на пятки журналистике, пусть дорожают типографские услуги, пусть тиражи не такие большие, но газета была, есть и будет.
Директор ТОО «Ақтөбе Медиа», председатель облфилиала Союза журналистов Казахстана Раукен Отыншин вспоминает первые годы независимости. Свобода слова выплеснулась на страницы газет, число которых росло, как грибы после дождя.
– В нашем регионе появились такие издания, как «Елімай», «Серпін-Резонанс», «Жас ұрпақ», «Тіл тағдыр» и многие другие. Проработав лет десять в газете «Ақтөбе», я тоже решил наладить свое дело – выпускать газету «Экономика. Бизнес». Это был 1998 год. Людям не хватало финансовых, экономических знаний, при том что активно создавались ТОО, ИП. Мы привлекали экспертов, разъясняли правила рыночных отношений. Потом была газета «Жаңа ғасыр – Новый век». Со временем учредители поняли, что невыгодно заниматься периодикой, поэтому редакции одна за другой стали закрываться, – начинает он беседу накануне Дня работников СМИ.
Сейчас другое время и проблемы прибавились другие. Их обсуждают всем миром, на уровне государств, но пока воз и ныне там. В прошлом году в Астане прошел крупный форум Astana Media Week, затем состоялся первый Центрально-Азиатский медиафорум.
– Буквально в прошлом месяце я выезжал в Актау, где отмечали 50-летие газеты «Маңғыстау» и 10-летие ТОО «Маңғыстау-Медиа», – продолжает Раукен Сагизбаевич. – В торжествах участвовали министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали, депутат Сената Нурторе Жусип, депутат Мажилиса Жанарбек Ашимжанов, заместитель завсекретариатом Госсекретаря РК Ержан Байтилес и другие известные личности. Аким области Нурлан Ногаев тоже поздравил юбиляров. Прошли мастер-классы, круглый стол, где мы поднимали проблемы печатных изданий. Один молодой коллега задал волнующий всех нас вопрос: «Как быть с тиражами? Подписка стремительно падает». Я поделился опытом, рассказал, как мы выживаем в таких сложных условиях. Оказалось, что для многих наши идеи были в новинку. Например, альтернативная подписка. Это когда мы по договору развозим газеты в организации, учреждения. Выгодно и им, так как стоимость дешевле получается, и нам. Чествование активных подписчиков – традиционная акция, но мы пошли дальше. Встречаясь с читателями, награждаем лучших призами имени их прославленных земляков. К примеру, в Алгинском районе верным подписчикам вручили памятные подарки, благодарственные письма, плюс вымпел с именем Есет батыра и такой же – с именем писателя Изтая Мамбетова. Такой шаг и стимулирует, и воспитывает патриотизм.
Раукен Отыншин вспомнил еще несколько фишек ТОО, направленных на привлечение читательской аудитории: это и розыгрыш лотерей с дорогостоящими призами, и звание «Человек года» по версии «Актюбинского вестника», и детские конкурсы с неизменными подарками, и концертные программы во время встреч с подписчиками, и спортивные состязания между компаниями-партнерами.
– Недаром в народе говорят, что под лежачий камень вода не течет, – приводит он пословицу. – Мы делаем все, что в наших руках, чтобы сохранить газету в бумажном варианте. Понимаем, что соцсети – веление времени, поэтому наши издания представлены на всех площадках интернета. Допустим, Instagram «Вестника» уже набрал свыше 37 тысяч подписчиков. Не так давно запустили канал на YouTube. Это тоже один из способов заявить о себе.
Местная исполнительная власть, по словам директора компании, оказывает солидную поддержку, без этого пришлось бы туго. На столе акима области аккуратной стопкой лежат под рукой «Актюбинский вестник» и «Ақтөбе». Дважды Ералы Тугжанов побывал за эти дни в нашем ТОО, лично дал старт экспедиции «Ауыл аманаты – бабалар аманаты», а 19 июня поздравил «АВ» со 105-летием. Про экспедицию Раукен Отыншин рассказал отдельно:
– Идея акима области по реализации «Ауыл аманаты» в рамках поручений Президента страны активно поддерживается сельчанами. Мы убедились в этом, когда выезжали делегацией в Хромтауский и Мугалжарский районы. Люди разводят мелкий и крупный рогатый скот, кур, гусей, уток. На льготный кредит, всего под два с половиной процента, закупают оборудование, открывают бани, пекарни, кафе. Наш десант был полезен во всех отношениях. В одном дворе женщина показала гусей, полученных в качестве товарного кредита, пожаловалась, что сарайчик для них уже мал. Тут же представители райакимата и СПК «Актобе» решили этот вопрос, пообещав дополнительно выделить ей средства. На самом деле, если сейчас не сохранить аул, то со временем процесс урбанизации захватит Великую степь, опустошит дома. Останутся на пустырях только могилы предков, к которым мы потом и проехать не сможем. Призыв Ералы Тугжанова подхватило наше товарищество. Мы решили объявить кампанию по поддержке проекта, проехать по всем двенадцати районам области, провести информационную работу. Ко Дню Республики планируем отметить двух лучших участников «Ауыл аманаты» званиями «Человек года» по версии областных изданий, подарить им ценные подарки, путевки в местный санаторий и годовую подписку. Будут номинации «Лучший животновод», «Лучший растениевод» и так далее, поощрения предпринимателям-спонсорам. Таким образом, мы тоже вносим вклад в этот проект.
Кстати, в честь юбилея «Вестника» аким региона наградил троих ветеранов нагрудным знаком «Облысқа сіңірген еңбегі үшін», шестерых сотрудников – благодарственным письмом.
– Жизнь показывает, что еще не время уходить печатным изданиям с медиапространства, – делится размышлениями Раукен Сагизбаевич. – К нам часто обращаются с просьбой напечатать статью к юбилею или для отчета перед вышестоящими органами, или как в последнюю инстанцию после хождения по кабинетам. Что интересно, иногда человек не хочет подписываться на издание, не читает вышедшие номера, мало того, подстрекает других отказаться от подписки, а когда ему нужно, звонит: «Срочно надо опубликовать материал, выручайте». Огорчает, что так поступают в том числе госслужащие, призванные вести идеологическую работу среди населения. Выручаем, конечно, но осадок остается.
Наши областные издания накопили за вековую историю солидный опыт и профессионализм. Если «Вестник» перешел рубеж в 105, то «Ақтөбе» отметит 100-летие в следующем году. Авторитет мы заслужили благодаря достоверной, позитивной информации, никогда не акцентируем негатив, не ищем дешевых сенсаций, как это делают желтая пресса или блогеры, собирая лайки.
Напоследок директор ТОО касается проблемных моментов, главный из которых – своевременная доставка корреспонденции в отдаленные села.
– Если в Турции почта доходит до адресата за четыре часа, в Японии – за сорок минут, то у нас колесит по дорогам неделями, а то и месяцами. Ежегодно мы подписываем меморандум с филиалом Казпочты, просим рассмотреть все варианты для быстрой доставки. Руководство пыталось использовать дроны, но пока это неэффективно, – констатирует Раукен Сагизбаевич. – Еще один вопрос – рост цен на бумагу, типографские услуги. Без государственной поддержки печатным изданиям невозможно продержаться. Об этом мы говорим на самом высоком уровне. Надеюсь, нас услышат, и в Законе «О средствах массовой информации» будут отражены рекомендации, пожелания мастеров пера.
28 июня – День работников связи и информации
Большая семья «AQTÓBE»
За каждым выпуском новостей и программой ТВ стоит огромная работа команды. С утра до вечера, в будни и праздники здесь кипит жизнь. И все для того, чтобы преподнести зрителям качественный телевизионный продукт.
Единственное областное телевидение «Aqtóbe» вещает уже больше 60 лет, но около 70% его сотрудников – это молодые, креативные личности, которые вносят и реализуют новые идеи.
Директор телеканала Гани Жапишов отмечает: с повышением зарплаты, которая ранее была самой низкой в АО «РТРК «Казахстан», проблема с текучестью кадров решилась. В предыдущие два года уволилось 34 человека. Благодаря поддержке акима области зарплату сотрудникам подняли за год в целом на 70%.
Сегодня «Aqtóbe» смотрят жители практически всех населенных пунктов области. Творческая и техническая команды, объединив усилия, готовят для них авторские передачи и документальные фильмы. Они поднимают, освещают, обсуждают вопросы духовно-культурной, социальной, политической сферы. В общей сложности в сетке вещания 35 программ на государственном и русском языках.
– Благодаря спутниковой сети «Отау ТВ» нас смотрят и в других городах страны. В следующем году планируем обновить технику, новостную и тематическую студии. В этом году провели текущий ремонт здания, приобрели часть необходимого оборудования, – рассказал директор канала.
Согласно мониторингу, наибольшей популярностью среди зрителей пользуются программы «Подкаст» и «Бестің шәйі». Не считая, конечно, новостных блоков. Долгое время они занимают лидирующие позиции, особенно по просмотрам в YouTube.
– Среди областных телеканалов мы первые открыли передачу «Подкаст», где ведущий с гостями может свободно говорить на злободневные темы, – продолжает Гани Жапишов.
Естественно, канал шагает в ногу со временем и представлен во всех соцсетях. Больше всего интерес у актюбинцев вызывает их канал на YouTube, в Instagram, Telegram и Facebook. Если все это суммировать, у них свыше 45 тысяч подписчиков.
Надо отметить, что каждый год компания отправляет сотрудников технического и творческого отделов на стажировку и повышение квалификации в Астану. Ведущие журналисты Казахстана делятся мастерством, секретами и нюансами нелегкой, но увлекательной профессии. Вот и в этом году на сентябрь-октябрь запланированы двухнедельные курсы в Казмедиацентре.
Говорить о том, что «Aqtóbe» всегда был и остается кузницей кадров для республиканских СМИ, наверное, излишне. Многие из корреспондентов, операторов, режиссеров, работающих в редакциях главных телевизионных каналов РК, начинали карьеру в Актобе.
– Я и сам год отработал здесь, а потом десять лет в Астане, на канале «Хабар». Наши журналисты трудятся в корпунктах и на телеканалах столицы. Речь не только о ведущих, чьи лица мы каждый день видим на голубых экранах, но и о тех, кто остается за кадром – операторы, монтажеры, режиссеры и другие. Все они являются неотъемлемой частью большой семьи нашего «Aqtóbe», – подчеркнул директор канала.
В эфир – только позитив
Работу на радио всегда отличали оперативность и мобильность. При должной подготовке радиоведущий может быть и редактором новостей, и диктором.
Ведущий на радио – это не просто голос из приемника. Это человек, который может создать нужное настроение, вызвать определенные эмоции и чувства. Для этого ему необходима отличная дикция, эрудированность, своеобразный творческий дар и харизма. Хороший радиоведущий умеет расставлять акценты в своей речи и формирует у слушателей определенное мнение.
Однако его работа – это не только выступление в эфире. Разработка передач, их запись и монтаж – вот далеко не полный список того, чем заполнены будни сотрудника радио.
Передача в эфир информации о событии занимает всего несколько минут, тогда как на телевидении надо подготовить картинку, видео, а в газете – ждать выхода номера.
«Актобе Радио» – местная радиостанция, потому в приоритете новости региона. Исполнительный директор компании Сергей Довгалюк (на верхнем фото слева) рассказал, что их слушателями являются не только жители города. Многие из тех, кто переехал из Актобе в другие города и страны, находят любимую волну через интернет. То есть социальные сети в помощь радиостанции.
– Вещая только на частоте ФМ, мы охватываем лишь Актобе и пригород. Выход в интернет-пространство позволил слушать нас в разных странах. Бывает так, что по техническим причинам пропадает вещание во всемирной паутине, в такие моменты на электронную почту приходят сообщения об отсутствии сигнала. Помню, нам писали из Польши, Германии, Узбекистана, России, – рассказал собеседник.
Он не отрицает, что, как и в любой другой сфере, есть проблемы с кадрами. После отбора претендентов, обратившихся по объявлению, проводится запись и обучение.
– На нашем радио есть музыкальные ведущие, которые работают больше двадцати лет. Они передают опыт молодым коллегам. Это касается не только речи и дикции, но и того, как подавать себя в эфире.
Каждый, кто только начинает работать или мечтает быть радиоведущим, должен знать главное правило – оставлять проблемы и плохое настроение за дверями студии. В эфир нужно выходить с хорошим настроем, – делится секретами мастерства Сергей.
Сотрудники нередко участвуют в форумах для радийщиков. После таких встреч появляются новые программы, спикеры, партнеры, единомышленники, проводятся радиомосты. К примеру, во время праздников ведущие «Актобе Радио» выводят в эфир коллег из других стран.
– Программы постоянно обновляются, нет гарантии, что передача будет популярна. Хотя у нас были такие, что крутились десять лет. Запускаем новую в эфир, мониторим по отзывам, звонкам. Если проект неинтересен, средний срок его существования составляет три месяца. А если отклики положительные и аудиторию собирает, то выходит на протяжении трех лет.
Техническое оснащение радиостанции постоянно меняется. Сломанный микрофон, к примеру, сложно отремонтировать. Обычная техника из наших магазинов не подходит. У нас специальные профессиональные микрофоны, микшеры, звуковые карты. Помимо студии, откуда идет прямой эфир, есть студия звукозаписи, которая также требует определенных вложений. Обновление оборудования происходит по мере выхода из строя, – объяснил Сергей Довгалюк.
Исполнительный директор, исходя из своего опыта, отмечает: аудитории нравится слушать новостные блоки, а также поздравительные и развлекательные программы с розыгрышами и подарками.
Над Главной темой работали Гульсым НАЗАРБАЕВА, Баян САРИЕВА