Главное приключение лета — фестиваль авторской песни «Степной аккорд» — успешно завершилось. Его высокий статус, размах и многообразие отметили каждый гость, участник и посетитель.
О дружбе и любви к жанру
Цитата из песни автора-исполнителя Игоря Игумнова, члена жюри, в заголовок вынесена намеренно. Авторская песня (часто ее называют бардовской, что не совсем правильно), вышедшая из глубин эпохи тоталитаризма, помогала гражданам СССР раскрепоститься, реализовать себя творчески. Впрочем, разумное, доброе, вечное, пропагандируемое авторами, актуально и сегодня.
— Конечно, темы этих песен разные, — поделилась поклонница жанра Роза. — Но они все — из любви к человеку. Даже если тема печальна, она обязательно нацелена на happi and, позитив.
Шестой «Степной аккорд» поразил количеством людей, в том числе тех, кто на нем впервые. Как, например, Павел Коровин, главный редактор газеты «Орские известия», депутат Орского горсовета, инженер-геолог-геофизик по специальности.
— Я здесь, во-первых, чтобы отдохнуть, а во-вторых, чтобы поучиться, — признался Павел Семенович. — Я вхожу в оргкомитет фестиваля «Бабье лето», который будет проводиться уже 32-й раз.
Долгое время я самонадеянно считал жанр движением к земле, а не к небу, особенно на фоне академического искусства. Но авторская песня, возникшая в эпоху тоталитаризма на фоне протеста, заставила себя уважать.
Как? Фестивали на природе, жизнь в палатках, песни у костра — авторы-исполнители в буквальном смысле ушли на природу, чтобы там проявлять и развивать свое искусство, и это искусство постепенно стало признано обществом, стало частью нашей культуры. Оно своеобразно, уникально, а его мастера сегодня собирают престижные залы и стадионы, что не всегда наблюдается у звезд поп-культуры.
В Орске уже 90 лет работает литературное объединение «Сонет». Именно оно привело меня на нашу поляну песен и надломило мою шкалу ценностей в сторону авторской песни. Сегодня я наслаждаюсь этим искусством вместе с внуками, а внуки, признаюсь, дурному не научат.
Поэт и автор-исполнитель из Оренбурга, кандидат педагогических наук Дмитрий Ананьев высказался, что его жанр приучает к хорошему людей всех возрастов:
— А «Степной аккорд» особенно, так как здесь не только звучат музыка и хорошие стихи, но и проводятся различные конкурсы — спортивные, математические, юных художников и другие.
Все фестивали, на которых я бываю, песенные, а ваш — разноплановый, на любой вкус. Его камерность обусловливает душевность, другого столь душевного фестиваля я не знаю. Как педагог скажу, что сюда нужно привозить детей, ведь здесь они приучаются ко всему хорошему, что есть в жизни.
Резюмируя респондентов, заметим, что каждый второй, ступающий на поляну с палаткой и огромным рюкзаком, сразу попадает в объятия давних друзей в буквальном смысле слова. И не важно, что с некоторыми видятся только на фестивале.
[box type=»shadow» ]Наши люди
Владимир и Рита Кузины известны актюбинцам как актеры драмтеатра имени Т. Ахтанова и как исполнители авторских песен, стоящие у истоков развития жанра в нашем городе. Сегодня чета служит в государственном русском академическом театре в Уфе, но «Степной аккорд» не пропускает.
— На фестивале мы встречаемся и общаемся со всеми, кого не успеваем повидать в Актобе, — говорит Владимир. — В Уфе мы наслаждаемся работой, но душевность «Степного аккорда» невозможно заменить ничем, поэтому мы здесь. [/box]
На гранях трех дней
Попробуем разобраться, что такое «Степной аккорд». Его вдохновителем и автором идеи является бард-клуб «Рюкзак» при городском Доме культуры, организует действо и финансирует акимат Актобе. Председатель оргкомитета — заместитель акима города Лаззат Уразбаева, ее заместитель — директор ГДК Даметкен Жалгасова, директор фестиваля — руководитель отдела культуры и развития языков Алтынай Юнисова, художественный руководитель — Ольга Акчурина. Звукооператором является оренбуржец Вадим Майко, на протяжении многих лет выполняющий эту работу и на Грушинском фестивале.
Неизменными членами жюри «Степного аккорда» на сегодня являются авторы и исполнители Виктор Калачев (Кувандык, РФ), Владимир Тиньгаев (Байконур), Гульзада Бейсембаева (Астана), Николай Зверев (Шымкент) и оренбуржцы Дмитрий Ананьев и Владимир Шадрин. В нынешнем году к ним присоединились Игорь Игумнов (Курган, РФ) и Эдуард Двухименный (Алматы).
Все гости отмечают масштабность «Степного аккорда» хотя бы по тому фактору, что здесь можно запросто пообщаться со звездами.
— В Актобе мы встречаемся с исполнителями, которые постоянно где-то гастролируют, — заметил заслуженный работник культуры РФ и организатор фестиваля «Кувандык» Виктор Калачев. — Сюда приезжают самые яркие представители жанра, ставшие атрибутами Грушинского фестиваля. Там их охраняет полиция, а здесь они доступны для общения все три дня. И мне импонирует, что в Актобе я пребываю в одном ряду с ними. Радует и то, что в вашем городе поют мои песни.
Размышляя о развитии жанра, о массовости фестиваля, Виктор Павлович сделал резонное замечание:
— Статус фестиваля формируют авторы, число коих предугадать невозможно, творчество вообще непредсказуемо. Поэтому конкурсная ситуация должна работать в течение года на уровне районов, города, области, республики, даже на предприятиях, в вузах, ссузах. Нужно подключить туристическую станцию.
В концертной программе «Степного аккорда-2017» поклонники авторской песни насладились не только выступлениями членов жюри, победителей прошлых лет и нынешних конкурсантов, но и стали зрителями нескольких шоу, представленных Актюбинским филиалом федерации капоэйра и оборонно-патриотическим клубом «Долг».
А сколько было конкурсов! По шахматам, шашкам и головоломкам «Змейка Рубика», организованных кандидатом педагогических наук из Оренбурга Владимиром Шадриным, детского рисунка и фигур на песке, проводимых художественным лицеем. Туристическая станция предоставила возможность всем желающим испытать себя на канатной переправе, установленной между деревьями.
Уникальность «Степного аккорда» и в том, что сюда можно приехать всей семьей, как, например, Казанцевы (фото внизу). Уже шестой раз они приезжают на фестивальную поляну, прирастая год от года внуками.
— Нашей старшей внучке 19 лет, а самому маленькому 22 июля исполнилось шесть месяцев, — с улыбкой говорит Ольга Александровна. — Сейчас есть масса вещей, обеспечивающих комфорт для малышей (накомарники, манежи и т.д.), и мы ими пользуемся, с пеленок прививая внукам ценности, которые несет авторская песня. Здесь обеспечена безопасность, различные конкурсы и призы, на детской площадке работают волонтеры — ну как не привезти ребят на фестиваль?
Как подчеркнул Виктор Калачев, фестиваль — это 24 часа песен, и, кроме уже любимых авторов и исполнителей, гости поляны громко аплодировали уже полюбившимся самодеятельным артистам и открывали для себя творчество новых знакомых — Игоря Игумнова, дуэта «Северный ветер» Эдуарда Двухименного и Наргиз Жолымбетовой, гитариста-виртуоза из Оренбурга Сергея Яхонтова.
Выгодное географическое месторасположение актюбинского фестиваля отметила член жюри, руководитель фестиваля «Струнная капель» Гульзада Бейсембаева:
— Эдакий стратегический песенный форум: сюда приезжают те, кому трудно добраться в глубь Казахстана, а ведь для развития жанра это очень важно — в плане обмена опытом, дружбы между клубами разных стран. В течение нескольких лет наблюдаю работу Вячеслава Голубева (Оренбург), который привозит на «Степной аккорд» своих воспитанников, и скажу, что на их уровень надо равняться всем.
Главный гость
Председатель жюри на каждом фестивале новый. Нынче в этой роли выступил один из лучших современных бардов — Сергей Матвеенко (Москва; на верхнем фото справа).
Для тех, кто не знаком с его творчеством, есть YOU TUBE, а эксклюзивно для гостей фестиваля Сергей Леонидович рассказал, что имеет бриллиантовый крест «Народное признание» (2015 год) за победу в конкурсе песен, посвященных Великой Отечественной войне; песню «Баллада о невоевавшем поколении» на стихи Иосифа Рабиновича он исполнял в Кремле; его имя наряду с именами Бориса Штоколова, Елены Камбуровой, Владимира Меньшова, академика Бардина входит в энциклопедию «400 знаменитых людей Новокузнецка», а Юрге Кемеровской области в 2005 году установлен памятник «Поющий вороненок» в честь героя его песни «Вороненок».
— Эта песня долгое время была единственной песней о детском геноциде. У памятника теперь открывают Всероссийский фестиваль авторской песни «Бабье лето». «Степной аккорд» — очень уютный фестиваль, душевный. Видно, что все приезжают сюда для общения.
Национальная идея о том, чтобы семья всегда была вместе, здесь реализуется сполна: дети сидят рядом со взрослыми, понимают, что они нужны. А многие пребывают на порядок выше взрослых — это я понял по конкурсантам, — говорит Сергей Матвеенко.
Слово организаторам
Директор фестиваля Алтынай Юнисова выразила благодарность всем службам, задействованным в работе «Степного аккорда»:
— Нам помогали все городские отделы: безопасность обеспечивали полицейские, замечательно сработала городская энергосистема, отдел предпринимательства, дежурили врачи спортивно-реабилитационного центра «Боли.net», помогали отдел образования, Актюбинская ОДТ АО «Казахтелеком», «Акбулак» обеспечивал поляну питьевой водой, ЖКХ позаботился о своевременном привозе песка и вывозе мусора. Все, что мы планировали сделать для горожан и гостей Актобе, сработало без заминок – спасибо всем.
Руководитель областного управления культуры, архивов и документации Маржан Корганбаева, до нынешнего года возглавлявшая фестиваль, сказала:
— Все прошло в привычном русле, без нарушения традиций. Люди едут на фестиваль в еще большем количестве, выявляются новые таланты — это главное.
Инициатор и идейный вдохновитель «Степного аккорда» Ольга Акчурина главным показателем уровня форума назвала благодарность его поклонников.
— И даже новых поклонников. Те, кто не успел сказать спасибо, покидая поляну, пишут мне теплые признания. Как одна из организаторов скажу, что по мере обрастания опытом мы укладываемся в график насыщенной программы — все делаем плотно, без проволочек. Микрофон на сцене выключился в четвертом часу, а люди не заметили. И фестиваль продолжился у костров…
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Евгения СТЕФАНОВА